Выбор темы по самообразованию (самоопределение)




 

Исходя из опыта работы, я выбрала данную тему «Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» для своего профессионального развития как учителя-предметника.

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, а также повышение качества образования.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Те, кто относятся к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно; один приучен организовано работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой – по принуждению.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках.

В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом уровневую дифференциацию обучения, несомненно можно приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%); 

одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.

Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладения материалом на более высоком уровне, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Группы могут формироваться для работы на уроках, на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную, фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителю.

Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

 

3. Программа работы над темой по самообразованию:

Содержание и виды работ Дата реализации /реализация
I. Сбор информации
1. Анализ литературы
  Анализ научно-методической литературы регулярно
  Обзор информации в сети Интернет регулярно
  Анализ опыта работы учителей по данной теме в городе регулярно
  Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы регулярно
  Изучение программного обеспечения, необходимого не только для учебного процесса, но и для внеклассной деятельности регулярно
2. Наблюдение, беседы (с учителями и учениками), тестирование
3. Знакомство с опытом других учителей
  Участие в работе школьного и городского методических объединений учителей математики ежегодно
  Посещение уроков ежегодно
  Участие в Интернет-конкурсах, работе портала «Сеть творческих учителей» ежегодно
  Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах ежегодно
  Проведение семинаров, открытых мероприятий с целью обмена опытом ежегодно
4. Мониторинг развития интеллектуальных способностей и исследовательских навыков учащихся
  Мониторинг участия в олимпиадах, конкурсах по предмету регулярно
  Мониторинг качества знаний по предмету регулярно
  Мониторинг обученности по предмету регулярно
II. Направления в работе
1.Изменения в содержании урока
  Подготовка и внедрение новых технологий при проведении урока ежегодно
  Формирование исследовательской культуры учащихся ежегодно
  Развитие навыка и умения работы самостоятельно, поиска ответа на поставленный вопрос регулярно
2.Изменение системы подготовки к олимпиаде
  Участие в Интернет-олимпиадах ежегодно
  Проведение дополнительных занятий по решению нестандартных задач и применение нестандартных методов при решении задач ежегодно
  Участие в работе в исследовательской деятельности, в научно-практической конференции на уровне школы, города ежегодно
3. Изменение во внеклассной работе
  Организация и проведение предметной декады ежегодно
  Индивидуальная работа с учащимися по предмету ежегодно
4. Организация в школе развивающей среды
  Организация в школе развивающей среды ежегодно
  Организация и проведение открытых уроков ежегодно
5. Пополнение «Портфолио учителя»
6. Повышения квалификации
  Прохождение курсов повышения квалификации ежегодно
  Участие в методических выставках, фестивалях, конкурсах ежегодно
  Посещение уроков своих коллег ежегодно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: