Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка




Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать её. Американский психолог С. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (Сишор является автором первых тестов музыкальности).

Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947г.)

 

Музыкальная одаренность
В его определении музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности.

воображение, сила воли и др. способности к пению, движению

 

ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

 

музыкально — ритмическое чувство это способность эмоционально различать и воспроизводить музыкальный ритм ладовое чувство это способность воспринимать ладовую сторону музыки, слышать характер музыки, узнавание музыки и т.д. это перцептивный и эмоциональный компонент музыкального слуха музыкально слуховые представления это способность воспроизводить звуковысотныедвижения музыки это репродуктивный (воспроизводящий) компонент музыкального слуха
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

С педагогической точки зрения очень важны идеи Теплова о неравномерности развития способностей одного человека, о компенсации одних способностей другими, о развитии музыкальных способностей в деятельности. Доктором педагогических наук Н.А. Ветлугиной глубоко изучена музыкальность дошкольника («Музыкальное развитие ребенка», 1968г.).опираясь на исследования Б.М. Теплова, она определила музыкальность каксовокупность качеств необходимых ребёнку для успешной музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяла музыкально-сенсорные способности (их 4), на базе которых формируются основные музыкальные способности – ладовысотных слух и чувство ритма.

Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности:

- в восприятии музыки - это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки;

- в пении - это чистое интонирование, четкая дикция;

- в музыкально - ритмических движениях - слитность движения с музыкой, пластичность, изящество;

- в игре на детских музыкальных инструментах - развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений

 


 


К 80 годам в работах разных исследователей появилась тенденция к интеллектуализации музыкальности. Эта тенденция отражена в исследованиях музыкальности дошкольников доктором психологических наук Кирой Владимировной Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей», 1988г.).Она определила музыкальность как комплекс общих и частичных способностей, ответственных за формирование музыкального образа. В группе общих музыкальных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью ею выделена группа познавательных музыкальных способностей, включающих как сенсорные способности (чувство ритма и музыкальный слух: мелодический, динамический, тембровый), так и интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение). Отдельно от интеллектуальных способностей рассматривается музыкальная память.

 

На сегодняшний день вопрос о структуре музыкальности в музыкальной психологии остается открытым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: