в Республиканском Центре Дистанционного Образования /Уфа




Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в Республиканском Центре Дистанционного Образования /Уфа

- это шаг в направление к выявлению одарённых и талантливых детей.

Мамаева Альмира Галиевна,

учитель-логопед высшей категории,

ГБОУ РЦДО детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями развития, живущие во всех районах Уфы и республики Башкортостан, уже 7 год изучают школьные предметы, а также получают логопедическую и другую коррекционную помощь посредством образовательных Интернет-технологий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО).

Учащиеся РЦДО это:

- дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья;

- дети, которые в связи хроническими заболеваниями не могут ежедневно посещать школу;

- дети, проживающие в отдаленных районах республики Башкортостан и не имеющие возможности получать квалифицированную помощь на местах в связи с отсутствием специалистов (в том числе - логопедическую).
Цель специалистов РЦДО: обеспечить максимальный охват детей всех вышеперечисленных категорий и помочь им не только получить качественное образование, но и подготовить выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его поняли, то есть стал бы социально адаптированным членом общества и даже смог раскрыть в себе всевозможные таланты. Ведь давно известно, что хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.

У таких детей различные нарушения в развитии речи встречаются чаще, чем у их здоровых сверстников в связи с тем, что они бывают вынужденно изолированы от общества. Эти дети часто лишены полноценного общения с ровесниками - это в свою очередь отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения. Всё это в свою очередь способствует развитию застенчивости,замкнутости, чувства неполноценности у ребёнка.
Развитие речи обучающихся характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства таких детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

Наиболее распространённые речевые расстройства у учащихся младших классов и учащихся среднего звена – дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи. Поэтому коррекция различных дефектов, звуко-буквенного анализа, формирование слоговой структуры слова являются начальным этапом работы. С учениками среднего звена продолжается автоматизация и дифференциация звуков, формирование фонематического восприятия, коррекция нарушений лексико - грамматического строя речи (уточнение и обогащение активного и пассивного словаря, развитие форм словообразования и словоизменения), коррекция нарушений чтения и письма, развитие связной речи.

В РЦДО организована система логопедических занятий, которая строится с учетом специфики основного дефекта ребенка с сочетании с психоречевой патологией и предусматривает поэтапное устранение речевых недостатков.

Основными задачами логопедической помощи при дистанционном обучении являются:

- организация раннего выявления и коррекции нарушений речи;

- формирование и закрепление у них навыков правильной речи;

- повышение логопедической компетентности родителей данных детей.

Система дистанционных логопедических занятий позволяет:

· проводить занятия регулярно(не реже 2 раз в неделю);

· стараться не допускать продолжительных перерывов в занятиях, хотя с нашими детьми пропуски по состоянию здоровья регулярны.

Общеизвестно, что коррекционная работа базируется на таких органах чувств как зрение, слух и осязание. При логопедических занятиях по скайпу ученик слышит и видит логопеда, видит то, как то или иное упражнение делается, чтобы выполнять его задания. Веб камеры, микрофон, колонки позволяют качественно видеть и слышать друг друга по Skype. Для письма возможно использование программ Paint GIMP2. Всё, что пишет ученик или учитель возможно видеть, предоставляя экран, т.е. на общем экране. Конечно, с тактильным контактом несколько сложнее – ведь для постановки звуков логопед часто использует механическую помощь, но занятия, особенно в младших классах, проводятся в присутствии мамы, которая сама может выполнить инструкцию логопеда. При необходимости по просьбе родителей мы проводим и очные консультации. То есть, процесс дистанционного общения и коррекции не исключает из коррекционной работы логопеда с ребенком ни одного из анализаторов.

При организации логопедической работы в РЦДО важным является индивидуальный подход. Часто за схожими речевыми недостатками стоят различные причины, а значит, у разных учеников необходимы разные пути и способы их преодоления. Кроме того, у каждого ребенка свои темпы усвоения логопедического материала – это немаловажный фактор в формировании новых речевых навыков. На скорость обучаемости в большой мере влияет также уровень интеллектуального развития каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход и регулярность занятий обеспечат оптимальный объем и качество знаний. Поэтому - дистанционное обучение может быть настолько же эффективным, как и обычное.

При работе через Интернет логопед имеет все возможности кабинета вплоть до игр. Часть картинок и игрушек можно показывать через веб-камеру, но основной материал находится в Интернете, появилась возможность использования огромного множества материалов и красочных картинок, которых нет ни в одном кабинете, можно использовать диски, развивающие материалы в электронном виде. Благодаря использованию новых информационных технологий, учащиеся могут изучать материалы, которые расположены на сайте, информацию любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, текстовой и графической), файлы с упражнениями либо презентации. Всё это помогает не только более качественно и глубоко изучить новый материал, но и дает возможность прослушать его повторно. Всё собрание материалов занятий оказывается в распоряжении учащегося с возможностью дополнительных занятий в любое удобное для него самого время.

Важным элементом работы логопедов является консультация.
В этом случае с помощью сайта, есть возможность предоставить больше информации для родителей, коллег. Очень удобны онлайн консультации, что позволяет поддерживать постоянную связь с родителями.

Таким образом, организация дистанционных занятий обеспечивает возможность:

- регулярно заниматься, т.к. отсутствует строгая привязка к месту и времени проведения занятий (возможно проведение занятий даже при нахождении ребенка в больнице, если это не запрещено доктором);
- индивидуализировать обучение за счет адаптации уровня и формы учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

- оперативно передавать на любые расстояния файлы, презентации и другой информации любого объема, любого вида;

- хранить информацию в памяти компьютера в течение необходимого времени, при желании редактировать, обрабатывать, распечатывать;

- организовывать первичную диагностику, консультации, знакомить родителей и учителей с коррекционными методами воспитания и обучения детей - логопатов;

Работа логопеда в РЦДО показывает - при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ, дисков, других мультимедийных разработок к данному формату проведения занятия, учета индивидуальных особенностей ученика, возможны положительные результаты в преодолении нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями развития. А это, совместно с активным вхождением наших учащихся в Интернет пространство, которое открывает перед ними возможность раздвинуть четыре стены замкнутого пространства - огромный прорыв. Дети с удовольствием общаются с новыми людьми - с учителями, узнают от них много интересного, обретают возможность знакомиться, общаться, и, конечно, находить таланты. А именно, из Интернета узнал, что такое битбоксинг (искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта) и увлёкся такой разновидностью музыки, наша поэтесса, пишет стихи, старается по Интернету участвовать в конкурсах стихов, отправляя их в различные СМИ. Кроме этого, она участвовала в конкурсе чтецов Корана, в конкурсе рисования песком на стекле и многих других. Обо всех этих конкурсах узнавали из Интернета или от учителей посредством Интернета. Одна ученица стала администратором группы любимого певца в Интернете, создаёт интересные презентации о нём, о родной Уфе, а также интересный фильм о мостах Санкт- Петербурга, о водопадах и множество других. Недавно начала учиться игре на гитаре, найдя информацию в Интернете. А ведь несколько лет назад девочка считалась педагогически запущенной...
Каждый ребёнок рождается талантливым, постараться максимально раскрыть каждого, выявить его талант - эту задачу логопед решает с помощью логопедических занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: