Бакалавр
Форма обучения
Очная
Чебоксары - 2010
Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 220400 - «Управление в технических системах», утвержденного приказом Минобрнауки РФ 22 декабря 2009 г. № 813
Составитель: доцент В.И. Горбунов ______________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры управления и информатики в технических системах
(протокол № _____ от ___________2010 г.).
Зав. кафедрой: профессор А.А. Афанасьев ______________
Рабочая программа согласована с Методической комиссией выпускающего факультета РТЭ.
Председатель комиссии, декан: профессор В.С. Пряников ________________
СОГЛАСОВАНО:
Зам. начальника УМУ: доцент М.Ю. Харитонов __________________
Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Инженерная психология и педагогика» объединяет две научные дисциплины: психологию и ПЕДАГОГИКУ.
Назначение данной дисциплины - формирование интереса к психолого-педагогической тематике, к стремлению познать себя, к самосовершенствованию. В последнее входят: преодоление стрессов, утомления, укрепление здоровья; совершенствование в профессиональном отношении (постановка целей, развитие памяти, творческих способностей, мастерства); оптимизация и адаптация своего поведения в обществе (развитие способностей понимать других, побуждать их к эффективно деятельности, не допуская ухудшения отношений, установление нужного уровня уверенности в себе); повышение эффективности обмена информацией. Материал по педагогическому разделу помогает понять сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Исходные знания, умения, навыки, компетенции, нужные для освоения данной дисциплины, берутся из жизни, формируются в процессе аудиторных занятий и вне их.
Освоение дисциплины «Инженерная психология и педагогика» необходимо для всех элементов учебного плана, однако результат зависит от мотивации, уровня самосознания, которых явно недостаточно, например, на 1-м курсе обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины АИУС
Процесс изучения дисциплины «Инженерная психология и педагогика» направлен на формирование следующих компетенций:
- способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития и устранения недостатков (ОК-7);
- способность организовывать работу малых групп исполнителей (ПК-23).
В результате изучения дисциплины «Инженерная психология и педагогика» студент должен:
знать о структуре психики человека, о функциональной асимметрии мозга и её роли в процессах творчества, о классификации способностей на общие и специальные, о результатах тестирования своего интеллекта и творческого потенциала, о направленности своей личности, о разных научных школах общения, о роли невербального языка, о соционической модели личности, об особенностях поведения человека в малых группах;
- о современных моделях образования, о методах и средствах организации и управления педагогическим процессом, в том числе о методах самостоятельной работы, о возможности самоуправления с помощью стимулов (подкреплений)
Уметь выделять в своей деятельности функции правого и левого полушарий головного мозга, прежде всего, для совершенствования процессов творчества, техники быстрого чтения и т.д., видеть акцентуированные проявления характеров, ослаблять влияние стрессовых ситуаций с помощью механизмов психологической защиты и поисковой активности, выделять достоинства и недостатки в речевых и невербальных компонентах общения; поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе; подбирать методы самостоятельной работы, соответствующие конкретной ситуации;
владеть: приёмами развития образного мышления,психологической защиты, поисковой активности; стилем общения, наиболее соответствующим личностным качествам;
правилами построения соционических моделей людей и прогнозирования результатов их взаимодействия; приемами психической саморегуляции и управления с помощью стимулов (подкреплений).
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего Часов | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Контроль самостоятельной работы | ||
Вид промежуточной аттестации | Зачёт | |
Общая трудоемкость дисциплины Час. Зач. ед. | ||
Семестр |
Таблица 2
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ | СРС | Всего Часов |
1. | Психические познавательные процессы. Структура психики. | ||||
2. | Биологическая подструктура личности. | ||||
3. | Психологическая подструктура личности. | ||||
4. | Личность. | ||||
5. | Межличностные отношения | ||||
6. | Соционическая модель личности. | ||||
7. | Элементы практической психологии. | ||||
8. | Элементы социальной психологии | ||||
Основные понятия педагогики. | |||||
Принципы, формы, методы обучения | |||||
Всего часов |
4.2. Содержание лекционных занятий
Раздел 1. Психические познавательные процессы. Структура психики.
Функции и структура психики: процессы, состояния, свойства.Внимание, ощущение, восприятие, представление, воображение. Мышление. Память. Эмоционально-волевая сфера. Специфические состояния психики человека. Структура психики человека..
Раздел 2. Биологическая подструктура личности.
Темперамент, задатки. Биологические потребности. Функциональная асимметрия мозга. Роль образного мышления в процессах творчества, в технике быстрого чтения.
Раздел 3. Психологическая подструктура личности.
Характер, его деловая типология. Акцентуация характеров. Общие и специальные способности. Интеллект и творчество, их тестирование. Модели мыслительных процессов. Эвристические приемы. Интеллектуальная активность.
Раздел 4. Личность.
Характеристики. Направленность личности. Карта личности. Потребностно-мотивационная сфера личности.Стресс и личность. Механизмы психологической защиты. Поисковая активность и её влияние на адаптацию человека.
Раздел 5. Межличностные отношения. Аспекты, средства, барьеры общения. Общение и речь. Невербальный язык. Общение по Э. Берну. Общение по Карнеги, его правила делового общения. Ассертивный подход в общении.
Раздел 6. Соционическая модель личности.
Основные психические функции по К. Юнгу и в соционике. Экстравертированность - интровертированность, рациональность - иррациональность, логичность-эмоциональность, интуиция - сенсорика. Соционические типы людей и прогнозирование результатов их взаимодействия.
Раздел 7. Элементы практической психологии.
Тестирование качеств характера и личности. Приемы психической саморегуляции. Управление с помощью стимулов (подкреплений).
Раздел 8. Элементы социальной психологии. Психология малых групп. Формы самоутверждения и лидерство в коллективе. Психология конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе.
Раздел 9. Введение в педагогику.Цели и идеалы образования. История педагогики. Современные модели образования. Компетентностный подход. Потребностно-информационный подход к образованию.
Раздел 10. Методы и средства организации и управления педагогическим процессом. Дидактические принципы. Формы организации учебной деятельности. Методыобучения. Индивидуализация обучения. Методы самостоятельной работы. Роль контроля качества образования. Управление с помощью стимулов (подкреплений): принципы обучения с помощью подкреплений, методы избавления от нежелательного поведения. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Мастерство педагогического общения. Управление образовательными системами.
Содержание практических занятий
№ п/п | № раздела | Темы практических занятий | Трудоемкость (час.) |
1,2 | Методика «Карта интересов»; оценка темперамента, эмоционально-волевой сферы. | ||
Опросник Айзенка; деловая типология людей; тест на самооценку | |||
2,3 | Тест интеллектуальной энергии, тест на нереализованный интеллектуальный потенциал; тест на творческий потенциал; | ||
3,4 | «Модифицированный психодиагностический тест» | ||
4,5,8 | Сюжетно-ролевая игра на психологическую наблюдательность. | ||
Приемы психической саморегуляции. | |||
Определение соционического типа личности. | |||
5,6 | Диагностика межличностных отношений: соционическая модель, тест Лири. | ||
Оценка коммуникативных и организаторских качеств. | |||
5, 8 | Поведение человека в конфликтных ситуациях. | ||
3,4,5,8 | Сюжетно-ролевая игра на групповое решение задач. | ||
Тренинг на управление с помощью стимулов (подкреплений). | |||
Всего часов |
5. Образовательные технологии
Учебная программа включает в себя вопросы из двух научных дисциплин: "Психология" и "Педагогика", рассматриваемых, в основном, последовательно. При изучении некоторых вопросов психологии в качестве примеров приводятся прикладные задачи из педагогики и, наоборот, при изучении некоторых вопросов педагогики делаются ссылки на лежащие в их основе положения психологии. Кроме того, в заключение курса проводится ретроспективный анализ внутрипредметных связей.
В программу включены вопросы гуманизации образования, потребностно-информационный подход к организации поведения, соционическая модель личности и межличностных отношений, управление с помощью стимулов. Выделено ядро психолого-педагогических знаний и умений, которое может быть понятно, интересно и полезно при их изучении как непрофилирующих. На это же направлены и темы практических занятий.
Структура материала, последовательность тем систематизированы, содержание характеризуется лаконичностью, использованием средств наглядности. Так, во второй теме кратко излагается содержание всего раздела психологии, на основе понятия "ядра личности" дается в форме таблицы и рисунка ее психологическая структура, которая затем раскрывается в направлении от биологического к социальному. При таком подходе, например, тема "Темперамент" дается одной из первых. В педагогическом блоке принята классическая последовательность, введены темы «Управление» и нечасто встречаемая тема "Управление с помощью стимулов".
Методика изучения дисциплины опирается на то, чтоналичие монографий и печатных конспектов лекций, близких к предлагаемой программе, позволяет по ряду тем перенести акцент на самостоятельную работу (домашнюю и аудиторную в присутствии преподавателя). Это дает возможность изменить роль части лекции: не передавать сведения, а управлять процессом самостоятельного анализа и обобщения. Широкое использование графических средств (схем, рисунков, таблиц) повышает наглядность, улучшает возможность контроля знаний.
Часть лекционных занятий проводится с применением демонстрационного материала (класс ПЭВМ или ПЭВМ с проектором). Этот материал носит иллюстративный характер (схемы, графики) и не подменяет конспекта, который студент должен составлять самостоятельно.
Практические занятия проводятся в компьютерном классе с использованием оригинальных методик и программ. Часть задач даётся студентам как домашние задания. В процессе проведения практических занятий широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, тренинги), что позволяет формировать и развивать профессиональные навыки студентов. Удельный вес таких занятий составляет более 20% аудиторных занятий.