ПРОЕКТ
по теме: « Главные религиозные праздники в культуре народов мира ».
Выполнили:
Студентки группы
ПОн/б-16-2-о
Шепелева В.В.
Кондратьева Д.В.
Севастополь
Проблема проекта заключается в недостаточно разработанных методик преподавания предмета ОРКСЭ, знаний и источников о религиозных праздниках в культуре народов мира.
Цель работы: познакомиться и изучить религиозные праздники в культуре разных народов мира.
Задачи проекта:
1) собрать исторические сведения о религиозных праздниках;
2) рассмотреть основные религиозные праздники в культуре разных народов мира;
3) охарактеризовать праздники в религиях мира.
Ожидаемый результат: повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.
Конечный продукт: материал для занятий по предмету ОРКиСЭ по религиозным праздникам в культуре народов мира; план-конспект урока.
Содержание
Введение. 4
История религиозных праздников. 5
Праздники иудаизма. 6
Праздники христианства. 12
Праздники ислама. 17
Праздники буддизма. 19
План-конспект урока. 21
Заключение. 30
Литература. 31
Введение
Всякая душа празднику рада. Русская пословица. Праздник – душа народа. Вряд ли найдется человек, не любящий праздник. Наверно, нельзя сейчас доискаться, как отметил первобытный человек свой первый праздник – может, удачной охотой или победой над строптивыми силами природы, но уверенно можно сказать, что человеку всегда присуще желание отмечать события личной и общественной жизни. Праздник – важнейший элемент народной культуры. Отражает жизнь отдельного человека и всего народа в целом. Праздник всегда способствовал объединению людей, помогал преодолевать чувство одиночества. В основе многих праздников лежит обряд - совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными.
|
Актуальность нашей темы мы видим в том, что изучая праздники разных народов, мы поближе соприкоснемся с многовековой историей культуры народов разных вероисповеданий.
Также наша работа поможет многим пополнить знания о религиозных праздниках и поспособствует в развитии интереса к религии.
История религиозных праздников
Историей своего происхождения многие праздники и обряды народов мира неразрывно связаны с религией, культурой и духовным наследием той или иной народности. На протяжении всего существования человечества эти уникальные историко-культурные ценности рождались, совершенствовались и исчезали, однако подавляющее их большинство все же сумело дойти до наших дней практически в своем первозданном виде.
Говоря о том культурном наследии, которое сумело пройти сквозь века, дойдя до сегодняшнего времени, следует привести в пример известные праздники и обряды разных народов. Наиболее древние из этих праздников в своем происхождении напрямую связаны с язычеством, когда-то являвшимся частью самых первых общечеловеческих представлений о человеке и мире, и позже - ставшим основой для всех существующих на планете религий.
Дошедшие до наших дней религиозные праздники и обряды народов мира начали складываться уже в древности, когда всеобъемлющее язычество стало понемногу отступать на задний план.
|
В каждом ныне известном вероисповедании существуют свои праздники и обряды, которые могут быть ежедневными, еженедельными, ежегодными.
Праздники иудаизма
В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря - траурные - в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.
Праздник | Событие, с которым он связан |
Рош-Гашана | Новый Год |
Йом-Киппур | День всепрощения. |
Суккот | Праздник Кущей |
Симхат-Тора | Радость Торы. Радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. |
Ханука | Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. |
Песах | Пасха. Посвящен событиям исхода евреев из Египта под водительством Моисея. |
Шевуот | Праздник дарования Торы. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания. |
Пехас (Пасха).
Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.
|
Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.
В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.
Законы и правила, связанные с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).
Значение Песаха и порядок празднования
Исход израильтян из Египта и освобождение народа от 400-летнего рабства считается не только одним из главных событий библейской истории, но и началом истории еврейского народа. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.
В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.
Традиция связывает название "Песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец").
Дата праздника по григорианскому календарю каждый год разная, так как она высчитывается по лунному календарю. Дата эта ежегодно объявляется особо.
Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах, - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались во время исхода из Египта.
Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста. Вот почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются в доме, особенно на кухне. А весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собираются вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы.
Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха.
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).
Все продукты располагаются на блюде определенным образом. Перед ведущим седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.
Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов.
В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.
Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." (Шмот, 6:6,7). По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии (Элиях), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а так и оставляют на праздничном столе.
Пророк Илия считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".
Праздники христианства
Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. „Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения".
Праздник | Событие, с которым он связан |
Пасха | Воскресение Христа |
Рождество | Рождение Иисуса Христа |
Троица (Пятидесятница) | Сошествие Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа |
Сретение | Введение младенца Христа в Иерусалимский храм |
Крещение Господне | Крещение Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем |
Преображение Господне | Чудо преображения, во время которого Иисус продемонстрировал апостолам свою божественную сущность |
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) | Въезд Иисуса в Иерусалим на осле в сопровождении учеников |
Вознесение Господне | Вознесение Христа на небо после мученической смерти |
Воздвижение Креста Господня | Обретение Креста Господня св. Еленой, матерью императора Константина |
Рождество Богородицы | Рождение Девы Марии |
Введение Богородицы во храм | Первое посещение Девой Марией храма |
Благовещение Пресвятой Богородицы | «Благая весть» о рождении Христа, полученная Девой Марией от архангела Гавриила |
Успение Пресвятой Богородицы | Смерть Девы Марии, взятой по воле Бога на небеса |
Крещение
Крещение празднуется христианской церковью 6 января по старому стилю. Этот праздник считается одним из наиболее значительных.
В своих писаниях, посвященных празднику крещения, христианские священнослужители отмечают, что он установлен в память исторического события - крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Описание этого события приводится в евангелиях, причем, как и в других случаях, довольно противоречиво.
Так, в Евангелиях от Матфея и от Марка говорится, что Христос был крещен Иоанном Крестителем в возрасте 30 лет. В Евангелии от Луки указывается, что в момент крещения Иисуса Иоанн находился в тюрьме и, следовательно, никак не мог крестить Христа. В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки рассказывается о том, что сразу же после крещения Христос уединился в пустыню, где пробыл 40 дней. А Евангелие от Иоанна гласит о другом, о том, что Христос после крещения направился в Кану Галилейскую. Естественно, что на подобные противоречивые сведения никак нельзя опираться как на достоверные исторические источники. Характерен и другой момент. На ранней стадии своего развития христианство вообще не знало обряда крещения. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в ранней христианской литературе нет никаких упоминаний о том, что этот обряд существовал у первых приверженцев новой религии. "Крещение является институтом второго периода христианства", - писал Ф. Энгельс.
Этот обряд пришел в христианство из древних культов. Водное омовение существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворяя явления природы, наши далекие предки одухотворяли и воду - важнейший источник жизни человека. Она утоляла жажду, обеспечивала плодородие полей и пастбищ. С другой стороны,.разбушевавшиеся водные стихии порой причиняли громадный ущерб людям, нередко угрожая их жизни. Видя это величие в милости и в зле, первобытные люди стали поклоняться воде.
В дохристианских культах среди других обрядов важную роль играл обряд „очищения" человека от всякой „скверны", „нечисти" с помощью воды. По древним верованиям, вода обладала очистительной силой. Она, в частности, очищала людей от нечистой силы, злых духов, которые могли им повредить. Поэтому у древних народов существовал обычай омывать водой новорожденных. Такой обряд совершался у древних египтян, римлян и греков, у ацтеков, народа, некогда населявшего территорию Мексики, у индейцев, живших на американском полуострове Юкатан, у полинезийских племен и многих других народов.
О совершении крещения христианами впервые упоминается в христианской литературе, относящейся к концу I - началу II в. Но прочное место в христианском культе крещение занимает лишь во второй половине II в. Тогда же возникает и праздник крещения, который связывается с мифическим событием - крещением Иисуса Христа в Иордане.
Праздник крещения всегда отмечался христианами очень торжественно В праздничный день главным обрядом было освящение воды. Воду освящали в церкви и в проруби, что носило название освящения воды „на Иордане". К проруби направлялся крестный ход, в котором принимали участие духовенство, местная знать и все верующие „На Иордане" служился торжественный молебен, после чего верующие окунались в ледяную воду.
Освящение воды в храмах совершается и в наши дни. Священнослужители, освящая воду, собранную в бочки, опускают в нее крест, а верующие берут эту воду, искренне веря, что освященная в храме божьем, она обладает чудодейственной силой, может исцелять от недугов и т. п.
Праздник крещения носит и другое название - богоявление. Оно установлено, по словам церковников, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане „бог-отец свидетельствовал с неба и бог - дух святой сошел в виде голубя".
Праздник крещения используется церковью для прославления Иисуса Христа как сына божьего, основавшего новую, единственно „истинную" религию. Духовенство подчеркивает исключительность христианства. Весь смысл праздника заключается в том, чтобы укрепить в людях религиозную веру, которая якобы указывает верный путь к спасению.
Праздники ислама
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит. Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).
Праздник | Событие, с которым он связан |
Ураза-байрам | Праздник окончания поста. |
Курбан-байрам | День жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. |
Мирадж | Посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха |
Мавлюд | День рождения Мухаммеда. |
Пятница | День отдыха мусульман |
Курбан-байрам
Курбан-байрам – день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» – перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.
Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.
Праздники буддизма
История буддизма имеет длительную протяженность во времени, а также множество последователей на сегодняшний день. Начало этой религии имеет свою романтическую легенду, о которой будет рассказано в этой статье. Также в буддизме достаточное количество больших и малых праздников, смысл которых значительно отличается от традиционных.
Праздник | Событие, с которым он связан |
Дончод-хурал или Весак | День, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. |
Сагаалган. | Новый год |
Лхабаб дуйсэн | День нисхождения Будды с неба Тушита |
Сонгкран | Праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. |
Праздник слонов | Создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона. |
Асапха | Первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце. |
Мистерия Цам.
Это очень интересное ежегодное празднество, которое длится несколько дней. Совершают его в монастырях Непала, Тибета, Бурятии, Монголии и Тувы. К слову сказать, что исполняться эта мистерия могла в совершенно разное время – зимой и летом, а также иметь совершенно разный жанр. Неоднозначным могло быть и выступление. К примеру, один храм Будды создавал ритуальный танец, а другой ставил пьесу с диалогами, которые читали несколько действующих лиц. И, наконец, третий храм вообще мог поставить многокомпонентное действующее представление, где было большое количество участников. Смысл этой мистерии многообразен. К примеру, при помощи нее можно было устрашать врагов учения, а также демонстрировать истинное учение над лжеучением. Еще можно было умиротворить злые силы на следующий год. Или просто подготовить человека к пути, который он совершает после смерти к следующему перерождению. Итак, буддизм праздники имеет не только религиозного характера, но и торжественного, а также возвышенного.
План-конспект урока
«Праздники в религиозных культурах мира. ОРКСЭ»
Класс
Тема урока: Праздники и календари.
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными праздниками в религиях мира;
- воспитывать гражданскую идентичность.
Оборудование:
- слайды с иллюстрациями по теме;
- карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
УУД:
-- самоопределение (Л);
-- целеполагание (Р);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Организация учебной деятельности на этапе 1:
– Над какой темой мы работали?
– А хотите еще узнать новое?
– Молодцы!
II. Актуализация знаний.
УУД:
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- учёт разных мнений (К).
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Слайд №1.
- Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.
III. Работа над новым материалом.
УУД:
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Организация учебной деятельности на этапе 3:
2) Слайд №2.
- Песах (ивр. букв. "миновал, обошёл"; по-гречески и по-русски - Пасха) - иудейский праздник в память об Исходе из Египта. В Израиле Песах отмечается 7 дней, причём первый и последний дни празднования являются полноценными праздниками и нерабочими днями. Промежуточные дни называются холь а-моэд ("праздничные будни"). За границами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два считаются полноценными праздниками.
Песах - один из праздников паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Вся семья и приглашённые гости собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду. Эта трапеза носит название "седер" (иврит "порядок"). В первый день праздника принято читать молитвы.
3) Слайд №3.
- Шавуот или Седмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуота всю ночь читать Тору.
Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, и лишь затем подают другие праздничные блюда.
4) Слайд №4.
- Суккот (Праздник кущей) - еврейский праздник, который отмечается семь дней. По традиции в это время следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще). Этот обычай служит вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход). Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют ритуал "вознесение лулава". Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В канун праздника Суккот устраиваются базары, где продают этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли.
5) Слайд №5.
- Ханука - еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями после изгнания с Храмовой горы греко-сирийских войск и их союзников в 165 году до н. э.
Согласно легенде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло для светильника-меноры. После длительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом. Но масла в нем было настолько мало, что его могло хватить только на один день горения меноры. Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней - на время, которое требовалось для приготовления нового масла. В память об этом событии праздник Хануки стали отмечать в течение восьми дней. Празднование Хануки было установлено мудрецами, поэтому в праздничные дни нет запрета на работу. В Хануку принято дарить детям игрушки и давать деньги.
6) Слайд №6.
- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.
- Чем интересен этот праздник?
7) Слайд №7.
- Какие православные праздники вы знаете? Как они отмечаются?
8) Работа с учебником.
- Прочитайте о православных праздниках. Какие ещё православные праздники вы знаете?
9) Слайд №8.
- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).
10)Слайд №9.
- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
11) Слайд №10.
- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.
- Кому посвящён этот праздник?
12) Слайд №11.
- Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.
13) Слайд №12.
- День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.
IV. Закрепление.
УУД:
-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- контроль (Р);
-- коррекция (Р);
-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Организация учебного процесса на этапе 4:
1) Работа в группах.
- Возьмите карточку. Пользуясь учебником, заполните правильно таблицу.
2) Проверка работы (слайд №13).
3) Работа в группах.
- Прочитайте задание на карточке. Подготовьте ответ.
V. Рефлексия деятельности на уроке.
УУД:
-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).
Организация учебной деятельности на этапе 5:
– Назовите тему урока.
– Какую цель мы ставили перед собой?
– Достигли этой цели?
– Давайте оценим свою работу.
«Дерево успеха»
Красный – делаю вычислительные ошибки, недостаточно отработан алгоритм.
Желтый – знаю алгоритм, но допускаю ошибки.
Зеленый – выполняю вычисления без ошибок.
Домашнее задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».
Приложение.
Карточка.
1. Какие праздники отмечают в разных религиозных культурах?
Христианство | Ислам | Иудаизм | Буддизм |
2. Подготовьте рассказ о самом интересном празднике.
Заключение
Анализируя результаты нашей работы, мы пришли к выводу, что многовековая история религиозных праздников разных народов очень обширна, своеобразна и интересна. Прошлое всегда достойно уважения. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это и материальные памятники: города и сёла, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки и конечно религиозные праздники. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Сейчас в настоящем, наша цель сохранить праздники и обычаи родного народа, чтобы в дальнейшем передать их потомкам. Возникает вопрос: «Как это сделать?» Очень просто, нужно помнить свои корни, любить свой край, свой народ, интересоваться его прошлым и настоящим, пытаться сохранить те ценности, которые дошли до нас.
Литература
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. – 355 с.
Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. – 425 с.
Жигульский К. Праздник и культутра. М.: Прогресс, 1995.