Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг.




Содержание.

Введение. 3

Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг. 4

Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков. 6

Правовая система Польши. 9

Общая характеристика правовой системы Польши. 9

Гражданское и смежные с ним отрасли права. 11

Уголовное право и процесс. 13

Судебная система. 15

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 19


Введение

 

Еще до её начала судьба Польши была предрешена: на её территорию претендовали Германия и СССР, которые 23 августа 1939 года заключили пакт о ненападении, предусматривающий раздел между ними Польши.

После окончания второй мировой войны В Польше был установлен новый государственный курс – социализм. Построение социалистического общества продолжалось вплоть до 1989 года.

В предложенной работе мною будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг.

2. Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков.

3. Правовая система Польши.

4. Судебная система.

Страны Восточной Европы и бывшего СССР проходят путь становления правового демократического государства в более краткие сроки, чем страны Западной Европы. Очень важно увидеть основные вехи изменения политического курса, а вместе с ним и системы государства и права. Поэтому актуальность данной работы заключается как раз в том, чтобы на примере одной страны рассмотреть механизм перехода от одного политического курса к другому, и последствия этого, нашедшие выражение в изменения системы государства и права Польши.

Целью означенной работы является рассмотрение изменений государственного устройства и правовой системы Республики Польша с 1945 – 2008 гг. Выделение основных характеристик государства и права, присущих именно Польше. Для достижения поставленных целей будет проведен анализ следующих кодифицированных актов Республики Польша: Конституция Республики Польша, от 2 апреля 1997 года; Гражданский кодекс Республик Польша 1964 г.; Уголовный Кодекс Республики Польша 1969 г.; Уголовный кодекс Республики Польша 1998 г.

На основе анализа кодифицированных источников и научных трудов будут достигнуты поставленные мною цели исследования.


Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг.

 

Из второй мировой войны Польша вышла принципиально новым государством по сравнению, с тем, которым она являлась в межвоенный период. Формирование на последнем этапе войны нового мирового соотношения сил и обусловленная этим политика великих держав, признавших разделение Европы на сферы влияния, где к зоне безопасности СССР отходила Восточная Европа, привели к радикальным изменениям вПольше. Это выразилось в утверждении в стране коммунистического режима, изменении в ней социально-экономического, политического строя, внешнеполитической ориентации, а также привело к значительным территориальным и демографическим изменениям в составе населения и численности жителей Польши.[[1]]

Выйдя из второй мировой войны, Польша начала под советским давлением движение к социализму.

Первоначально признавалось, что в стране восстанавливается действие Мартовской конституции 1921 г., за некоторыми. В феврале 1947 г. были приняты Декларация прав и свобод и вторая так называемая Малая конституция - Конституционный закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики. Законодательная власть по этому закону принадлежала однопалатному Законодательному сейму. Он образовывал из своего состава постоянно действующий орган - Государственный совет, председатель которого являлся Президентом Республики. Правительство формировалось на основе парламентского большинства, а его финансовая деятельность контролировалась Верховной палатой контроля, которая также образовывалась Законодательным сеймом. В 1950 г. была устранена прежняя система местного управления и самоуправления и заменена по советскому примеру системой "местных органов единой государственной власти" - формально выборных национальных советов, почти все полномочия которых осуществлялись их постоянно действующими президиумами.

В эти первые послевоенные годы в стране была ликвидирована политическая оппозиция. Безраздельно правящей партией стала партия коммунистов - Польская объединенная рабочая партия (ПОРП. Надо, отметить, что коммунистический режим в Польше, хотя и имел многие признаки тоталитаризма, все же был менее жестким, чем в Советском Союзе, ГДР и большинстве других социалистических стран. Польским коммунистам не удалось коллективизировать сельское хозяйство, ликвидировать частный сектор в торговле и мелкой промышленности, подмять католическую церковь, под влиянием которой находилось более 80% населения.

Свое политическое господство ПОРП оформила юридически, организовав принятие Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. новой Конституции Польского государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР). Эта Конституция была сделана по образцу сталинской Конституции СССР 1936 г. и подобно ей представляла собой псевдоконституцию.

Она закрепила огосударствление основной части общественного богатства, установила, что власть в Республике принадлежит "трудящимся города и деревни", определила в качестве одной из задач государства ограничение, вытеснение и ликвидацию общественных классов, "живущих эксплуатацией рабочих и крестьян", охарактеризовала законы ПНР как выражение воли и интересов трудящихся, хотя обязанность соблюдать их была возложена на каждого гражданина.

Законодательный сейм был переименован в Сейм, который определялся как верховный орган государственной власти и как "верховный выразитель воли трудящихся города и деревни" должен был осуществлять суверенные права нации. Поскольку Сейм собирался на сессии редко и сессии были кратковременны, большинство его полномочий осуществлялось Государственным советом, который избирался Сеймом из своего состава. Институт Президента был ликвидирован, а полномочия главы государства возложены на Государственный совет. Правительство назначалось и отзывалось Сеймом, а в период между его сессиями, которые на практике, как и в СССР, занимали несколько дней в году, члены Правительства назначались и отзывались по представлению его Председателя Государственным советом. Правительство было формально ответственно перед Сеймом, а в межсессионные периоды - перед Государственным советом. Вся эта модель, как и в других социалистических государствах, была формальной: реальная власть в стране принадлежала узкой олигархии, именовавшейся политбюро центрального комитета ПОРП во главе с первым секретарем. В политбюро же обычно избирались первые руководители Государственного совета, Правительства, наиболее значимых министерств, а также наиболее влиятельные партийные чиновники. Верховная палата контроля и Государственный трибунал Конституцией 1952 г. не предусматривались, а местные органы власти, суд и прокуратура были построены в основном по советскому образцу.[[2]]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: