Значение Песаха и порядок празднования




ПРОЕКТ

по теме: « Главные религиозные праздники в культуре народов мира ».

Выполнили:

Студентки группы

ПОн/б-16-2-о

Шепелева В.В.

Кондратьева Д.В.

Севастополь

 

 

Проблема проекта заключается в недостаточно разработанных методик преподавания предмета ОРКСЭ, знаний и источников о религиозных праздниках в культуре народов мира.

 

Цель работы: познакомиться и изучить религиозные праздники в культуре разных народов мира.

 

Задачи проекта:

1) собрать исторические сведения о религиозных праздниках;

2) рассмотреть основные религиозные праздники в культуре разных народов мира;

3) охарактеризовать праздники в религиях мира.

 

Ожидаемый результат: повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.

 

Конечный продукт: материал для занятий по предмету ОРКиСЭ по религиозным праздникам в культуре народов мира; план-конспект урока.

 


Содержание

 

Введение. 4

История религиозных праздников. 5

Праздники иудаизма. 6

Праздники христианства. 12

Праздники ислама. 17

Праздники буддизма. 19

План-конспект урока. 21

Заключение. 30

Литература. 31

 


Введение

 

Всякая душа празднику рада. Русская пословица. Праздник – душа народа. Вряд ли найдется человек, не любящий праздник. Наверно, нельзя сейчас доискаться, как отметил первобытный человек свой первый праздник – может, удачной охотой или победой над строптивыми силами природы, но уверенно можно сказать, что человеку всегда присуще желание отмечать события личной и общественной жизни. Праздник – важнейший элемент народной культуры. Отражает жизнь отдельного человека и всего народа в целом. Праздник всегда способствовал объединению людей, помогал преодолевать чувство одиночества. В основе многих праздников лежит обряд - совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными.

Актуальность нашей темы мы видим в том, что изучая праздники разных народов, мы поближе соприкоснемся с многовековой историей культуры народов разных вероисповеданий.

Также наша работа поможет многим пополнить знания о религиозных праздниках и поспособствует в развитии интереса к религии.


 

 

История религиозных праздников

 

Историей своего происхождения многие праздники и обряды народов мира неразрывно связаны с религией, культурой и духовным наследием той или иной народности. На протяжении всего существования человечества эти уникальные историко-культурные ценности рождались, совершенствовались и исчезали, однако подавляющее их большинство все же сумело дойти до наших дней практически в своем первозданном виде.

Говоря о том культурном наследии, которое сумело пройти сквозь века, дойдя до сегодняшнего времени, следует привести в пример известные праздники и обряды разных народов. Наиболее древние из этих праздников в своем происхождении напрямую связаны с язычеством, когда-то являвшимся частью самых первых общечеловеческих представлений о человеке и мире, и позже - ставшим основой для всех существующих на планете религий.

Дошедшие до наших дней религиозные праздники и обряды народов мира начали складываться уже в древности, когда всеобъемлющее язычество стало понемногу отступать на задний план.

В каждом ныне известном вероисповедании существуют свои праздники и обряды, которые могут быть ежедневными, еженедельными, ежегодными.


 

 

Праздники иудаизма

 

В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря - траурные - в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.

 

Праздник Событие, с которым он связан
Рош-Гашана Новый Год
Йом-Киппур День всепрощения.
Суккот Праздник Кущей
Симхат-Тора Радость Торы. Радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе.
Ханука Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э.
Песах Пасха. Посвящен событиям исхода евреев из Египта под водительством Моисея.
Шевуот Праздник дарования Торы. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания.

 

Пехас (Пасха).

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.

Законы и правила, связанные с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).

Значение Песаха и порядок празднования

Исход израильтян из Египта и освобождение народа от 400-летнего рабства считается не только одним из главных событий библейской истории, но и началом истории еврейского народа. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Традиция связывает название "Песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец").

