Теории детерминации музыкальных способностей




1. Теория врожденности музыкальных способностей.

Основоположники теории – Г.Ревеш и С.Сишор. По их мнению музыкальность фатально предопределена природой. Это врожденное свойство, которое не поддается развитию, а музыкальное будущее каждого ребенка возможно прогнозировать на основе музыкальных тестов.

2. Социологизаторская теория.

Ее приверженцы убеждены, что к музыке способности имеют все. Неспособность к музыке – исключительно редкое явление. Средняя музыкальная способность так же универсальна как и способность к речи, а музыкальные успехи зависят от условий обучения и воспитания.

3. Диалектическая теория опирается на следующие положения:

· Внутренние предпосылки формирования и развития способностей – задатки

· Ведущий фактор формирования музыкальных способностей – социальные условия

· Музыкальные способности формируются в деятельности

Следовательно, в музыкальном воспитании необходимо включать всех детей в разнообразную музыкальную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

4.Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте. С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений.

Ниже в таблицах изложен материал (характеристика показателей и уровней), который может быть основой для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет. Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович.

 

Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста

Года

Показатели Характеристика уровней развития Характеристика уровней развития музыкального творчества
1 различает и воспроизводит звуки разной высоты; 2 различает и воспроизводит сильную долю 3 различает и воспроизводит звуки разной силы 4 различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними 5 различает и воспроизводит контрастное настроение музыки 6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество (сжатые синтетические композиции) Музыкальных сенсорных способностей Синтетического
В–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель одновременно со звучанием музыки и показом взрослого, или самостоятельно Д–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель, слегка отставая от показа взрослого, или изредка с ошибками действует самостоятельно С – воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель после показа взрослого, испытывает затруднения при самостоятельных действиях Н – воспринимает и сопереживает образу, но затрудняется в различении и воспроизведении, допускает ошибки после показа взрослого, затрудняется в самостоятельных действиях. В –преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции Д –При косвенном руководстве проявляет сжатые синтетические композиции С – преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции после показа взрослым Н –Не проявляет даже после показа взрослым.

Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста

Лет

Показатели Характеристика уровней развития Характеристика уровней развития музыкального творчества
1 поет без сопровождения ис аккомпанементом эмоционально, поддерживая мелодию, в ритме пропевая слова 2 двигается пластично, ритмично, один, в паре, передавая характерные особенности образа 3 музицирует один, в паре на предпочитаемом инструменте 4 Проявляет музыкальное творчество (однородное: песенное, инструментальное, танцевальное) 5проявляет элементарные знания из области музыкального искусства Специальных музыкальных способностей Однородного
Ребенок проявляет указанный показатель В – самостоятельно или при косвенном руководстве педагога Д – самостоятельно или при косвенном руководстве с некоторыми неточностями, легко исправляет их; С – самостоятельно или после показа, допуская ошибки; затрудняется в исправлении после подсказки педагога Н – после показа образца педагога допускае ошибки, ошибается после многократного показа взрослого. В –ярко выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая или сжатая импровизация с новыми и знакомыми элементами; Д – выраженное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с фрагментами новых или знакомых элементов С – выраженное сопереживание, «проблески» перевоплощения; Самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с преобладанием знакомых элементов и композиции. Н –слабое проявление сопереживания,отсутствие перевоплощения; после показа педагога сжатая композиция, отсутствие новизны и схематичность композиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: