Приседания маленькие и большие. (Plie)
Является первым упражнением у станка, переводится как приседание.
Развивает: мягкость и эластичность мышц, силу ног, выворотность, устойчивость, прыжок.
Вводит в работу мышцы тазобедренного, коленного суставов, укрепляет паховое сухожилие. Развивает мягкость и эластичность движения в коленном и тазобедренном суставе.
Основной вид Plie исполняется плавно, медленно.
Музыкальный размер: ¾; 2/4; 4/4.
Правила исполнения аналогичны исполнению Plie в классическом танце.
Наиболее характерные ошибки:
ü Неравномерность приседания и «вырастания»
ü Отсутствие выворотности
ü Завал стоп на большие пальцы
ü Неправильное положение корпуса.
Виды упражнения:
ü Плавное и резкое приседание
ü С различными способами перевода ног из позиции в позицию (скольжение стопы по полу, броском на 35º, поворотом обеих или одной стопы)
Может комбинироваться с battement tendu; port de bra; поворотами и растяжками
Национальный характер: русский, украинский, молдавский, эстонский и т.д.
Упражнение на развитие подвижности стопы
(Battement tendu)
Исполняется в экзерсисе после приседаний.
Развивает: подвижность голеностопного сустава, укрепляет ахилово сухожилие, икроножную мышцу и стопу. Способствует развитию устойчивости, выворотности, силы ног, подтянутости. Вырабатывает правильное понимание направления движения: вперед, в сторону, назад. Развивает координацию.
Характер исполнения: четкий, эненргичный.
Первоначально изучается в спокойном, умеренном темпе.
Музыкальный размер: 2/4, ¾.
Основоной вид – перевод ноги с носка на каблук. Исходная позиция ног – V. Одно движение занимает два такта.
|
Музыкальная раскладка:
· Первый такт. Счет «раз»: рабочая нога, вытянутая в колене скользит всей стопой по полу вперед на носок. В паху рабочая нога не двигается, создается ощущение «врезанной ноги», паховые связки плотно зафиксированы. (Кроме тазобедренного и голеностопного сустава больше нигде не происходит движения, создается ощущение врезанной ноги, коленный сустав не совершает движений!!)
· Счет «и»: пауза
· Счет «два»: рабочая нога переводится с носка на ребро каблука, нога при этом не поднимается над полом
· Счет «и»: пауза
· Второй такт. Счет «раз»: рабочая нога переводится с каблука на носок также, не поднимаясь над полом, вытягивая подъем стопы.
· Счет «и»: пауза
· Счет «два»: рабочая нога, вытянутая, скользит всей стопой по полу в исходное положение (V позиция)
· Счет «и»: пауза.
При исполнении движения корпус подтянут, вес на опорной ноге, важно соблюдать предельную выворотность в момент перевода ноги с носка на каблук.
Наиболее характерные ошибки:
Ø Нечеткое направление движения (например, нога не доводится назад);
Ø Стопа рабочей ноги не скользит по полу, открывается по воздуху (подъем рабочей ноги в момент отведения отрывается от пола);
Ø Стопа рабочей ноги сокращается недостаточно;
Ø Работа корпуса (наклоны);
Ø Происходит движение бедер как работающей, так и опорной ноги;
Ø Колено опорной или работающей ноги расслаблено;
Ø Перенос веса на рабочую ногу.
Виды упражнения:
1. Основной вид
2. С работой пятки опорной ноги
3. С demi plié в момент перевода стопы рабочей ноги на ребро каблука
|
4. С одним или двумя ударами пяткой опорной ноги
5. С переходом на рабочую ногу
6. С увеличением количества переводов рабочей ноги с носка на ребро каблука
7. В сторону с переходом в закрытое положение.
Комбинируется с:
ü Demi plié
ü Demi rond
ü Battement tendu Jete
ü Passe par terre
ü Поворотами стоп
Национальный характер: нет ограничений.
Каблучное упражнение.
Название подчеркивает характер исполнения, вводится в работу пятка опорной ноги.
Развивает: эластичность мышц и связок голени, стопы; укрепляет ахилово сухожилие; выворотность и подвижность тазобедренного, голеностопного сустава, силу ног.
Характер исполнения: четкий, энергичный.
Музыкальный размер: 2/4; 4/4.
Движение имеет Preparation.
Подготовка: на последнюю четверть такта вступления исполняется demi plié на обеих ногах, пятка опорной ноги предельно отрывается от пола.
Первый вид – вынесение рабочей ноги на ребро каблука от щиколотки опорной ноги.
Музыкальная раскладка: движение занимает 2 такта.
· 1 такт: счет «раз» – рабочая нога, сгибаясь в колене в выворотном положении, подводится с сокращенной стопой к щиколотке опорной ноги спереди, одновременно, пятка опорной ноги с акцентом опускается на пол;
· счет «и» – пауза;
· счет «два» рабочая нога, разгибаясь в колене, выводится вперед и опускается на пол ребром каблука на расстояние шага (кротчайшим путем), одновременно пятка опорной ноги отрывается от пола, вес остается на опорной ноге.
· счет «и» – пауза;
· 2 такт: счет «раз» – рабочая нога, сгибаясь в колене в выворотном положении, кратчайшим путем подводится с сокращенной стопой к щиколотке опорной ноги, одновременно пятка опорной ноги опускается с акцентом на пол
|
· счет «и» – пауза
· счет «два» – рабочая нога с ударом опускается на пол всей стопой в V позицию ног, одновременно пятка опорной ноги отрывается от пола;
· счет «и» – пауза.
Второй вид – рабочая нога выносится от голени опорной ноги (на 45º). Правила исполнения сохраняются как и для первого вида, но нога выносится по дуге, «фонтанчиком».
Третий вид – нога выносится на 90º. Рабочая нога подводится к колену опорной ноги с вытянутым подъемом. Далее нога выносится по дуге на высоте 90º, стопа, сокращаясь, опускается на пол на ребро каблука. Далее по дуге в обратном направлении, нога опускается от колена вдоль голени опорной ноги с вытянутым подъемом. Как разновидность допускается исполнение этого вида с сокращенной стопой.
Четвертый вид – с мазком каблука рабочей ноги при вынесении в заданном направлении.
Основные ошибки исполнения:
Ø происходит колебания корпуса
Ø уровень demi plié не сохраняется, происходит вырастание
Ø пятка опорной ноги недостаточно отрывается от пола
Ø недостаточно сокращается стопа
Ø рабочая нога не фиксируется у щиколотки опорной ноги
Ø отсутствует выворотность в бёдрах
Ø происходит перенос тяжести корпуса на рабочую ногу.
Движение комбинируется с:
ü demi rond
ü battement tendu Jete
ü дробным выстукиванием
ü исполнением в невыворотном положении.
Национальный характер: русский, польский, украинский, молдавский.
Маленькие броски.
Исполняются в экзерсисе народного танца после усвоения battement tendu jete в классическом танце.
Развивает: мышцы голени опорной ноги; способствует подвижности коленного сустава опорной и рабочей ног. Вырабатывает силу и легкость движений ног. Освоение маленьких бросков подготавливает к исполнению мелких и четких движений.
Характер исполнения: четкий, быстрый.
Музыкальный размер: 2/4; ¾; 4/4 в быстром темпе.
Основной вид – с работой пятки опорной ноги.
Движение имеет preparation: на последнюю четверть музыкального вступления исполняется demi plié, пятка опорной ноги отрывается от пола.
Исходное положение: V позиция.
Музыкальная раскладка: движение занимает один такт.
· Счет «раз»: рабочая нога, скользя всей стопой по полу, резко выбрасывается вперед на высоту 45º (и ниже). Одновременно пятка опорной ноги опускается на пол. Уровень исходного plié сохраняется.
· Счет «и»: пауза, положение ноги на воздухе фиксируется
· Счет «два»: рабочая нога возвращается в V позицию, скользя носком, а затем всей стопой по полу. Одновременно пятка опорной ноги поднимается над полом.
· Счет «и»: пауза.
Основные ошибки:
Ø Отсутствует резкий бросок рабочей ноги
Ø Отсутствует резкая фиксация точки на воздухе
Ø Пятка опорной ноги недостаточно поднимается над полом
Ø Отсутствует единое demi plié
Ø Отсутствует выворотность в бедрах опорной и рабочей ног
Виды упражнения:
1. Основной вид – с работой пятки опорной ноги
2. С акцентом к себе
3. через balancoire с работой пятки опорной ноги
4. через balancoire с проскальзыванием вперед и назад на опорной ноге
5. с ударом по V позиции (одиночный, двойной)
6. с прыжком на опорной ноге.
Комбинируется с:
ü battement tendu
ü Pique
ü Demi rond по воздуху
ü Pour le pied
Национальный характер: русский, белорусский, украинский (западный, восточный регионы), молдавский, татарский, башкирский, польский, венгерский, болгарский, итальянский.
Круг ногой по полу
Исполняется по полу и по воздуху. В первом случае используется положение скошенного подъема (стопа повернута тыльной стороной наружу, наружное ребро стопы опущено, внутреннее поднято). При таком положении развиваются мышцы наружной стороны стопы и голени.
Развивает: подвижность в голеностопном и таранно-пяточном суставах. В целом, движение вырабатывает подвижность в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, укрепляет щиколотку.
Характер исполнения: плавный медленный, но по мере освоения возможен быстрый, резкий.
Музыкальный размер: 2/4; ¾; 4/4.
Основной вид – круг ногой до стороны и полный круг до IV позиции.
Движение имеет preparation:
на первый такт рука открывается во вторую позицию
на второй – рабочая нога открывается в сторону, далее рабочая нога приемом «флик» закрывается в положение cou de pied сзади с вытянутым подъемом одновременно в закрытием руки в положение «на пояс»
Музыкальная раскладка: исходное положение – I позиция. Движение занимает два такта.
Из-за такта счет «и»: рабочая нога, скользя всей стопой по щиколотке опорной ноги, переводится вперед в невыворотное положение.
Первый такт:
· Счет «раз»: рабочая нога опускается в невыворотное положение внешним ребром стопы на пол впереди вдоль стопы опорной ноги
· Счет «и два»: рабочая нога скользит по направлению к станку вдоль опорной ноги постепенно отделяя пятку от пола. Бедро рабочей ноги не подвижно. Сохраняются 4 точки корпуса. Голова поворачивается к станку.
Второй такт:
· Счет «и раз»: рабочая нога, постепенно переходя в выротное положение, описывая окружность, переводится в положение «в сторону», или до IV позиции в положение «назад»
· Счет «и»: пауза
· Счет «два»: рабочая нога сгибается в колене, делает «флик» и подводится к щиколотке опорной ноги сзади (в положение cou de pied)
· Счет «и»: начало следующего движения «из-за такта».
Основные ошибки:
Ø Отсутствие скошенного положения стопы
Ø Движение нижней части корпуса (работа бедер)
Ø Оседание на опорном бедре
Ø Занижение первоначально взятого уровня рабочей ноги (при исполнении по воздуху)
Ø Поворот корпуса при переводе руки
Ø Запаздывание выворотности рабочей стопы и бедра
Виды упражнений:
1. Основной вид
2. Круг пяткой по полу
3. С работой пятки опорной ноги
4. По воздуху с работой пятки опорной ноги
5. По воздуху 30º с вытянутым и скошенным подъемом раб. Ноги
6. «восьмерка»
7. С прыжком на опорной ноге
8. По воздуху в повороте на 180º и т.д.
Комбинируется: с plie, двойным plie, полупальцами, passé par terre, degage, battement fondu
Характер исполнения: русский, белорусский, молдавский, татарский, испанский, венгерский, украинский, и т.д.
Низкие и высокие развороты
Развивает: силу ног, эластичность связок и мышц тазобедренного и коленного сустава, выворотность тазобедренного сустава, способствует развитию устойчивости, танцевальности, координации.
Характер: мягкий, плавный, при его исполнении необходимо следить за слитностью движений
Музыкальный размер: ¾; 4/4
Исходная позиция: V.
Для движения необходима подготовка:
· Первый такт: рука открывается через 1-ю позицию во 2-ю.
· Второй такт: рука закрывается на пояс, работающая нога открывается в сторону на 45°.
Для первоначального изучения рекомендуется раскладка на 4/4 и занимает один такт.
· Счет «раз»: работающая нога, сделав мазок по полу, подводится пяткой вытянутой стопы к щиколотке опорной ноги сзади (положение cou de pied). Голова поворачивается в центр класса
· Счет «два»: работающая нога, не отрываясь стопой от опорной ноги, переводится к щиколотке опорной ноги спереди в заворотное положение, колено раб. ноги предельно поворачивается к станку. Одновременно опорная нога начинает исполнять demi plié. Голова поворачивается к станку, корпус сохраняет 4 точки (два бедра, два плеча).
· Счет «три»: работающая нога, не отрывая стопу от щиколотки опорной ноги поворачивается в предельно выворотное положение (коленом от станка). Одновременно продолжает углубляться demi plié на опорной ноге. Голова начинает поворот к центру класса через наклон вперед по полукругу от станка.
· Счет «4»: раб. нога вытягивается в колене, открывается в сторону на 45° в выворотном положении. Одновременно опорная нога вырастает из demi plié. Движение опорной и работающей ноги синхронны.
По мере усвоения используется муз. размер ¾ и «флик» исполняется из-за такта.
Основные ошибки:
Ø отсутствие слитности всего упражнения;
Ø движение стопы работающей ноги не по опорной, а мимо нее;
Ø отсутствие мягкого и слитного plié;
Ø plié не углубляется;
Ø поворот бедер опорной и работающей ноги к станку;
Ø поворот корпуса к станку.
Виды упражнения:
1. на 45°
2. на 90°
3. без мазка по полу
4. с tire-bouchon (тир-бушон от франц. «штопор»)
5. с перегибом корпуса
Комбинируется: с battement fondu классического танца, с demi rond на 45° и на 90°, с различными вариантами раскладки
Характер национальностей: разнообразен