Ручной и художественный труд




Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдерж­ки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся укра­шать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформ­лять выставки и т. п.

 

 

Формы организации труда:

· поручения,

· дежурства,

· общий,

· совместный,

· коллективный труд

1. Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого вы­полнить какое-либо трудовое действие.

 

Трудовые поручения

по форме организации могут быть индиви­дуальными, подгрупповыми, общими;

по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или одноразо­выми;

по содержанию — соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

 

Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2—3 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда»; «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать».

 

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения ока­зывать друг другу помощь, услуги («Отодвинь стульчик, чтобы Наташе легче было пройти к игрушкам»; «Помогите друг другу засу­чить рукава» и т. п.).

 

Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат. Наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки, поставить на место краски и чашечки и др.).

Детям старшего дошкольного возраста можно давать поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Пойди в младшую группу, при­гласи малышей к нам на праздник»; «Помоги Саше — он упал и испачкался»)

В старших группах воспитатель дает детям общие (для 5 — 6 человек) поручения. Например, он предлагает перенести игрушки с участка в помещение группы или наоборот. Дети должны уметь согласовать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения.

 

Дежурства

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэ­тому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

 

Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, на пример: Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле — на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой — разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты.

Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям.

Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово.

Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: