Хозяйственно-бытовой труд




Трудовое воспитание дошкольников.

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога.

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

- укрепить физические качества;

- развить умственные способности;

- повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;

развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Задачи:

сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого,

вызвать желание помочь;

развить трудовые умения, усовершенствовать их;

воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;

сформировать навыки в организации рабочего процесса;

-формировать доброжелательные отношения детей друг к другу,

- учить оценивать деятельность других, делать замечания.

 

Выделяют несколько видов трудовой деятельности

1. Самообслуживание

 

Раздеваться, одеваться.

При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам).

Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.

Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.

Причесываться.

Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).

Своевременно пользоваться туалетом.

Следить за своей чистотой во время еды.

Следить за порядком вокруг себя.

 

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть по­этапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два.

 

 

На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддерж­ки, подсказки.

Иногда можно разрешать ребенку ошибиться, чтобы потом вместе проанализировать причины ошибки. Очень важно, чтобы взрослый был терпелив, не сердился на малыша за повторяющиеся промахи. Значит, он плохо объяснил, не увидел, что осталось для малыша непонятным. Очень важно хвалить ребенка за каж­дую, даже самую маленькую, удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Труд всегда должен быть для ма­лыша радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает кон­фликт, в котором, по сути, виноват взрослый.

 

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит

- забота о себе

- подготовка рабочего места перед началом рисования, лепки, аппликации

- застилание постели,

- уборка игрушек, книг.

 

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд

Это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети на­блюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и де­лать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать.

 

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

 

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого.

Они могут заниматься:

- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

- на участке (сгребать снег, убирать листья);

- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста),

- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

 

Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

 

3.Труд в природе

 

Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

 

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным.

Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей.

Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

 

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире.

И это понятно: ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: по­сеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать ре­зультат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помога­ет воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторож­ность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость дру­гим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудово­му воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: