Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.




ТЕМА 7. Анализ производства и реализации продукции

1. Цель, задачи и объекты анализа.

2. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.

3. Анализ реализации с учетом выполнения договорных обязательств, оценка напряженности плана по объему производимой продукции.

4. Анализ качества производимой продукции.

5. Оценка ритмичности производства.

6. Анализ комплектности производственной программы.

7. Обобщение резервов роста реализации продукции.

 

 

Цель, задачи и объекты анализа.

Одним из основных показателей деятельности субъектов хозяйствования является выпуск продукции. От выполнения предприятием производственной программы при непременном условии, что продукция его пользуется спросом (т.е. нет проблем со сбытом) зависит выполнение плана по многим другим показателям: объем продаж, уровень затрат на производство, размер прибыли, рентабельность и финансовое положение в целом.

Объем производимой продукции, ее ассортимент находятся под воздействием многочисленных факторов (спрос, цена, производственный потенциал предприятия и др.), и поэтому в дальнейшем при анализе объема производства и реализации продукции конкретного предприятия будем исходить из того, что его продукция пользуется спросов, портфель заказов сформирован, объем продаж соответствует объему производства.

Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

– недостатки в организации производства и труда;

– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении как правило используются показатели валовой и товарной продукции.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за определенный период времени, включая незавершенное производство.

В состав валовой продукции включаются: полностью готовые изделия; полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону, на капитальный ремонт, капитальное строительство; продукция вспомогательных цехов (электроэнергия, пар), отпущенная на нужды предприятия и на сторону; прирост или уменьшение остатков НЗП.

Товарная продукция - это продукция, полученная в результате производственной деятельности предприятия, отвечающая техническим требованиям и стандартам и предназначена для реализации на сторону.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

 

Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Существует несколько видов ассортимента: полный, групповой и обязательный.

Полный ассортимент – это перечень всех видов и разновидностей изготавливаемых изделий с указанием их количества.

Групповой ассортимент – это перечень изделий с указанием количества, входящих в одну группу.

Обязательный ассортимент – это перечень изделий, по которым предприятие обязано выпустить не меньше запланированного количества.

При оценке выполнения по обязательному ассортименту используются различные способы – удельный вес невыполненных позиций, способ наименьшего процента и исчисление среднего процента.

1. Удельный вес невыполненных позиций. Количество позиций, по которым план не выполнен, делим на общее число позиций обязательного ассортимента.

2. Способ наименьшего %. Определяется % выполнения плана по тем позициям, по которым фактическое количество меньше запланированного. Самый низкий из полученных % принимается за сводный показатель выполнения плана по ассортименту (но не выше 100%).

3. Исчисление среднего процента. По каждой позиции номенклатуры в выполнение плана засчитывается фактически выпущенная продукция, не превышающая плановую величину. Принятые в счет ассортимента суммы складываются. Выполнение плана по ассортименту определяется путем сравнения полученной суммы с планом выпуска продукции обязательного ассортимента.

План по ассортименту не может быть выполнен более чем на 100%, т.к. в оценке учитывается продукция в пределах плана.

Выполнение плана по структуре означает сохранение установленного планом соотношения между отдельными ее видами, т.е. равномерное его выполнение. В рыночных условиях хозяйствования предприятия могут нарушать структуру выпуска продукции т.н. обязательного ассортимента (формируемого в соответствии с планом поставок) вследствие необеспеченности отдельными видами материалов, полуфабрикатов, сбоями в работе оборудования и т.д.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса. высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Для определения обобщающего показателя, характеризующего выполнение плана по структуре, рассчитывается фактический выпуск по плановой структуре. Для этого плановый выпуск продукции по отдельным изделиям умножают на общий % выполнения плана по выпуску продукции. Далее по каждому изделию определяется количество продукции, засчитываемое в выполнение плана по структуре – учитывается фактический выпуск продукции в пределах пересчитанного планового показателя.

Уровень выполнения плана по структуре определяется путем сравнения суммы продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре, с фактическим выпуском продукции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: