Слайд 1. Страна непобедима, когда един народ




Классный час «День народного Единства»

Класс- 11

Дата-02.11.21

Слайд 1. Страна непобедима, когда един народ

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф. И. Тютчев

Слайд 2. 16 декабря 2004 года Государственная дума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный Закон «О днях воинской славы» («Победных днях России»), одной из которых был введен новый праздник -4 ноября - день народного Единства.

Слайд 3. В православном календаре 4 ноября – это День Казанской иконы Божией матери, который распорядился отмечать в 1649 году царь Алексей Михайлович в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Праздник существовал до 1917 года.

С 2005 года этот день отмечается еще и как День народного Единства в честь важнейшего события в истории государства - освобождения Москвы от польских интервентов в

1612 году.

 

Слайд 4. Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Это доказывают огромное множество существующих нынче списков (копий). Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города. Согласно легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ, который будто бы находился на пепелище. Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в рукав от нарядки вишневого сукна. Написана она была на кипарисовой доске и предстала перед своими «археологами» сияющая свежими красками. Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей. Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес.

Слайд 5. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Кроме многочисленных исцелений, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году.

Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной войны. По некоторым данным, икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией. Очень сильной была вера людей в чудодейственность образа.

Слайд 6. Так два праздника слились воедино. Вспомним немного историю тех трагических и героических лет, в память о которых мы теперь празднуем этот день.

 

Слайд 7. Наследник Ивана Грозного Фёдор Иванович правил с 1584г. до 1598 года, а младший сын, царевич Дмитрий, был убит в 1591 году. С их смертью и правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись боярские роды — Захарьины (Романовы), Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов.

 

Слайд 8. Начало его правления было трагическим. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло 127 тысяч человек. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, начались разбои, эпидемии.

 

Слайд 9. Всем этим воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – Дмитрия. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. Мать Дмитрия – Мария Нагая - признала в Лжедмитрии своего сына

Слайд 10. Пришедшие с Лжедмитрием поляки держали себя в Москве заносчиво. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыва возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши. Заговор по свержению Лжедмитрия возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царём.

 

Слайд 11. В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец расположился в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в 20-ти русских городах, но, как и первого самозванца, его постигла трагическая участь: он был убит.

 

Слайд 12. Разгневанные поражением русских войск под Тушином, бояре и дворяне под угрозой смерти потребовали от Василия Шуйского, чтобы он отрёкся от престола. Против собственной воли Шуйский был пострижен в монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а времена с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».

 

Слайд 13.

«Семибоярщина» во главе с князем Фёдором Мстиславским пустила в Кремль польские войска и пригласила на русский престол католического королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Эти действия и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя.

 

Слайд 14. В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за дом Пресвятой Богородицы» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

 

Слайд 15. "Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам всякого чина и возраста, – писал Гермоген, – а ныне не ведаем, как и назвать вас, ибо вы возненавидели правду, отпали от соборной и Апостольской Церкви, отступили от Бога и святым елеем помазанного Царя, вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались, возрастали; преступили крестное целование и клятву – стоять до смерти за дом Пресвятыя Богородицы и за Московское государство. Болит моя душа, ноет сердце, я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, братия и чада, свои души и своих родителей, отошедших и живых, посмотрите, как отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются св. иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. …Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца, а мы, по данной нам власти, примем вас кающихся».

Слайд 16. Патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 год Гермоген, проявивший себя как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты, решительно выступавший против изменников родины и сторонников унии с католиками, был насильственно низложен с патриаршего поста и заточен в Чудовом монастыре, где умер мученической смертью в феврале 1612 года от голода и жажды. Церковь почитает Гермогена как священномученика и хранителя веры, не предавшего русское православие в тяжелые годы Смутного времени.

Слайд 17. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал, привезённую из Троицкого монастыря, грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. На лобное место быстро поднялся «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин и обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».

 

Слайд 18. По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

 

Слайд 19. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею».

Слайд 20. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Слайд 21. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков.

Слайд 22. Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. В ополчение благодаря усилиям Кузьмы Минина и его сторонников удалось привлечь хорошо подготовленные воинские отряды – дворянскую конницу из Нижегородского и Арзамасского уездов, а также служилых людей из Смоленска и других городов западного региона, бежавших сюда от польского гнета. В состав ополчения были включены «служилые немцы» и «служилая литва» – иноземная пехота, исправно несшая гарнизонную службу в Нижегородском кремле еще с конца XVI века. В январе 1612 года прибыли военные отряды из ряда городов для участия в ополчении.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

Слайд 23. В конце февраля – начале марта начался поход основных сил ополчения из Нижнего Новгорода по маршруту: Балахна, Юрьевец, Решма, Кинешма, Плесо, Кострома, Ярославль. За князем Д.М. Пожарским было командование действиями рати, за Кузьмой Мининым – обеспечение ополченцев всем необходимым. Конечная точка была достигнута в конце марта – начале апреля. Здесь ополчение простояло до июля.

Слайд 24. В Ярославле ополчение остановилось, войско пополнилось новыми людскими ресурсами и особенно артиллерией, отдельные отряды, посланные вождями ополчения, разбили и изгнали «воровских казаков» из ряда городов и селений. В Ярославле окончательно оформился «Совет всея земли», куда наряду с князем Д.М. Пожарским и Кузьмой Мининым вошли оказавшиеся за пределами Москвы представители столичной знати.

27 июля 1612 года основные силы ополчения выступили из Ярославля и 20 августа 1612 года прибыли к Москве.

Слайд 25. Польский гарнизон в Кремле был взят в осаду. Зная, что осажденные поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября направил им письмо, в котором предлагал врагам сдаться, но получил высокомерный отказ.

Слайд 26. Из ответа поляков Дмитрию Пожарскому: «В делах рыцарских вы хуже всех классов народа других государств и монархий. Мужеством вы подобны ослу или байбаку, который, не имея никакой защиты, принужден держаться норы… если вы не будете просить у его величества короля и у его сына царя помилования, то под ваши сабли, которые вы острите на нас, будут подставлены ваши шеи… лучше ты, Пожарский, отпусти, к сохам своих людей. Пусть хлоп по прежнему возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются своей торговлей… Если ты, Пожарский, кроме находящихся при тебе своевольников и шишей, присоединишь к себе еще вдвое больше бунтовщиков таких, как ты, то и тогда, при божией к нам милости, не получишь пользы ».

Тем не менее, они выслали из города мирных русских жителей (женщин, стариков, детей), чтобы сохранить продовольствие. Голод принял к концу октября страшные формы. Покончив с собаками и кошками, пришлось ставить силки на мышей и крыс. Поляки спускали со стен корзинки с ценностями из царской казны, обменивая их на хлеб, но после наказания нарушителей блокады в корзинах оказывались камни и кирпичи. Начались случаи каннибализма. Повешенных и умерших выкапывали и тоже употребляли в пищу. Еще хуже стало, когда 6 октября выпал большой снег, покрывший траву и корни. В пищу шли пергаменные книги и конская упряжь – их ели вместе с травой, собранной до снега.

Слайды 27, 28. 22 октября (1 ноября) 1612 года в Московском Китай - городе все-таки начались переговоры вождей ополчения с командирами польского гарнизона об условиях капитуляции. Во время переговоров казаки без приказа устремились на приступ Китай-города, который поляки сдали почти без сопротивления, отступив в Кремль. Наконец, 26 октября (5 ноября) были согласованы условия капитуляции (всем сдавшимся гарантировалась жизнь), и в ночь с 27 на 28 октября (6-7 ноября) 1612 года Москва была окончательно освобождена от чужеземных захватчиков. В ближайшее после освобождения столицы воскресенье 1 (11) ноября 1612 года это событие было отпраздновано торжественным молебном в Успенском соборе Кремля, завершившимся крестным ходом с иконой Богоматери Владимирской.

Слайд 29. В начале ноября 1612 года многие ополченцы, в том числе нижегородцы, покинули Москву и вернулись в свои города, считая задачи ополчения выполненными. «Совет всея земли», возникший по инициативе Кузьмы Минина и князя Д.М. Пожарского, установил контроль над столицей Русского государства. Появилась реальная возможность созвать Земский собор для избрания царя. Подготовка к его созыву проходила в конце 1612 – начале 1613 года в обстановке упорной политической борьбы. Ополчения были распущены, а их руководители вытеснены из столичных органов управления, хотя имели вполне реальную возможность взять в свои руки всю полноту власти. После обсуждения различных кандидатур (в том числе Д. Трубецкого, Д. Пожарского, польского королевича Владислава, шведского королевича Карла-Филиппа, которого, кстати, поддерживал Д. Пожарский) на Земском соборе 7 (17) февраля 1613 года в цари был намечен Михаил Федорович Романов, который и был торжественно провозглашен царем 21 февраля (3 марта). С момента избрания Михаила Романова царем полномочия «Совета всея земли» прекратились.

Слайд 30. Нижегородцы тоже направляли своих представителей на Земский собор. Однако, как и ряд других делегатов из провинции, они не успели к назначенному сроку и приехали после заключительного заседания. Соответственно, свой голос в обсуждение кандидатуры нового царя нижегородцы внести не смогли, зато оставили подписи на Утвержденной грамоте, оформившей избрание: «Из Нижнева Печерского монастыря архимандрит Феодосей… Из Нижнево Новагорода выборные дворяне Мисюр Соловцов и в товарыщей своих место руку приложил. Федор Княжегорской руку приложил в брата своего место сотника стрелецково Степана Княжегорсково [6]… Из Нижнево Новагорода выборной Спаской протопоп Сава. Нижнего Новагорода посацкой человек Самышка Богомолов и в товарышей своих место руку приложил. Нижегородцкой стрелец Якунька Ульянов и в товарыщей своих место выборных стрелцов руку приложил ».

Слайд 31. Стольник Дмитрий Пожарский за свои заслуги был пожалован высшим чином боярина (обычно из стольников переходили в дворяне московские, потом в окольничие и лишь затем в бояре) и обширными вотчинами и поместьями. Кузьма Минин также стал членом Боярской Думы, получив чин думного дворянина, что для посадского человека было неслыханно. Также он был пожалован вотчиной селом Богородским Нижегородского уезда с окрестными деревнями.

Героям народного ополчения, в том числе Минину и Пожарскому, поставлено много памятников. Еще раз увековечить память этих событий нижегородцы решили в канун 200-летнего юбилея. Выбрав для этого светскую форму, более соответствующую XIX веку. Инициатива местных жителей 1808 года по сбору средств на создание памятника Минину и Пожарскому, была поддержана императором Александром I. В конкурсе победил эскиз И.П. Мартоса. Средства собирались по всей стране. Памятник был изготовлен, но власти решили, что он соответствует больше не провинциальному городу, а столице. В результате скульптурная композиция была установлена в 1818 году на Красной площади Москвы.

Слайд 32. Для Нижнего Новгорода был изготовлен скромный гранитный обелиск, украшенный барельефами Минина и Пожарского в исполнении Мартоса (1828 г.). А 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде у церкви Иоанна Предтечи (где якобы выступал Кузьма Минин) была установлена копия московского памятника, выполненная З. Церетели.

Слайд 33. В 2004 году Межрелигиозный совет выступил с предложением учредить новый праздник в память об освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году. Это предложение поддержала Государственная Дума. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал эту инициативу. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру»,- заявил Патриарх Алексий.

4 ноября 2005 года состоялось первое празднование Дня народного Единства. Центром праздника стал Нижний Новгород, где состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II. С тех пор ежегодно 4 ноября отмечается как День народного Единства.

«День народного единства символизирует даже не столько восстание Минина и Пожарского как конкретный эпизод периода смуты, сколько объединение простых людей для спасения государства». (В. Жириновский).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: