Механическое запоминание по всем своим качествам уступает смысловому: оно не столь прочно, воспроизведение запоминания, полученного с помощью механического способа, затруднено. К механическому запоминанию люди обращаются тогда, когда материал непонятен, либо отсутствует желание его усвоить.
В большинстве случаев преимущество должно быть отдано смысловому методу ввода информации в наше сознание. При смысловом запоминании ярко выражена необходимость аналитико-синтетического разбора материала.
Считается, что человек может в своей памяти закодировать 1013 битов информации.
Характерный вид активного целенаправленного запоминания — это заучивание. В бодрствующей нормальной нервной системе возникает до 3 млрд. импульсов в секунду, из них 2 млрд. поступают со стороны зрительного анализатора.
В процессе запоминания, по мнению ряда исследователей, большую роль играет РНК. Ослабление связи одного из ее четырех оснований (аденин, гуанин, аланин и цитизин) под действием электрического импульса способствует замещению ее другим белком из фонда клетки и образованию новых РНК, отличающихся от других одним основанием, и вместе с тем синтезу нового белка. Вновь синтезированный белок обладает способностью реагировать на те же самые импульсы, под действием которых образовалась измененная РНК. При раздражении в результате диссоциации белка происходит выброс медиатора в синаптический аппарат, где нервная клетка сообщается со следующей клеткой цепи нейронов.
Физиологическая основа непроизвольного запоминания — образование временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы, а произвольного — на уровне второй сигнальной системы.
|
Сохранение.
Различают два вида сохранения материала в памяти: кратковременный и долговременный.
Кратковременная память опирается на способы запоминания, сформировавшиеся в долговременной памяти,
и на приемы, выработанные в деятельности, которую она обслуживает. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, характерные для кратковременной памяти.
Кратковременная память и оперативная память — сохранение информации от нескольких секунд до 1—2 суток.
Кратковременная память. Непосредственное запечат-ление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти — 30 секунд. Объем — 5—б предметов.
Оперативная память. Это избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем, необходимым для соответствующей деятельности.
Долговременная память. Запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, то есть от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Удержание информации многие месяцы и годы.
Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти, или из кратковременной памяти переходит в долговременную память, закрепляясь в белковых молекулах нервных клеток.
|
В оперативной памяти все подчинено задачам деятельности. Запоминание условий задачи в процессе ее решения — это результат не долговременной, а кратковременной памяти: при выполнении ряда последовательных действий важно сохранить в памяти лишь конечный результат предыдущего действия до получения следующего результата, в противном случае запечатленный материал может мешать решению задачи.
Объем кратковременной памяти зависит от характера выполненной деятельности. Как правило, объем от 3 до 8 единиц.
Механическая кратковременная память имеет большое значение для процессов отбора поступающих в головной мозг сведений из текущей жизни и работы. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет из поступившей информации выбрать именно то, что должно сохраниться в памяти на долгое время. Если бы не было этого физиологического механизма отбора, то долгосрочная память перегружалась бы постоянно поступающей информацией, получаемой человеком из окружающего мира, что способствовало бы быстрому истощению центральной нервной системы.
Замечено, что номера, фамилии, имена и другие индивидуальные названия хуже удерживаются в памяти, это объясняется тем, что при этом запоминание почти механическое и менее стойкое, а при запоминании нарицательных имен, особенно понятий, имеются более прочные смысловые связи. Если же этому способствуют сильные эмоции и активные стремления, то материал в памяти удерживается лучше.
|
При забывании уходит из памяти все второстепенное. Существенное оказывается более прочным, сохраняется и полнее, и более длительное время.
О том, что в мозге почти всегда остаются следы после взаимодействия с предметами, образами и явлениями окружающего мира, свидетельствует тот факт, что даже при несистематическом повторении материала, казалось бы, уже забытое легко восстанавливается в памяти и при подкреплении может сохраняться на протяжении всей жизни.
Процесс сохранения связан с мышлением: материал систематизируется, отделяется второстепенное от главного, производится синтез и анализ с соответствующими выводами и обобщениями.
Воспроизведение.
Воспроизведение в своей основе имеет процесс активации следов, оставленных в головном мозге человека при отражении им действительности. Воспроизводится именно то, что соответствует установкам человека, потребностям конкретной ситуации. Остальной мнестичес-кий материал остается до поры до времени «в кладовых» нашей памяти. Воспроизводится то, что было
закреплено. Способность воспроизведения зависит от состояния организма и, в частности, психики.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей называется припоминанием.
Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями.
Память в процессе психической зрелости человека совершенствуется. Например, у детей в связи с недостаточно зрелой центральной нервной системой (слабо развита вторая сигнальная система) воспроизведение в основном непроизвольное. У них еще очень несовершенна словесно-логическая память. Ребенок быстро забывает то, что запомнил, если не повторяет это вновь и вновь. Плохо развито у дошкольников восприятие времени, что затрудняет связывание хранящихся в памяти событий с определенным временем. Человек, как правило, не помнит, что было в его жизни в трехлетнем возрасте. Эти особенности памяти детей надо учитывать медицинскому персоналу, работающему в детских учреждениях.
В развитии памяти большая роль принадлежит второй сигнальной системе. На процесс воспроизведения (репродукции) влияют состояние утомляемости и различные отвлекающие факторы.
Подобно запоминанию, различают воспроизведение произвольное и непроизвольное.
Непроизвольной репродукции может способствовать сравнительно малозначащий факт, штрих (освещение, какой-то звук, сходные ситуации и т.д.). При непроизвольном воспроизведении одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой цепь так или иначе сопряженных с ней других связей.
Произвольное воспроизведение имеет в жизни и деятельности человека основное значение. Обязательным является при этом определенный комплекс волевых усилий. Легкость, скорость, точность воспроизведения тесно связаны с рядом факторов: применялся ли смысловой метод запоминания, систематизирован ли был материал, имелись ли положительные эмоции и др.
В психологии часто применяется термин «реминисценция»— непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено.
Из-за реминисценции запечатленные чужие мысли могут восприниматься как свои. Установление факта реминисценции важно при судебно-психиатрической экспертизе случаев плагиата. Скорости воспроизведения (эксфорирование) способствует процесс узнавания, тесно связанный с процессом воспроизведения.
Процесс узнавания — это объединение по тем или иным признакам непосредственно воспринимаемого в настоящее время с воспринятым ранее. Происходит как бы наложение прошлого восприятия на текущее.
Писатель А.А. Игнатьев описывает интересный случай. В дни Великой Отечественной войны он оказался в Париже, и его поразил один дом и особенно чугунная красивого литья решетка, ограждающая участок около дома. Этот дом и решетка показались ему удивительно знакомыми, ранее неоднократно им виденными. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей матери и узнал, что в раннем детстве, путешествуя с родителями по Франции, он жил в Париже в этом доме. В последующие годы он забыл об этом путешествии, однако след запечатленного сохранился.
Наиболее важными качествами памяти являются: быстрота запоминания, объем усвоенного, прочность сохранения, точность воспроизведения, готовность к эксфорированию.
С возрастом, как правило, отмечается ослабление памяти, причем происходит это за счет уменьшения скорости запоминания и понижения возможности сосредоточить внимание и сконцентрировать его на определенном объекте.
Различают образный и словесно-логический типы памяти. Первую чаще можно наблюдать у деятелей искусства. Смысловая память свойственна ученым. Наиболее часто встречается сочетание этих видов памяти.
Своеобразную форму памяти представляет память эмоциональная, связанная с определенными переживаниями человека. Среди других типов памяти можно отметить зрительную, слуховую, в частности, музыкальную, а также обонятельную, осязательную, вкусовую.
Особый вид представляет собой двигательная память. Высокого уровня совершенства она достигает у балерин, людей, выполняющих сложные физические действия. Без
этого вида памяти вообще невозможна целенаправленная деятельность.
Перечисленные типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека.
Память исследуется в процессе беседы и общения с больным. Распространение получила проба представления для запоминания 10 слов. Подсчитывается количество слов, которые испытуемый воспроизвел верно после однократного и многократного произнесения их. Для изучения процессов сохранения в памяти испытуемого просят повторить те же слова через определенные промежутки времени. Для исследования логической или смысловой памяти испытуемого просят пересказать содержание прочитанных рассказов. Существуют и другие методы исследования памяти.
Нарушения памяти
Расстройсва памяти — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.
Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.
Гипомнезия — ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.
Амнезия — отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.
Различают:
ретроградную амнезию — когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.;
антероградную — когда забывается то, что было после заболевания.
Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.
Корсаковский синдром. При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.
К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — конфабуляции и псевдореминисценции.
Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.
Псевдореминисценции — искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.
Гипермнезия — усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.
Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.
Внимание
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшими условиями любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышении точности и отчетливости восприятия.
Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.