САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Двигатели, автомобили и гусеничные машины
Курсовой проект
Расчет рабочего цикла и газообмена в ДВС
Санкт-Петербург 2013г
Содержание
Введение
. Исходные данные
. Процесс наполнения
. Процесс сжатия
. Процесс сгорания
. Процесс расширения
. Индикаторные показатели
. Эффективные показатели
. Размеры цилиндра
. Построение индикаторных диаграмм
Литература
Введение
Задачами выполнения курсовой работы являются углубленное усвоение лекционного материала по курсу «Теория рабочего процесса ДВС», получение навыков правильной ориентировки в выборе исходных данных для расчетов в зависимости от типа и назначения двигателя. Тепловой расчет определяет конструктивное исполнение узлов, непосредственно влияющих на рабочий процесс.
Исходные данные
Автомобильный четырехтактный бензиновый двигатель без надува с параметрами:
1.
- эффективная мощность
.
- частота вращения
.
- давление окружающей среды
.
- температура окружающей среды
.
- геометрическая степень сжатия
.
- коэффициент избытка воздуха
.
- коэффициенты использования теплоты
.
- давление остаточных газов
.
- температура остаточных газов
.
- коэффициент остаточных газов
.
- подогрев заряда от стенок цилиндра
.
- давление в начале сжатия
.
- механический КПД
.
- коэффициент дозарядки
.
- коэффициент очистки объема сжатия
.
- коэффициент равный отношению теплоемкостей остаточных газов и свежего заряда
Процесс наполнения
двигатель сгорание индикаторный рабочий
Температуру воздуха перед впускными органами для четырехтактных двигателей без надува считаем равной температуре окружающей среды:

Коэффициент наполнения:


Коэффициент остаточных газов:

Температура рабочего тела в начале сжатия:

Процесс сжатия
Средняя мольная теплоемкость смеси на ходе сжатия:

Средний показатель политропы сжатия
:
Пусть
, тогда температура в конце сжатия:

Уточним показатель политропы сжатия:

Температура в конце сжатия:

Давление в конце сжатия:

Процесс сгорания
Кол-во воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива:

Количество свежего заряда:

Количество продуктов сгорания:

Теоретический коэффициент молекулярного изменения:

Действительный коэффициент молекулярного изменения:

Доля топлива сгоревшего в точке (z):

Коэффициент молекулярного изменения в точке (z):

Теплотворная способность топлива:

где
- потеря от неполноты сгорания топлива.
Средняя мольная теплоемкость рабочего тела в точке (z):

Максимальная температура сгорания:


Теоретическое максимальное давление:

Процесс расширения
Степень предварительного расширения для бензинового двигателя:
.
Степень последующего расширения для бензинового двигателя:
.
Средняя мольная теплоемкость рабочего тела в точке (b):
для бензинового двигателя:
и 

Показатель политропы расширения:
Пусть
, тогда температура в конце расширения:

Уточним показатель политропы расширения



Температура в конце расширения:

Давление в конце расширения:

Индикаторные показатели
Среднее индикаторное давление теоретического цикла:


Среднее индикаторное давление цикла:

Индикаторный КПД:

Удельный индикаторный расход топлива:

Эффективные показатели
Среднее эффективное давление:

Эффективный КПД:

Удельный эффективный расход топлива:

Размеры цилиндра
Число цилиндров примем равным
.
Рабочий объем одного цилиндра:

где
- коэффициент тактности для четырехтактного бензинового двигателя.
Примем
.
Диаметр цилиндра:

Ход поршня:

Скорость поршня:

Построение индикаторных диаграмм
Определение объема в характерных точках.
Объем в точке:

Объем в точке(a):

Объем в точке (z):

Объем в точке (b):


Рисунок 1. Индикаторная диаграмма рабочего процесса в P-Vкоординатах.
Таблица 1. Некоторые параметры рабочего процесса в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
| ||||||
| 0,044 | 9,45 | 1,8754 | 8,0689 | |||
| (-30)30 | 6,034 | 0,0311 | 0,0751 | 5,54 | 0,8989 | 4,2421 |
| (-60)60 | 21,674 | 0,1374 | 0,1814 | 2,29 | 0,2663 | 1,4643 |
| (-90)90 | 41,063 | 0,2115 | 0,2555 | 1,63 | 0,1668 | 0,9725 |
| (-120)120 | 58,174 | 0,2996 | 0,3436 | 1,21 | 0,1106 | 0,6793 |
| (-150)150 | 69,252 | 0,3567 | 0,4007 | 1,04 | 0,0898 | 0,5661 |
| (-180)180 | 0,73 | 0,752 | 0,796 | 0,52 | 0,0346 | 0,2457 |
Пример расчета для
=90o:
Текущее значение перемещение поршня:

где
- радиус кривошипа,
- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна,
- угол поворота кривошипа, отсчитанный от ВМТ.
Текущее значение объема:

Текущее значение объем сжатия и расширения:

Текущее значение степени сжатия:

Текущие значения давлений на политропах сжатия и расширения:



Рисунок 2. Индикаторная диаграмма рабочего процесса в P-ϕкоординатах.
Литература
1. “Расчет рабочего цикла и газообмена в ДВС” пособие по курсовому проектированию, А.И. Костин, 2009г.
. “Теория двигателей внутреннего сгорания”, Н.Х. Дьяченко, 1974г.