Тема № 17 «Слабость родовой деятельности: лечение и профилактика».




Мотивация изучения темы:

Аномалии сократительной активности матки – самое частое осложнение родового акта, которое диагностируют у 10-15% рожениц, почти в каждом третьем случае является показанием к экстренному кесареву сечению в родах. До настоящего времени не существует эффективных способов профилактики и лечения разнообразных видов нарушений сократительной способности матки. Аномалии сократительной деятельности матки в родах могут привести к опасным осложнениям как для матери, так и для плода: ПОНРП, разрывы мягких тканей родовых путей, разрыв матки, гипоксия и травма плода и др. Частота слабости родовых сил составляет 8-10% общего числа родов, причем у первородящих слабость родовой деятельности наблюдается в 2 раза чаще, чем у повторнородящих.

Поэтому изучение причин, патогенеза, диагностики, прогнозирования этой патологии является важным в акушерской отрасли.

Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

· Особенности ведения родов с аномалиями родовой деятельности.

· Методы коррекции аномалий родовой деятельности.

· Особенности ведения родов при аномалиях родовой деятельности.

 

Уметь:

· Вести роды при аномалиях родовой деятельности.

· Корректировать аномалии родовой деятельности.

· Определять показания к оперативному родоразрешению.

 

Иметь практический опыт:

· В диагностике аномалий родовой деятельности.

 

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать Уметь
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Обучение в сестринском деле Правила заполнения медицинской документации. Общаться с пациенткой   Заполнять медицинскую документацию
Безопасная середа для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция Проводить дезинфекцию
Культура речи в профессиональном общении.   Использование культуры речи в профессиональном общении Использовать культуру речи в профессиональном общении
Анатомия и физиология   Анатомо — физиологические особенности женских половых органов Определять отделы репродуктивной системы и их функции
Фармакология   Акушерство     Утеротоники, простагландины, спазмолитики.     Определение силы и продолжительности схваток Выписывать рецепты   Определять силу и продолжительности схваток и пауз между ними
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинскую терминологию. Использовать клиническую латинскую терминологию
Психология общения Этику и деонтологию в гинекологии Общаться с пациентками и коллегами
     

 

Задание №1

 

Решите тестовые задания

 

1. В роддом доставлена роженица со схватками, которые возникли внезапно, происходят за короткий промежуток времени. В дальнейшем возникли судорожные схватки.

Какая лечебная тактика наиболее целесообразна в данном случае?

A. Ослабить родовую деятельность

Б. Стимулировать родовую деятельность

C. Положить роженицу на бок, который соответствует позиции плода

Д. Ввести сердечные гликозиды

 

2. У повторнородящей с сужением таза I степени возникла аномалия родовых сил и усталость.

Какая акушерская тактика в данном случае?

A. Предоставить медикаментозный отдых, затем осторожно провести стимуляцию родовой деятельности. Если возникнет бурная родовая деятельность, угроза разрыва матки - применить фторотановый наркоз и завершить роды оперативным вмешательством

Б. Стимулировать родовую деятельность

C. Прекратить родовую деятельность

Д. Провести плодоразрушающую операцию

E. Провести операцию наружно- внутреннего поворота плода за ножку.

 

3. У повторнородящей, которой был назначен медикаментозный отдых, а затем проведена стимуляция родовой деятельности, возникла бурная родовая деятельность, угроза разрыва матки.

Какая наиболее целесообразная акушерская тактика в данном случае?

A. Стимулировать родовую деятельность

Б. Прекратить родовую деятельность

C. Применить фторотановый наркоз и завершить роды оперативным вмешательством

Д. Провести плодоразрушающую операцию

E. Провести операцию наружно-внутреннего поворота плода за ножку.

 

4. При подготовке к проведению родостимуляции акушерка должна развести в 500 мл физиологического раствора:

A. 1 мл (5 ЕД) окситоцина

Б. 5 мл (1 ЕД) окситоцина

C. 10 мл окситоцина

Д. 15 мл окситоцина

 

5. Акушерка родильного отделения начинает внутривенную инфузию окситоцина для лечения слабости родовой деятельности.

Какая начальная скорость введения окситоцина?

A. 6-8 капель в 1 мин

Б. 10-20 капель в 1 мин

C. 20-30 капель в 1 мин

Д. 30-40 капель в 1 мин

E. 50-60 капель в 1 мин

 

 

6.Стимуляция родовой деятельности НЕ показана при:

А. Первичной слабости родовой деятельности

Б. Дискоординированной родовой деятельности

С. Вторичной слабости родовой деятельности.

 

7. Лечение слабости родовой деятельности включает:

А. Внутривенное капельное введение окситоцина

Б. Создание глюкозо-витаминного комплекса

С. Внутривенное капельное введение энзапроста

Д. Обезболивающих средств.

Е. Все перечисленное выше.

 

8. Родостимуляция внутривенным введением окситоцина...

А. Опасна возможностью развития бурной родовой деятельности

Б. Обычно проводится для лечения первичной слабости родовой деятельности при раскрытии маточного зева 2-4 см

С. Должна проводиться при постоянной токографии

Д. Требует мониторного контроля за состоянием плода

Е. Должна осуществляться с помощью специальных дозаторов.

 

9. