Недостатки произношения свистящих звуков




ПРАКТИКУМ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С]

 


(Слайд 1)

Прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков и способы их устранения надо знать их правильную артикуляцию.

(Слайд 2)

Характеристика звука [с]

Звук С - согласный, глухой, твердый.

(Слайд 3)

1. Артикуляция звука [с]

(Слайд 4)

Губы не напряжены, растянуты, как при улыбке.

Зубы сближены на 1-1,5 мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

Мягкое небо поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.

Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Звучание - шум, похожий на свист.

Воздушная струя узкая, холодная.

(Слайд 5)

Недостатки произношения свистящих звуков

(Слайд 6)

Нарушения произношения свистящих звуков называются сигматизмами.

Рассмотрим основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука [с] свист отсутствует.

Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий звук [з] и аффрикат [ц].

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо звука [с] слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении звука[з]. С боковой артикуляцией может произноситься и звук [ц]. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Губно-зубной парасигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука [ф]), поэтому акустический эффект при искажении звука [с] близок к звуку [ф]. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Призубный парасигматизм. Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков [с], [з] слышатся звуки [т] и [д].

Шипящий парасигматизм. При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для [ш], или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный [ш].

(Слайд 7)

3. Способы постановки звука [с].

(Слайд 8)

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ

Перед постановкой звука ребенку необходимо поставить нужный речевой выдох. Педагог показывает правильную артикуляцию звука «С» и его произношение. Внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата и звучании данной фонемы. Далее предлагается ребенку повторить формируемый звук. Произносить звук лучше негромко, чтобы не возникали посторонние шумы.

(Слайд 9)

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ЗВУКА [Т]

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок, следом за вами выдохнет и длительно произнесёт звук [т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Затем нужно растянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук [т]. После звука [т] будет слышаться правильный звук [с].

Если этого не произойдёт и звук будет неясным, попросите ребёнка сильно улыбнуться, растянув губы в "ниточку". Свистящий звук будет звучать тоньше.

(Слайд 10)

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] НА ВДОХЕ

Приоткрыв рот, ребенок должен разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и растянуть губы в улыбку. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «втянуть» в себя немного воздуха, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится звук [с].

(Слайд 11)

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [С]

Попросить ребенка высунуть широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. В таком положении ребенок дует себе на ладонь, при этом холодная струя воздуха должна проходить по середине языка. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее.

(Слайд 12)

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']

Во время длительного произнесения мягкого звука [с'] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного звука [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с'] будет звучать более твердо. В дальнейшем постепенно переходим к правильной артикуляции звука [с].

(Слайд 13)

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКА [Ш]

Ребёнок должен длительно произносить звук [ш]. В это время необходимо язык продвигать вперёд, от альвеол к верхним резцам, а за тем к нижним резцам. Верхние резцы должны находиться прямо над нижними. Сначала будет слышаться смягчённый звук [ш], а потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [с].

(Слайд 14)

СПОСОБ VII. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКА [Ц]

Вариант постановки звука [с] от звука [ц] встречается редко, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Предложить ребенку произнести длительно и протяжно звук [ц]. При соблюдении этого условия слышится звук [с]. Если сразу не получается произнести изолированно звук [с], можно произнести сочетание звуков [цс], прерывая звучание звука [с] короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются и закрепляется произношение изолированного звука [c].

(Слайд 15)

СПОСОБ VIII. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Используется колпачок от обычной шариковой ручки. Предложить ребенку широко улыбнуться, обнажить зубы, опустить кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить палочку от колпачка и зажать зубами, слегка нажать палочкой, формируя, таким образом, по средней линии языка желобок для воздушной струи. Попросить ребенка подуть на кончик языка, при этом воздушная струя направляется в колпачок. Слышится звук [с].

При постановке звука [с] с механической помощью можно также использовать счётные палочки, ватные палочки, специальные зонды.

(Слайд 16)

4. Постановка звука [с] при аномалиях строения речевых органов

При дизартрии необходимо отработать упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [с], чтобы сформировать по средней линии языка «желобок». Ставить звук [с] ребенку лучше всего от межзубного звука [с] и с механической помощью.

При вертикальном прикусе, высоком нёбе, отсутствии нижних резцов, (когда есть верхние резцы) звук [с] нужно ставить при верхнем положении языка, когда его кончик упирается в верхние резцы. Можно использовать следующие способы постановки: от звука [т], от межзубного звука [с], от правильного [с'], от правильного [ш].

(Слайд 17)

При нижнем выдвинутом прикусе ставить звук [с] нужно при ниж­нем положении языка, когда его кончик упирается в нижние резцы.

Можно использовать способ постановки от звука [т], но базовый звук [т] нужно произносить, прижимая язык к нижним зубам.

Звук [с] является базовым для постановки звуков [ц], [з]. Артикуляция звука [з] отличается от артикуляции звука [с] наличием голоса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: