обязательств, оценка напряженности плана по объему производимой продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, потерей рынков сбыта, спадом производства, поэтому наряду с анализом общего показателя реализации продукции анализируется выполнение плана по реализации продукции с учетом выполнения плана поставок.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа показателя реализации с учетом договорных обязательств, следует учитывать, что этот показатель анализируется с начала отчетного периода нарастающим итогом. Т.к. недопоставки продукции в одном периоде должны погашаться в следующем периоде, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции. Выясняются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд) рассчитывается по формуле:
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0, где:
ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического учета, материалы наблюдений. Применение современных компьютерных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому контрагенту в ассортиментном разрезе, а также в разрезе сроков.
|
Важным моментом при проведении анализа является оценка напряженности плана по объему производимой продукции.
Целью анализа напряженности плана по объему продукции является определение возможностей увеличения выпуска продукции предприятием определенной структуры и ассортимента.
Уровень напряженности плана производства определяется путем деления запланированного выпуска продукции на производственную мощность:
Кнапр=Апл:Мср –› 1, где Мср – среднегодовая мощность предприятия, Апл – плановый объем продукции.
Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции в определенной номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, прогрессивной технологии, рациональных методов организации производства.
4.Анализ качества производимой продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие (экономические), индивидуальные и косвенные показатели качества.
|
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
удельный вес аттестованной (система организационно-технических и экономических мероприятий, предусматривающая отнесение продукции к категориям качества) и неаттестованной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
К индивидуальным показателям относят такие, которые характеризуют одно из свойств продукции (например, жирность молока, содержание белка в продукте, зольность угля, эстетичность изделий и т.д).
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Косвенные показатели характеризуют отступление от норм по качеству изготавливаемой продукции. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
|
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
Показатели качества анализируются путем сравнения фактических показателей с предыдущими отчетными периодами, плановыми.
Для ряда машин и товаров народного потребления качество продукции выражается посредством установления гарантийных сроков их действия. На предприятиях пищевой, мясомолочной промышленности и других отраслях народного хозяйства качество продукции может определяться показателями сортности или кондиции.
Одним из показателей выполнения плана по качеству продукции в данном случае является соблюдение количественных соотношений выпуска продукции по сортам (кондициям) каждого вида продукции.
Расчет влияния изменения качественных показателей на объем товарной продукции можно выполнять несколькими способами:
· С использованием средней стоимости единицы изделий обезличенного сорта;
· С применением коэффициента сортности;
· Путем сопоставления показателей выполнения плана в стоимостном и натуральном выражениях и др.
Расчет влияния качества продукции на объем товарной продукции выполняется по всем видам продукции, изготовленной на предприятии за анализируемый период. После этого обобщают результат по всему товарному выпуску.