САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Двигатели, автомобили и гусеничные машины
Курсовой проект
Расчет рабочего цикла и газообмена в ДВС
Санкт-Петербург 2013г
Содержание
Введение
. Исходные данные
. Процесс наполнения
. Процесс сжатия
. Процесс сгорания
. Процесс расширения
. Индикаторные показатели
. Эффективные показатели
. Размеры цилиндра
. Построение индикаторных диаграмм
Литература
Введение
Задачами выполнения курсовой работы являются углубленное усвоение лекционного материала по курсу «Теория рабочего процесса ДВС», получение навыков правильной ориентировки в выборе исходных данных для расчетов в зависимости от типа и назначения двигателя. Тепловой расчет определяет конструктивное исполнение узлов, непосредственно влияющих на рабочий процесс.
Исходные данные
Автомобильный четырехтактный бензиновый двигатель без надува с параметрами:
1. - эффективная мощность
. - частота вращения
. - давление окружающей среды
. - температура окружающей среды
. - геометрическая степень сжатия
. - коэффициент избытка воздуха
. - коэффициенты использования теплоты
. - давление остаточных газов
. - температура остаточных газов
. - коэффициент остаточных газов
. - подогрев заряда от стенок цилиндра
. - давление в начале сжатия
. - механический КПД
. - коэффициент дозарядки
. - коэффициент очистки объема сжатия
. - коэффициент равный отношению теплоемкостей остаточных газов и свежего заряда
Процесс наполнения
двигатель сгорание индикаторный рабочий
Температуру воздуха перед впускными органами для четырехтактных двигателей без надува считаем равной температуре окружающей среды:
|
Коэффициент наполнения:
Коэффициент остаточных газов:
Температура рабочего тела в начале сжатия:
Процесс сжатия
Средняя мольная теплоемкость смеси на ходе сжатия:
Средний показатель политропы сжатия :
Пусть , тогда температура в конце сжатия:
Уточним показатель политропы сжатия:
Температура в конце сжатия:
Давление в конце сжатия:
Процесс сгорания
Кол-во воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива:
Количество свежего заряда:
Количество продуктов сгорания:
Теоретический коэффициент молекулярного изменения:
Действительный коэффициент молекулярного изменения:
Доля топлива сгоревшего в точке (z):
Коэффициент молекулярного изменения в точке (z):
Теплотворная способность топлива:
где - потеря от неполноты сгорания топлива.
Средняя мольная теплоемкость рабочего тела в точке (z):
Максимальная температура сгорания:
Теоретическое максимальное давление:
Процесс расширения
Степень предварительного расширения для бензинового двигателя: .
Степень последующего расширения для бензинового двигателя: .
Средняя мольная теплоемкость рабочего тела в точке (b):
для бензинового двигателя: и
Показатель политропы расширения:
Пусть , тогда температура в конце расширения:
|
Уточним показатель политропы расширения
Температура в конце расширения:
Давление в конце расширения:
Индикаторные показатели
Среднее индикаторное давление теоретического цикла:
Среднее индикаторное давление цикла:
Индикаторный КПД:
Удельный индикаторный расход топлива:
Эффективные показатели
Среднее эффективное давление:
Эффективный КПД:
Удельный эффективный расход топлива:
Размеры цилиндра
Число цилиндров примем равным .
Рабочий объем одного цилиндра:
где - коэффициент тактности для четырехтактного бензинового двигателя.
Примем .
Диаметр цилиндра:
Ход поршня:
Скорость поршня:
Построение индикаторных диаграмм
Определение объема в характерных точках.
Объем в точке:
Объем в точке(a):
Объем в точке (z):
Объем в точке (b):
Рисунок 1. Индикаторная диаграмма рабочего процесса в P-Vкоординатах.
Таблица 1. Некоторые параметры рабочего процесса в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
0,044 | 9,45 | 1,8754 | 8,0689 | |||
(-30)30 | 6,034 | 0,0311 | 0,0751 | 5,54 | 0,8989 | 4,2421 |
(-60)60 | 21,674 | 0,1374 | 0,1814 | 2,29 | 0,2663 | 1,4643 |
(-90)90 | 41,063 | 0,2115 | 0,2555 | 1,63 | 0,1668 | 0,9725 |
(-120)120 | 58,174 | 0,2996 | 0,3436 | 1,21 | 0,1106 | 0,6793 |
(-150)150 | 69,252 | 0,3567 | 0,4007 | 1,04 | 0,0898 | 0,5661 |
(-180)180 | 0,73 | 0,752 | 0,796 | 0,52 | 0,0346 | 0,2457 |
Пример расчета для =90o:
Текущее значение перемещение поршня:
|
где - радиус кривошипа, - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, - угол поворота кривошипа, отсчитанный от ВМТ.
Текущее значение объема:
Текущее значение объем сжатия и расширения:
Текущее значение степени сжатия:
Текущие значения давлений на политропах сжатия и расширения:
Рисунок 2. Индикаторная диаграмма рабочего процесса в P-ϕкоординатах.
Литература
1. “Расчет рабочего цикла и газообмена в ДВС” пособие по курсовому проектированию, А.И. Костин, 2009г.
. “Теория двигателей внутреннего сгорания”, Н.Х. Дьяченко, 1974г.