ПОДГОТОВКА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК
2.1. Понятия «международная торговая сделка», «коммерсант»
Международная торговая сделка – договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товара определенного количества и качества или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.
Определение международного характера сделки дано в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской Конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи 1985 г.
Такая трактовка понятия торговой сделки применяется ко всем хозяйственным сделкам, а именно: производственным, сельскохозяйственным, заключаемых в строительных, издательских, зрелищных и других предприятиях, в финансовой и банковской сферах, относящихся к обращению товаров, при осуществлении транспортировки, экспедирования, хранения, страхования, рекламы товаров и т. д.
Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни характер договора не являются критериями отнесения сделки к международной.
Свидетельством международного характера договора является только один признак – расположение коммерческих предприятий контрагентов в разных государствах.
В международной практике существуют различные критерии определения принадлежности коммерческого предприятия к тому или иному государству. Такими критериями могут являться: место учреждения (США, Великобритания), место нахождения правления юридического лица (Франция, Германия), место основной деятельности юридического лица (Италия). В Республике Беларусь для определения правоспособности предприятий при совершении сделок используется критерий места их государственной регистрации в качестве юридического лица.
|
Стороны внешнеторговых сделок относятся к особой категории предпринимателей, именуемых коммерсантами.
Признание статуса коммерсанта налагает на них определенные обязанности по ведению предпринимательской деятельности: регистрацию в торговом реестре, ведение специальной финансовой отчетности для налогового обложения, открытие собственного банковского счета и др.
Коммерсантам предоставляются и некоторые специальные права. Наибольшее значение среди них имеют следующие:
- в своей деятельности коммерсанты вправе выступать под определенным фирменным наименованием (товарным знаком), индивидуализирующих их на рынке;
- при возникновении спорных вопросов они могут воспользоваться обеспечиваемой законом возможностью защиты своих интересов;
- деятельность коммерсантов во многом подчиняется специальному правовому режиму, в частности, согласно Венской Конвенции, не требуется обязательного письменного составления договора, форма его может быть и устной.
Виды международных коммерческих операций
При всем многообразии международных коммерческих операций в зависимости от объекта сделки их можно классифицировать на три большие группы:
- операции купли-продажи товаров;
- операции купли-продажи услуг;
- операции купли-продажи научно-технической продукции.
Наиболее распространенной и традиционной для международной торговли является группа операций купли-продажи товаров.
|
Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар покупателю в согласованные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него цену.
Операции купли-продажи товаров подразделяют на следующие:
- экспортные;
- импортные;
- реэкспортные;
- реимпортные;
- встречной торговли.
Экспортные операции предполагают продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Импортные операции - закупку и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны или потребления предприятием-импортером.
Реэкспортные и реимпортные операции являются разновидностью экспортно-импортных.
Реэкспортная операция - это вывоз за границу ранее ввезенного иностранного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
Такие сделки чаще всего встречаются при продаже товаров на аукционах и товарных биржах. Они используются и при осуществлении крупных проектов с участием иностранных фирм, когда закупка отдельных видов материалов и оборудования осуществляется в третьих странах. При этом, как правило, товары отправляются в страну реализации без завоза продукции в страну реэкспорта. Достаточно часто операции реэкспорта используются с целью получения прибыли за счет разницы цен на один и тот же товар на различных рынках. В этом случае также не производится завоз товара в реэкспортирующую страну.
Значительное количество реэкспортных операций проводится на территории свободных экономических зон, особенно открытых портов. Ввозимые в свободные экономические зоны товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются при вывозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов на импорт, с обращения или производства. Таможенная пошлина уплачивается только в случае, когда товары перемещаются через таможенную границу внутрь страны.
|
Реимпортные операции предполагают ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.
В последние десятилетия продолжают активно развиваться качественно новые процессы в организации и технике осуществления международных торговых операций. Одним из таких процессов явилось широкое распространение встречной торговли. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.
Операции купли-продажи услуг в последние годы составляют все более значительную часть экономики большинства стран и приобретают международный характер.
Оценить реально широту и разнообразие международного рынка услуг достаточно сложно. Во-первых, многие международные сделки в сфере услуг остаются неучтенными, поскольку при этом не происходит перемещения товаров через границу, которые можно было бы осмотреть и учесть. Во-вторых, сделки, касающиеся одновременно товаров и услуг, обычно целиком относятся к товарным. В-третьих, большой объем деятельности сервисных фирм осуществляется через их зарубежные филиалы.
Стремительный рост объема и перечня оказываемых услуг обусловлен рядом факторов:
- растущая потребность в услугах, многие из которых становятся все более разнообразными, сложными и высокими по качеству;
- трансформация услуг ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами;
- приватизация сектора государственных услуг;
- развитие рынка информации;
- внедрением специализированного оборудования, которое позволяет автоматизировать деятельность сервисных фирм.
Основными классификаторами услуг в международной практике являются:
- Временный Единый Классификатор Продукта ООН (UN Provisional Central Product Classification - CPC), где выделено около 600 видов услуг;
- Классификатор ГАТС, составленный на основе СРС и выделяющий около 160 видов услуг.
Выделение операций по торговле научно-техническими продукцией в самостоятельную группу связано с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.
Операции по торговле научно-техническими знаниями подразделяются на операции, связанные с предоставлением:
- права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков;
- технических знаний, опыта, чертежей, инструкций, различного информационного материала, объединяемые понятием «ноу-хау» («знаю как »).
В основу этого деления положена правовая охрана научно-технической продукции. Она распространяется лишь на первую группу и осуществляется, согласно международной практики, в форме патента.
Передача научно-технической продукции осуществляется на основе международного лицензионного соглашения. Предметом лицензионных соглашений могут быть любые знания, как патентуемые, так и не подлежащие патентованию.