Цель: определения уровня ситуативной и личностной тревожности.
Материал и оборудование: блинки методики, ручка.
Процедура проведения.
Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Исследование проводится в два этапа, каждый из которых предваряется инструкцией.
Этап 1:
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция:
« Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет ».
Бланк методики
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я ощущаю душевный покой | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряжения | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
Этап 2:
|
Шкала личной тревожности
Инструкция.
« Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет ».
Бланк методики
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
У меня бывает приподнятое настроение | |||||
Я бываю раздражительным | |||||
Я легко расстраиваюсь | |||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
Я чувствую прилив сил и желание работать | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Меня тревожат возможные трудности | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я бываю вполне счастлив | |||||
Я все принимаю близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя беззащитным | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов.
|
Производится расчет показателей реактивной и личностной тревожности по формулам:
PT = å1 - å2 + 50,
где å1 - сумма цифр по пунктам шкалы реактивная тревожность: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
å2 – сумма остальных цифр по пунктам: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = å1 - å2 + 35,
где å1 - сумма цифр по пунктам шкалы личностная тревожность: 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
å2 – сумма остальных цифр по пунктам: 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Интерпретация и анализ результатов.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (реактивной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
§ до 30 баллов – низкая тревожность,
§ 31 - 44 балла – умеренная тревожность;
§ 45 и более – высокая тревожность.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
|
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.