Дата праздника по григорианскому календарю каждый год разная, так как она высчитывается по лунному календарю. Дата эта ежегодно объявляется особо.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах, - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались во время исхода из Египта.

Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста. Вот почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются в доме, особенно на кухне. А весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собираются вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы.

Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха.

Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Все продукты располагаются на блюде определенным образом. Перед ведущим седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов.

В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." (Шмот, 6:6,7). По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии (Элиях), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а так и оставляют на праздничном столе.

Пророк Илия считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".


Праздники христианства

 

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. „Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения".

Праздник Событие, с которым он связан
Пасха Воскресение Христа
Рождество Рождение Иисуса Христа
Троица (Пятидесятница) Сошествие Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа
Сретение Введение младенца Христа в Иерусалимский храм
Крещение Господне Крещение Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем
Преображение Господне Чудо преображения, во время которого Иисус продемонстрировал апостолам свою божественную сущность
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) Въезд Иисуса в Иерусалим на осле в сопровождении учеников
Вознесение Господне Вознесение Христа на небо после мученической смерти
Воздвижение Креста Господня Обретение Креста Господня св. Еленой, матерью императора Константина
Рождество Богородицы Рождение Девы Марии
Введение Богородицы во храм Первое посещение Девой Марией храма
Благовещение Пресвятой Богородицы «Благая весть» о рождении Христа, полученная Девой Марией от архангела Гавриила
Успение Пресвятой Богородицы Смерть Девы Марии, взятой по воле Бога на небеса

Крещение

Крещение празднуется христианской церковью 6 января по старому стилю. Этот праздник считается одним из наиболее значительных.

В своих писаниях, посвященных празднику крещения, христианские священнослужители отмечают, что он установлен в память исторического события - крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Описание этого события приводится в евангелиях, причем, как и в других случаях, довольно противоречиво.

Так, в Евангелиях от Матфея и от Марка говорится, что Христос был крещен Иоанном Крестителем в возрасте 30 лет. В Евангелии от Луки указывается, что в момент крещения Иисуса Иоанн находился в тюрьме и, следовательно, никак не мог крестить Христа. В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки рассказывается о том, что сразу же после крещения Христос уединился в пустыню, где пробыл 40 дней. А Евангелие от Иоанна гласит о другом, о том, что Христос после крещения направился в Кану Галилейскую. Естественно, что на подобные противоречивые сведения никак нельзя опираться как на достоверные исторические источники. Характерен и другой момент. На ранней стадии своего развития христианство вообще не знало обряда крещения. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в ранней христианской литературе нет никаких упоминаний о том, что этот обряд существовал у первых приверженцев новой религии. "Крещение является институтом второго периода христианства", - писал Ф. Энгельс.

Этот обряд пришел в христианство из древних культов. Водное омовение существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворяя явления природы, наши далекие предки одухотворяли и воду - важнейший источник жизни человека. Она утоляла жажду, обеспечивала плодородие полей и пастбищ. С другой стороны,.разбушевавшиеся водные стихии порой причиняли громадный ущерб людям, нередко угрожая их жизни. Видя это величие в милости и в зле, первобытные люди стали поклоняться воде.

В дохристианских культах среди других обрядов важную роль играл обряд „очищения" человека от всякой „скверны", „нечисти" с помощью воды. По древним верованиям, вода обладала очистительной силой. Она, в частности, очищала людей от нечистой силы, злых духов, которые могли им повредить. Поэтому у древних народов существовал обычай омывать водой новорожденных. Такой обряд совершался у древних египтян, римлян и греков, у ацтеков, народа, некогда населявшего территорию Мексики, у индейцев, живших на американском полуострове Юкатан, у полинезийских племен и многих других народов.

О совершении крещения христианами впервые упоминается в христианской литературе, относящейся к концу I - началу II в. Но прочное место в христианском культе крещение занимает лишь во второй половине II в. Тогда же возникает и праздник крещения, который связывается с мифическим событием - крещением Иисуса Христа в Иордане.

