заместителям командиров подразделений по воспитательной работе и психологам частей по профилактике боевых психических травм, оказанию психологической помощи




ПАМЯТКА

Основные симптомы боевых психических расстройств, полученные непосредственно в ходе проведения учений, занятий по боевой подготовке и проведении стрельбы штатным выстрелом или при длительном участии в боевых действиях приводятся в таблице № 1.

Симптомы боевых психических травм, вызванных высоким нервно-психическим напряжением:

Поведение Психический уровень Телесный уровень
Гиперактивная форма:
- метания в поисках укрытия, буйство; - неспособность концентрировать внимание; - ослабление зрения и слуха;
- истерический смех или плач; - частичная или полная потеря памяти; - частое мочеиспускание
- крики в сочетании с повышенной активностью; - затруднение запоминания информации; - учащенное, прерывистое дыхание;
- раздражительность и злоба;   - повышенная чувствительность к шуму, свету, запаху; - нарушение циркуляции крови, анемия ступней ног и кистей рук;
- агрессивность к окружающим; - нарушение логики и быстроты мышления;  
Заторможенность:
- состояние ступора;     - нарушения критического восприятия обстановки и своих действий; - сильное напряжение мышц;
- апатия, заторможенность движений; - ослабление воли;     - учащенное сердцебиение;
- обморочное состояние;   - зрительные и слуховые галлюцинации; - давящие боли в области сердца и в грудной клетке;
Общие симптомы:
- пугливость;   - боли в пояснице;
- регресс возврата; (детские реакции)   - боли хирургических шрамов, старых ран;
- бессвязное бормотание;   - неконтролируемое слюноотделение.
- сильная дрожь.    

 

Приведенный список симптомов не исчерпывает их перечня. В каждом случае конкретные проявления БПТ во многом зависят от условий боевой, учебно-боевой деятельности, индивидуально-групповых и психологических особенностей личного состава.

В отдельных группах можно выделить так называемые посттравматические стрессовые реакции (ПТСР), возникающие по прошествии некоторого времени. К основным симптомам данных расстройств относятся:

- повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые иногда ассоциируются с какими-либо поступками, событиями;

- стремление избегать мыслей, переживаний, действий, ситуаций, которые могут возникнуть и напомнить о психотравмирующих обстоятельствах; неспособность воспроизвести в памяти события, сопутствовавшие психотравмирующей ситуации; потеря интереса к значимым ранее формам жизнедеятельности (например к спорту); ощущение «утраченного» будущего, неспособность к сопереживанию с другими людьми, к семейной жизни;

- трудность засыпания и нарушение сна, вспышки гнева и агрессивности по отношению к другим людям или предметам, ослабление памяти и трудности конкретизации внимания, постоянная повышенная настороженность.

Таким образом БПТ являются следствием сильного переживания военнослужащим стресс-факторов боевой обстановки и вызывают временное расстройство психики, приводящие к частичной или полной утере боеспособности.

Полностью избежать БПТ среди военнослужащих в ходе проведения учений и занятий по боевой подготовки возможно с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи.

 

Основное содержание деятельности заместителя командира по воспитательной работе, войскового психолога по предупреждению и выявлению БПТ и оказанию первой психологической помощи.

1. На этапе подготовки. С момента получения задачи на подготовку к передислокации (совершению марша) в район проведения учений, занятий по боевой подготовке, проблема профилактики БПТ выдвигается на одно из первых мест в деятельности ЗКВР.

Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной характеристики планируемого района для проведения учений (географические, климатические, социально-политические особенности), уточнить специфику возможных боевых и учебно-боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.

Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к выполнению предстоящих задач, подготовить схему включения элементов боя в процесс боевого слаживания подразделений.

В ходе разъяснительной работы и ИМЗ с командным составом целесообразно подробно рассмотреть сущность, особенности и симптоматику БПТ, меры первой помощи. Акцентировать внимание командиров на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования боя, так как при этом снижается процент психологических потерь в реальном бою и при повышенной нервно-психической нагрузке. Использование элементов реального боя на занятиях снижает эффект их новизны, в результате чего они становятся менее травмирующими.

Особое внимание следует уделять налаживанию системы боевого информирования (каналы бесперебойного получения информации, группы по её переработке, структуру и контингент боевых информаторов). Система боевого информирования должна функционировать беспрерывно как на этапе подготовки, в ходе совершения марша и, особенно в ходе выполнения боевой задачи. Это необходимо в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывает психику человека больше, чем любая жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы.

Во время воспитательной работы важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей, важности и необходимости предстоящих учений, занятий. Чем более предстоящие события будут наполнены для военнослужащего личностным смыслом, ценностью для себя, понятием значимости своей личной роли, чувством справедливости своих действий, уверенности в себе и своих товарищах, тем более будут устойчива его психика к воздействию различных стресс-факторов обстановки.

ЗКВР важно помнить не раз, оправдавший себя принцип – в период подготовки и ожидания личный состав должен быть постоянно занят делом (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительные тренировки). При отсутствии полезной деятельность возникают томительные раздумья, различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.

По прибытию в район проведения учений или занятий по боевой подготовке, ЗКВР необходимо позаботится об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, кунг, блиндаж….. На пункте должно быть тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов (хлеб, сахар, чай). Нецелесообразно размещать его в непосредственной близи пункта сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму.

Также необходимо лично убедиться в знании санитарными инструкторами симптомов БПТ, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их успокоительными средствами (седативными препаратами).

Организация работы пункта психологической помощи возлагается на психолога части (специалистов штатного пункта), при этом состав медицинского персонала согласовывается с начальником медицинской службы части.

2. В ходе боевых действий. Прежде всего очень важно понять самому и разъяснить, что военнослужащий, пострадавший от БПТ приравнивается к получившем тяжелую физическую травму, огнестрельное ранение, контузию или химическое отравление. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.

На БПТ человек может отреагировать в двух основных формах: тормозной и гипервозбудимости, реже встречаются их сочетания. Время реакции на БПТ в зависимости от силы и длительности действия стресс-факторов, индивидуальных особенностей и других параметров, может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Поэтому в первую очередь необходимо эвакуировать пострадавшего с поля боя и доставить его в пункт оказания психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении), поместить пострадавшего в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия до появления возможности эвакуации.

Основные симптомы, свидетельствующие о получении БПТ были представлены ране. Перечень их не является исчерпывающим. В пособии представлены наиболее важные и более распространенные, кроме того возможно их сочетание в зависимости от реакции на БПТ и её тяжести. Но поражение БПТ нужно отличать от проявлений растерянности или трусости – никакие уговоры, угрозы, призывы, пощечины не выводят военнослужащего их состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствия БПТ. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первейшим условием.

После доставки пострадавшего в пункт психологической помощи ему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему надо дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства можно использовать шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл.). После того как пострадавший проснется, его надо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен установить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) меньшее количество военнослужащих симулируют продолжение болезни (по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались в строй через 2-3 дня). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того как острая реакция на БПТ будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу, является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.

Такая работа не должна носить агрессивно-давящего характера, быть унизительной, так как это не применимо для психики только что перенесшего БПТ. При отсутствии дружеской поддержки, участие и наличии насмешек и притеснений со стороны сослуживцев весьма высока вероятность возврата к прежнему состоянию у пострадавшего. Для улучшения результатов целесообразно поручать опеку над возвратившемся после БПТ воином тому, кто ранее уже это перенес. Такой подход важен потому, что последствия БПТ в слабой форме присутствуют в психике довольно длительное время, а шефство позволяет реализовывать принцип: «помогая другому, восстанавливаюсь сам».

Воспитательная работа в перерывах между боями должна подкрепляться психопрофилактическими мероприятиями, в целях снижения процента психологических потерь среди личного состава.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: