Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины АИУС




Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Чебоксары - 2010

 

Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 220400 - «Управление в технических системах», утвержденного приказом Минобрнауки РФ 22 декабря 2009 г. № 813

 

Составитель: доцент В.И. Горбунов ______________

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры управления и информатики в технических системах

(протокол № _____ от ___________2010 г.).

Зав. кафедрой: профессор А.А. Афанасьев ______________

 

Рабочая программа согласована с Методической комиссией выпускающего факультета РТЭ.

Председатель комиссии, декан: профессор В.С. Пряников ________________

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам. начальника УМУ: доцент М.Ю. Харитонов __________________

 

 

Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Инженерная психология и педагогика» объединяет две научные дисциплины: психологию и ПЕДАГОГИКУ.

Назначение данной дисциплины - формирование интереса к психолого-педагогической тематике, к стремлению познать себя, к самосовершенствованию. В последнее входят: преодоление стрессов, утомления, укрепление здоровья; совершенствование в профессиональном отношении (постановка целей, развитие памяти, творческих способностей, мастерства); оптимизация и адаптация своего поведения в обществе (развитие способностей понимать других, побуждать их к эффективно деятельности, не допуская ухудшения отношений, установление нужного уровня уверенности в себе); повышение эффективности обмена информацией. Материал по педагогическому разделу помогает понять сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Исходные знания, умения, навыки, компетенции, нужные для освоения данной дисциплины, берутся из жизни, формируются в процессе аудиторных занятий и вне их.

Освоение дисциплины «Инженерная психология и педагогика» необходимо для всех элементов учебного плана, однако результат зависит от мотивации, уровня самосознания, которых явно недостаточно, например, на 1-м курсе обучения.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины АИУС

Процесс изучения дисциплины «Инженерная психология и педагогика» направлен на формирование следующих компетенций:

- способность владеть культурой мышления, способность к обобще­нию, анализу, восприятию информа­ции, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность к кооперации с колле­гами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность стремиться к самораз­витию, повышению своей квалифи­кации и мастерства (ОК-6);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, на­мечать пути и выбирать средства развития и устранения недостатков (ОК-7);

- способность организовывать работу малых групп исполнителей (ПК-23).

 

В результате изучения дисциплины «Инженерная психология и педагогика» студент должен:

знать о структуре психики человека, о функциональной асимметрии мозга и её роли в процессах творчества, о классификации способностей на общие и специальные, о результатах тестирования своего интеллекта и творческого потенциала, о направленности своей личности, о разных научных школах общения, о роли невербального языка, о соционической модели личности, об особенностях поведения человека в малых группах;

- о современных моделях образования, о методах и средствах организации и управления педагогическим процессом, в том числе о методах самостоятельной работы, о возможности самоуправления с помощью стимулов (подкреплений)

Уметь выделять в своей деятельности функции правого и левого полушарий головного мозга, прежде всего, для совершенствования процессов творчества, техники быстрого чтения и т.д., видеть акцентуированные проявления характеров, ослаблять влияние стрессовых ситуаций с помощью механизмов психологической защиты и поисковой активности, выделять достоинства и недостатки в речевых и невербальных компонентах общения; поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе; подбирать методы самостоятельной работы, соответствующие конкретной ситуации;

владеть: приёмами развития образного мышления,психологической защиты, поисковой активности; стилем общения, наиболее соответствующим личностным качествам;

правилами построения соционических моделей людей и прогнозирования результатов их взаимодействия; приемами психической саморегуляции и управления с помощью стимулов (подкреплений).

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Таблица 1

Вид учебной работы Всего Часов  
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)    
Подготовка к практическим занятиям    
Контроль самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации Зачёт  
Общая трудоемкость дисциплины Час. Зач. ед.    
Семестр    

Таблица 2

№ п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ СРС Всего Часов
1. Психические познавательные процессы. Структура психики.        
2. Биологическая подструктура личности.        
3. Психологическая подструктура личности.        
4. Личность.        
5. Межличностные отношения        
6. Соционическая модель личности.        
7. Элементы практической психологии.        
8. Элементы социальной психологии        
  Основные понятия педагогики.        
  Принципы, формы, методы обучения        
  Всего часов        

 

4.2. Содержание лекционных занятий

Раздел 1. Психические познавательные процессы. Структура психики.

Функции и структура психики: процессы, состояния, свойства.Внимание, ощущение, восприятие, представление, воображение. Мышление. Память. Эмоционально-волевая сфера. Специфические состояния психики человека. Структура психики человека..

Раздел 2. Биологическая подструктура личности.

Темперамент, задатки. Биологические потребности. Функциональная асимметрия мозга. Роль образного мышления в процессах творчества, в технике быстрого чтения.

Раздел 3. Психологическая подструктура личности.

Характер, его деловая типология. Акцентуация характеров. Общие и специальные способности. Интеллект и творчество, их тестирование. Модели мыслительных процессов. Эвристические приемы. Интеллектуальная активность.

Раздел 4. Личность.

Характеристики. Направленность личности. Карта личности. Потребностно-мотивационная сфера личности.Стресс и личность. Механизмы психологической защиты. Поисковая активность и её влияние на адаптацию человека.

Раздел 5. Межличностные отношения. Аспекты, средства, барьеры общения. Общение и речь. Невербальный язык. Общение по Э. Берну. Общение по Карнеги, его правила делового общения. Ассертивный подход в общении.

Раздел 6. Соционическая модель личности.

Основные психические функции по К. Юнгу и в соционике. Экстравертированность - интровертированность, рациональность - иррациональность, логичность-эмоциональность, интуиция - сенсорика. Соционические типы людей и прогнозирование результатов их взаимодействия.

Раздел 7. Элементы практической психологии.

Тестирование качеств характера и личности. Приемы психической саморегуляции. Управление с помощью стимулов (подкреплений).

Раздел 8. Элементы социальной психологии. Психология малых групп. Формы самоутверждения и лидерство в коллективе. Психология конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе.

Раздел 9. Введение в педагогику.Цели и идеалы образования. История педагогики. Современные модели образования. Компетентностный подход. Потребностно-информационный подход к образованию.

Раздел 10. Методы и средства организации и управления педагогическим процессом. Дидактические принципы. Формы организации учебной деятельности. Методыобучения. Индивидуализация обучения. Методы самостоятельной работы. Роль контроля качества образования. Управление с помощью стимулов (подкреплений): принципы обучения с помощью подкреплений, методы избавления от нежелательного поведения. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Мастерство педагогического общения. Управление образовательными системами.

 

Содержание практических занятий

№ п/п № раздела Темы практических занятий Трудоемкость (час.)
  1,2 Методика «Карта интересов»; оценка темперамента, эмоционально-волевой сферы.  
    Опросник Айзенка; деловая типология людей; тест на самооценку  
  2,3 Тест интеллектуальной энергии, тест на нереализованный интеллектуальный потенциал; тест на творческий потенциал;  
  3,4 «Модифицированный психодиагностический тест»  
  4,5,8 Сюжетно-ролевая игра на психологическую наблюдательность.  
    Приемы психической саморегуляции.  
    Определение соционического типа личности.  
  5,6 Диагностика межличностных отношений: соционическая модель, тест Лири.  
    Оценка коммуникативных и организаторских качеств.  
  5, 8 Поведение человека в конфликтных ситуациях.  
  3,4,5,8 Сюжетно-ролевая игра на групповое решение задач.  
    Тренинг на управление с помощью стимулов (подкреплений).  
    Всего часов  

5. Образовательные технологии

Учебная программа включает в себя вопросы из двух научных дисциплин: "Психология" и "Педагогика", рассматриваемых, в основном, последовательно. При изучении некоторых вопросов психологии в качестве примеров приводятся прикладные задачи из педагогики и, наоборот, при изучении некоторых вопросов педагогики делаются ссылки на лежащие в их основе положения психологии. Кроме того, в заключение курса проводится ретроспективный анализ внутрипредметных связей.

В программу включены вопросы гуманизации образования, потребностно-информационный подход к организации поведения, соционическая модель личности и межличностных отношений, управление с помощью стимулов. Выделено ядро психолого-педагогических знаний и умений, которое может быть понятно, интересно и полезно при их изучении как непрофилирующих. На это же направлены и темы практических занятий.

Структура материала, последовательность тем систематизированы, содержание характеризуется лаконичностью, использованием средств наглядности. Так, во второй теме кратко излагается содержание всего раздела психологии, на основе понятия "ядра личности" дается в форме таблицы и рисунка ее психологическая структура, которая затем раскрывается в направлении от биологического к социальному. При таком подходе, например, тема "Темперамент" дается одной из первых. В педагогическом блоке принята классическая последовательность, введены темы «Управление» и нечасто встречаемая тема "Управление с помощью стимулов".

Методика изучения дисциплины опирается на то, чтоналичие монографий и печатных конспектов лекций, близких к предлагаемой программе, позволяет по ряду тем перенести акцент на самостоятельную работу (домашнюю и аудиторную в присутствии преподавателя). Это дает возможность изменить роль части лекции: не передавать сведения, а управлять процессом самостоятельного анализа и обобщения. Широкое использование графических средств (схем, рисунков, таблиц) повышает наглядность, улучшает возможность контроля знаний.

Часть лекционных занятий проводится с применением демонстрационного материала (класс ПЭВМ или ПЭВМ с проектором). Этот материал носит иллюстративный характер (схемы, графики) и не подменяет конспекта, который студент должен составлять самостоятельно.

Практические занятия проводятся в компьютерном классе с использованием оригинальных методик и программ. Часть задач даётся студентам как домашние задания. В процессе проведения практических занятий широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, тренинги), что позволяет формировать и развивать профессиональные навыки студентов. Удельный вес таких занятий составляет более 20% аудиторных занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: