Механическое и смысловое запоминание.




Механическое запоминание по всем своим качествам уступает смысловому: оно не столь прочно, воспроизведе­ние запоминания, полученного с помощью механическо­го способа, затруднено. К механическому запоминанию люди обращаются тогда, когда материал непонятен, либо отсутствует желание его усвоить.

В большинстве случаев преимущество должно быть от­дано смысловому методу ввода информации в наше созна­ние. При смысловом запоминании ярко выражена необхо­димость аналитико-синтетического разбора материала.

Считается, что человек может в своей памяти закоди­ровать 1013 битов информации.

Характерный вид активного целенаправленного запо­минания — это заучивание. В бодрствующей нормальной нервной системе возникает до 3 млрд. импульсов в секун­ду, из них 2 млрд. поступают со стороны зрительного анализатора.

В процессе запоминания, по мнению ряда исследова­телей, большую роль играет РНК. Ослабление связи одного из ее четырех оснований (аденин, гуанин, аланин и цитизин) под действием электрического импуль­са способствует замещению ее другим белком из фонда клетки и образованию новых РНК, отличающихся от других одним основанием, и вместе с тем синтезу ново­го белка. Вновь синтезированный белок обладает спо­собностью реагировать на те же самые импульсы, под действием которых образовалась измененная РНК. При раздражении в результате диссоциации белка происхо­дит выброс медиатора в синаптический аппарат, где нервная клетка сообщается со следующей клеткой цепи нейронов.

Физиологическая основа непроизвольного запомина­ния — образование временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы, а произвольного — на уровне второй сигнальной системы.

Сохранение.

Различают два вида сохранения материала в памяти: кратковременный и долговременный.

Кратковременная память опирается на способы запо­минания, сформировавшиеся в долговременной памяти,

и на приемы, выработанные в деятельности, которую она обслуживает. В свою очередь долговременная память ис­пользует приемы и способы запоминания, характерные для кратковременной памяти.

Кратковременная память и оперативная память — сохранение информации от нескольких секунд до 1—2 суток.

Кратковременная память. Непосредственное запечат-ление совокупности объектов при однократном восприя­тии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле вос­приятия. Кратковременная память обеспечивает первич­ную ориентировку при одномоментном восприятии об­становки. Время функционирования кратковременной памяти — 30 секунд. Объем — 5—б предметов.

Оперативная память. Это избирательное сохра­нение и актуализация информации, необходимой толь­ко для достижения цели данной деятельности. Про­должительность оперативной памяти ограничивается временем, необходимым для соответствующей деятель­ности.

Долговременная память. Запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Объем долговременной памяти зависит от релевантности инфор­мации, то есть от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Удержание информации многие месяцы и годы.

Информация, использованная в деятельности, или ис­чезает из памяти, или из кратковременной памяти пере­ходит в долговременную память, закрепляясь в белко­вых молекулах нервных клеток.

В оперативной памяти все подчинено задачам деятель­ности. Запоминание условий задачи в процессе ее реше­ния — это результат не долговременной, а кратковре­менной памяти: при выполнении ряда последовательных действий важно сохранить в памяти лишь конечный ре­зультат предыдущего действия до получения следующего результата, в противном случае запечатленный материал может мешать решению задачи.

Объем кратковременной памяти зависит от характера выполненной деятельности. Как правило, объем от 3 до 8 единиц.

Механическая кратковременная память имеет боль­шое значение для процессов отбора поступающих в го­ловной мозг сведений из текущей жизни и работы. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет из поступившей информации выбрать именно то, что дол­жно сохраниться в памяти на долгое время. Если бы не было этого физиологического механизма отбора, то дол­госрочная память перегружалась бы постоянно по­ступающей информацией, получаемой человеком из ок­ружающего мира, что способствовало бы быстрому исто­щению центральной нервной системы.

Замечено, что номера, фамилии, имена и другие инди­видуальные названия хуже удерживаются в памяти, это объясняется тем, что при этом запоминание почти меха­ническое и менее стойкое, а при запоминании нарица­тельных имен, особенно понятий, имеются более проч­ные смысловые связи. Если же этому способствуют силь­ные эмоции и активные стремления, то материал в памя­ти удерживается лучше.

При забывании уходит из памяти все второстепенное. Существенное оказывается более прочным, сохраняется и полнее, и более длительное время.

О том, что в мозге почти всегда остаются следы после взаимодействия с предметами, образами и явлениями окружающего мира, свидетельствует тот факт, что даже при несистематическом повторении материала, казалось бы, уже забытое легко восстанавливается в памяти и при подкреплении может сохраняться на протяжении всей жизни.

Процесс сохранения связан с мышлением: материал систематизируется, отделяется второстепенное от глав­ного, производится синтез и анализ с соответствующими выводами и обобщениями.

Воспроизведение.

Воспроизведение в своей основе имеет процесс акти­вации следов, оставленных в головном мозге человека при отражении им действительности. Воспроизводится именно то, что соответствует установкам человека, по­требностям конкретной ситуации. Остальной мнестичес-кий материал остается до поры до времени «в кладовых» нашей памяти. Воспроизводится то, что было

закреплено. Способность воспроизведения зависит от со­стояния организма и, в частности, психики.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений на­зываются представлениями.

Память в процессе психической зрелости человека со­вершенствуется. Например, у детей в связи с недостаточно зрелой центральной нервной системой (слабо развита вто­рая сигнальная система) воспроизведение в основном не­произвольное. У них еще очень несовершенна словесно-ло­гическая память. Ребенок быстро забывает то, что за­помнил, если не повторяет это вновь и вновь. Плохо разви­то у дошкольников восприятие времени, что затрудняет связывание хранящихся в памяти событий с определенным временем. Человек, как правило, не помнит, что было в его жизни в трехлетнем возрасте. Эти особенности памяти де­тей надо учитывать медицинскому персоналу, работающе­му в детских учреждениях.

В развитии памяти большая роль принадлежит вто­рой сигнальной системе. На процесс воспроизведения (реп­родукции) влияют состояние утомляемости и различные отвлекающие факторы.

Подобно запоминанию, различают воспроизведение произвольное и непроизвольное.

Непроизвольной репродукции может способствовать сравнительно малозначащий факт, штрих (освещение, какой-то звук, сходные ситуации и т.д.). При непроиз­вольном воспроизведении одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой цепь так или иначе сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение имеет в жизни и дея­тельности человека основное значение. Обязательным является при этом определенный комплекс волевых уси­лий. Легкость, скорость, точность воспроизведения тесно связаны с рядом факторов: применялся ли смысловой метод запоминания, систематизирован ли был материал, имелись ли положительные эмоции и др.

В психологии часто применяется термин «реминис­ценция»— непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено.

Из-за реминисценции запечатленные чужие мысли мо­гут восприниматься как свои. Установление факта реми­нисценции важно при судебно-психиатрической экспер­тизе случаев плагиата. Скорости воспроизведения (эксфорирование) способствует процесс узнавания, тесно свя­занный с процессом воспроизведения.

Процесс узнавания — это объединение по тем или иным признакам непосредственно воспринимаемого в настоя­щее время с воспринятым ранее. Происходит как бы на­ложение прошлого восприятия на текущее.

Писатель А.А. Игнатьев описывает интересный слу­чай. В дни Великой Отечественной войны он оказался в Париже, и его поразил один дом и особенно чугунная красивого литья решетка, ограждающая участок около дома. Этот дом и решетка показались ему удивительно знакомыми, ранее неоднократно им виденными. Вернув­шись домой, он рассказал об этом своей матери и узнал, что в раннем детстве, путешествуя с родителями по Фран­ции, он жил в Париже в этом доме. В последующие годы он забыл об этом путешествии, однако след запечатлен­ного сохранился.

Наиболее важными качествами памяти являются: бы­строта запоминания, объем усвоенного, прочность сохра­нения, точность воспроизведения, готовность к эксфорированию.

С возрастом, как правило, отмечается ослабление памя­ти, причем происходит это за счет уменьшения скорости запоминания и понижения возможности сосредоточить вни­мание и сконцентрировать его на определенном объекте.

Различают образный и словесно-логический типы памяти. Первую чаще можно наблюдать у деятелей ис­кусства. Смысловая память свойственна ученым. Наибо­лее часто встречается сочетание этих видов памяти.

Своеобразную форму памяти представляет память эмоциональная, связанная с определенными пережива­ниями человека. Среди других типов памяти можно от­метить зрительную, слуховую, в частности, музыкальную, а также обонятельную, осязательную, вкусовую.

Особый вид представляет собой двигательная память. Высокого уровня совершенства она достигает у балерин, людей, выполняющих сложные физические действия. Без

этого вида памяти вообще невозможна целенаправленная деятельность.

Перечисленные типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека.

Память исследуется в процессе беседы и общения с больным. Распространение получила проба представле­ния для запоминания 10 слов. Подсчитывается количе­ство слов, которые испытуемый воспроизвел верно после однократного и многократного произнесения их. Для изучения процессов сохранения в памяти испытуемого просят повторить те же слова через определенные проме­жутки времени. Для исследования логической или смыс­ловой памяти испытуемого просят пересказать содержа­ние прочитанных рассказов. Существуют и другие мето­ды исследования памяти.

Нарушения памяти

Расстройсва памяти — снижение или утрата способ­ности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут стра­дать отдельные компоненты памяти, такие как запоми­нание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.

Гипомнезия — ослабление памяти. Может быть врож­денной, а в ряде случаев сопровождает различные анома­лии психического развития. Встречается при астеничес­ких состояниях, возникающих при переутомлении, в ре­зультате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме рез­ко ухудшается запоминание и сохранение текущего мате­риала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

Амнезия — отсутствие памяти. Выпадение из па­мяти событий, происходящих в какие-либо отрезки вре­мени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

Различают:

ретроградную амнезию — когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.;

антероградную — когда забывается то, что было после заболевания.

Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хро­ническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встре­чающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.

Корсаковский синдром. При данном нарушении па­мяти ухудшается запоминание текущих событий. Боль­ной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен меди­цинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточ­но воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

К расстройствам воспроизведения относятся парамне­зииконфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти собы­тиями и фактами, не имевшими места в действи­тельности, причем это происходит помимо желания боль­ных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патоло­гии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у боль­ных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Псевдореминисценции — искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о собы­тиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, воз­можно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко на­блюдаются у больных со старческими психозами.

Гипермнезия — усиление памяти. Как правило, но­сит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблю­даться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакаль­ном состоянии при шизофрении.

Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При непра­вильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеж­дать больного с конфабуляциями и псевдореминисценци­ями, что его высказывания лишены реальности. Это вы­зовет только раздражение больного, и контакт с ним ме­дицинского работника нарушится.

Внимание

Человек находится под постоянным воздействием мно­гочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раз­дражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшими условиями любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая на­правленность, сужение или ограничение объема этой дея­тельности при повышении точности и отчетливости вос­приятия.

Определенная направленность психической деятель­ности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: