Направленность состоит в том, что объекты, имеющие в данное время для человека жизненное значение, привлекают к себе его внимание, а другие объекты, не имеющие такого значения, остаются вне его.
Сосредоточенность внимания — это процесс углубления в деятельность, отвлечения от всего, что не имеет к ней отношения.
Внимание не существует само по себе, оно всегда связано с другими психическими процессами — ощущениями, восприятием, памятью, мышлением и обеспечивает ясность и продуктивность их протекания.
Физиологические основы внимания. Внимание связано с процессами возбуждения и торможения, которые протекают в коре больших полушарий, и их взаимодействием.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоянии торможения (И.П. Павлов).
При взаимодействии этих процессов возникает очаг оптимальной возбудимости, который в ряде случаев является нервным механизмом внимания. Очаг оптимальной возбудимости формируется следующим образом. Под влиянием действующих раздражителей в определенных пунктах коры больших полушарий возникают очаги возбуждения разной силы. Очаги средней силы образуют вместе то, что называют очагом оптимальной (наиболее благоприятной) возбудимости. И.П. Павлов говорил, что очаг оптимальной возбудимости не является одним возбужденным участком мозга, а представляет «ряд возбужденных пунктов мозга, связанных между собою разнообразными путями». Концентрированное в очаге оптимальной возбудимости возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение, которое, в свою очередь, по закону положительной индукции усиливает возбуждение нервных клеток очага оптимальной возбудимости.
|
Представим студента, который внимательно слушает объяснение преподавателя или сосредоточил свое внимание, скажем, на решении математической задачи. Что при этом происходит в коре больших полушарий его мозга? В тех пунктах коры, которые связаны с выполнением данной деятельности, возникло концентрированное возбуждение, а вокруг возбужденных пунктов по закону отрицательной индукции распространилось торможение, которое по закону положительной индукции усиливает возбуждение в том пункте, где оно ранее возникло. Таким образом, в работающем мозгу студента сформировался очаг оптимальной возбудимости, который и является нервным механизмом его внимания.
Очаг оптимальной возбудимости подвижен. И.П. Павлов, поясняя эту мысль, прибегает к такой аналогии: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Значительный вклад в понимание физиологического механизма внимания сделал А.А. Ухтомский своим учением о доминанте. Доминантный очаг отличается значительно большей устойчивостью по сравнению с обычным очагом оптимальной возбудимости. Его существование А.А. Ухтомский объяснял суммацией возбуждения: он как бы притягивает к себе слабые возбуждения из окружающих пунктов коры и тем самым становится несколько сильнее и устойчивее. Доминанты образуют физиологическую основу наиболее устойчивого и сосредоточенного внимания, такого внимания, при котором человек совсем не замечает посторонних к основному делу воздействий.
|
Внимание обеспечивает ясность сознания и высокую производительность труда. Физиологически это объясняется тем, что в очаге оптимальной возбудимости создаются условия, при которых «легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть, таким образом, в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий».
Внимание всегда связано с повышенным тонусом коры мозга; энергетический заряд коры создают и поддерживают клетки ретикулярной формации.
В «некоторых случаях внимание в качестве физиологической основы имеет ориентировочный рефлекс, который возникает при появлении нового раздражителя.
В возникновении и протекании внимания важную роль играют первая и вторая сигнальные системы в их взаимодействии.
Если, например, человек берет инструменты в руки, внимательно их рассматривает, разбирает и собирает в целях изучения, пробует пользоваться ими, то внимание напряжено, в нем преобладает первая сигнальная система. В данном случае очаг возбуждения возникает и перемещается в коре мозга главным образом под влиянием непосредственно действующих раздражителей — предметов и их свойств, зрительных, слуховых, кожных, кинестетических.
|
При внимании, связанном с физическим трудом, деятельность первой сигнальной системы играет ведущую роль, но она неотрывна от второй сигнальной системы и находится с нею в постоянном взаимодействии.
Направленность и сосредоточенность внимания связаны с направленностью личности, ее убеждениями, интересами, зависят от способностей, особенностей темперамента и характера этой личности.
Как было сказано, в возникновении и протекании внимания важною роль играют первая и вторая сигнальные системы. Обе сигнальные системы в процессе внимания всегда выступают в единстве и взаимосвязи, их невозможно полностью ограничить, можно лишь установить, какая из них временно преобладает.
Свойства внимания.
Устойчивость внимания — это длительная сосредоточенность внимания на определенных объектах.
Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. Однообразие всегда утомительно.
Колебание внимания — представляет собой периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему.
Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внимания в направлении новых объектов. Однако, с помощью волевого усилия, т.е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстановят свою работу.
Объем внимания. Объем внимания определяется количеством объектов, которые одновременно охватываются вниманием.
Средний объем внимания у взрослых людей равен 4-6 знакам, а у детей — 3-4 знака. При предъявлении слов
— до 14 знаков. Объем внимания увеличивается по мере
упражнения, предварительного ознакомления с объекта
ми и приобретением знаний о них.
Распределение внимания. Распределением внимания называется такая организация психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий.
Распределение внимания — обязательное условие в ряде профессий, в том числе профессии медицинского работника. От умения распределять внимание часто зависит правильная организация и производительность труда. Распределение внимания — не врожденное качество, его можно развивать путем упражнений.
Переключение внимания. Это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на другой объект или вид деятельности.
Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Оно также зависит от интереса: более интересные объекты или виды деятельности облегчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств личности.
Отвлекаемость внимания. Отвлекаемость внимания —это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней или внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсутствии интереса и чувства ответственности за то дело, которым в данный момент занят человек.
Рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Встречается два вида рассеянности: рассеянность мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на чем-либо одном. Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Подлинная рассеянность — человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Причиной подлинной рассеянности может быть: неврастения, малокровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющая кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность есть результат физического и умственного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга с большим количеством впечатлений, а также разбросанность интересов.
Различают внимание произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения. О непроизвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека.
В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т.д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.
Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильнодействующие раздражители.
Очень сильные слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, проприоцептивные, органические раздражители, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс непроизвольного внимания.
К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует отнести контрастные раздражители.
Непроизвольное внимание привлекают также эмоционально значимые раздражители. Объекты, которые вызывают чувство радости, удивления, эстетические чувства, чувства гнева и другие, вместе с тем вызывают и непроизвольное внимание.
Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.
Произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности. Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. В произвольном внимании отчетливо выступает деятельность второй сигнальной системы.
Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных функциональных системах больших полушарий головного мозга, соответствующих наиболее значительным для человека явлениям окружающего мира. Эти системы обладают поэтому способностью к оптимальной возбудимости. Следовательно, любой слабый, но действующий в этом направлении раздражитель возбуждает именно эти системы, что и проявляется в виде активного внимания.
Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней.
Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных играет спорт.
Среди важнейших свойств внимания, как говорилось выше, выделяется концентрация, или сосредоточенность его на ограниченном круге объектов.
Количество этих объектов определяет объект внимания. Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.
Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: из-за слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается и при некоторых соматических заболеваниях.
Отметим важную особенность внимания —- его устойчивость, т.е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.
Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, в мыслях и переживаниях человека, в его организме (болевые ощущения и т.д.), тем легче сохраняется устойчивость внимания.
В связи с этим в целях психогигиены на предприятиях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять всякие отвлекающие факторы.
Расстройства внимания
Расстройства внимания или нарушения внимания — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности.
Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определенные типы невнимательности.
Сужение объема внимания — человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.
Неустойчивость внимания — нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.
Расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими, и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Такого рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Поскольку качество внимания зависит от многих условий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, эмоциональных переживаний и т.д.
Повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания.
В связи с этим, важно выявить суточную, недельную или месячную кривую внимания. Следует установить, какие ошибки допускаются больными в работе и когда
более всего. Нужно обратить внимание при опросе на допускаемые пропуски в письме, ошибки в счете.
Большое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому человеку дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5 — 8 мин. Целесообразно проводящему исследование отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть. По истечении времени подводят итог — количество правильно выполненных действий и сделанных ошибок. Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов. Это характерно для некоторых больных, страдающих неврозами или органическим заболеванием головного мозга.
Кроме того, для оценки внимания используется счет. Например, дается ряд чисел от 1 до 25 и в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость внимания, предлагая исследуемому вычитать от 100 по 7 или 13, с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т.д. Психологи также используют различные наборы таблиц для исследования внимания.