Праздник крещения всегда отмечался христианами очень торжественно В праздничный день главным обрядом было освящение воды. Воду освящали в церкви и в проруби, что носило название освящения воды „на Иордане". К проруби направлялся крестный ход, в котором принимали участие духовенство, местная знать и все верующие „На Иордане" служился торжественный молебен, после чего верующие окунались в ледяную воду.

Освящение воды в храмах совершается и в наши дни. Священнослужители, освящая воду, собранную в бочки, опускают в нее крест, а верующие берут эту воду, искренне веря, что освященная в храме божьем, она обладает чудодейственной силой, может исцелять от недугов и т. п.

Праздник крещения носит и другое название - богоявление. Оно установлено, по словам церковников, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане „бог-отец свидетельствовал с неба и бог - дух святой сошел в виде голубя".

Праздник крещения используется церковью для прославления Иисуса Христа как сына божьего, основавшего новую, единственно „истинную" религию. Духовенство подчеркивает исключительность христианства. Весь смысл праздника заключается в том, чтобы укрепить в людях религиозную веру, которая якобы указывает верный путь к спасению.

 


Праздники ислама

 

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит. Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).

Праздник Событие, с которым он связан
Ураза-байрам Праздник окончания поста.
Курбан-байрам День жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы.
Мирадж Посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха
Мавлюд День рождения Мухаммеда.
Пятница День отдыха мусульман

 

Курбан-байрам

Курбан-байрам – день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» – перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.

Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.


Праздники буддизма

 

История буддизма имеет длительную протяженность во времени, а также множество последователей на сегодняшний день. Начало этой религии имеет свою романтическую легенду, о которой будет рассказано в этой статье. Также в буддизме достаточное количество больших и малых праздников, смысл которых значительно отличается от традиционных.

Праздник Событие, с которым он связан
Дончод-хурал или Весак День, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда.
Сагаалган. Новый год
Лхабаб дуйсэн День нисхождения Будды с неба Тушита
Сонгкран Праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь.
Праздник слонов Создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.
Асапха Первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.

Мистерия Цам.

Это очень интересное ежегодное празднество, которое длится несколько дней. Совершают его в монастырях Непала, Тибета, Бурятии, Монголии и Тувы. К слову сказать, что исполняться эта мистерия могла в совершенно разное время – зимой и летом, а также иметь совершенно разный жанр. Неоднозначным могло быть и выступление. К примеру, один храм Будды создавал ритуальный танец, а другой ставил пьесу с диалогами, которые читали несколько действующих лиц. И, наконец, третий храм вообще мог поставить многокомпонентное действующее представление, где было большое количество участников. Смысл этой мистерии многообразен. К примеру, при помощи нее можно было устрашать врагов учения, а также демонстрировать истинное учение над лжеучением. Еще можно было умиротворить злые силы на следующий год. Или просто подготовить человека к пути, который он совершает после смерти к следующему перерождению. Итак, буддизм праздники имеет не только религиозного характера, но и торжественного, а также возвышенного.


План-конспект урока

«Праздники в религиозных культурах мира. ОРКСЭ»

Класс

Тема урока: Праздники и календари.

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными праздниками в религиях мира;

- воспитывать гражданскую идентичность.
Оборудование:

- слайды с иллюстрациями по теме;

- карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

УУД:

-- самоопределение (Л);

-- целеполагание (Р);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебной деятельности на этапе 1:

– Над какой темой мы работали?

– А хотите еще узнать новое?

– Молодцы!

II. Актуализация знаний.

УУД:

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- учёт разных мнений (К).

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Слайд №1.

- Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

III. Работа над новым материалом.

УУД:

-- использование знаково-символических средств (П);

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебной деятельности на этапе 3:

2) Слайд №2.

- Песах (ивр. букв. "миновал, обошёл"; по-гречески и по-русски - Пасха) - иудейский праздник в память об Исходе из Египта. В Израиле Песах отмечается 7 дней, причём первый и последний дни празднования являются полноценными праздниками и нерабочими днями. Промежуточные дни называются холь а-моэд ("праздничные будни"). За границами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два считаются полноценными праздниками.

Песах - один из праздников паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Вся семья и приглашённые гости собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду. Эта трапеза носит название "седер" (иврит "порядок"). В первый день праздника принято читать молитвы.

3) Слайд №3.

- Шавуот или Седмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуота всю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, и лишь затем подают другие праздничные блюда.

4) Слайд №4.

- Суккот (Праздник кущей) - еврейский праздник, который отмечается семь дней. По традиции в это время следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще). Этот обычай служит вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход). Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

В Суккот выполняют ритуал "вознесение лулава". Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В канун праздника Суккот устраиваются базары, где продают этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли.

5) Слайд №5.

- Ханука - еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями после изгнания с Храмовой горы греко-сирийских войск и их союзников в 165 году до н. э.

Согласно легенде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло для светильника-меноры. После длительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом. Но масла в нем было настолько мало, что его могло хватить только на один день горения меноры. Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней - на время, которое требовалось для приготовления нового масла. В память об этом событии праздник Хануки стали отмечать в течение восьми дней. Празднование Хануки было установлено мудрецами, поэтому в праздничные дни нет запрета на работу. В Хануку принято дарить детям игрушки и давать деньги.

6) Слайд №6.

- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.

- Чем интересен этот праздник?

7) Слайд №7.

- Какие православные праздники вы знаете? Как они отмечаются?

8) Работа с учебником.

- Прочитайте о православных праздниках. Какие ещё православные праздники вы знаете?

9) Слайд №8.

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

10)Слайд №9.

- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

11) Слайд №10.

- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.

- Кому посвящён этот праздник?

12) Слайд №11.

- Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

13) Слайд №12.

- День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

IV. Закрепление.

УУД:

-- анализ, сравнение, обобщение (П);

-- извлечение из текстов необходимой информации (П);

-- выполнение действий по алгоритму (П);

-- контроль (Р);

-- коррекция (Р);

-- оценка (Р);

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебного процесса на этапе 4:

1) Работа в группах.

- Возьмите карточку. Пользуясь учебником, заполните правильно таблицу.

2) Проверка работы (слайд №13).

3) Работа в группах.

- Прочитайте задание на карточке. Подготовьте ответ.

V. Рефлексия деятельности на уроке.

УУД:

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

-- самооценка на основе критерия успешности (Р);

-- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебной деятельности на этапе 5:

– Назовите тему урока.

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

«Дерево успеха»

Красный – делаю вычислительные ошибки, недостаточно отработан алгоритм.

Желтый – знаю алгоритм, но допускаю ошибки.

Зеленый – выполняю вычисления без ошибок.

Домашнее задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».

Приложение.

Карточка.

1. Какие праздники отмечают в разных религиозных культурах?

Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
       
       
       
       
       

 

2. Подготовьте рассказ о самом интересном празднике.

 

 


Заключение

 

Анализируя результаты нашей работы, мы пришли к выводу, что многовековая история религиозных праздников разных народов очень обширна, своеобразна и интересна. Прошлое всегда достойно уважения. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это и материальные памятники: города и сёла, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки и конечно религиозные праздники. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Сейчас в настоящем, наша цель сохранить праздники и обычаи родного народа, чтобы в дальнейшем передать их потомкам. Возникает вопрос: «Как это сделать?» Очень просто, нужно помнить свои корни, любить свой край, свой народ, интересоваться его прошлым и настоящим, пытаться сохранить те ценности, которые дошли до нас.

 

Литература

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. – 355 с.

Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. – 425 с.

Жигульский К. Праздник и культутра. М.: Прогресс, 1995.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: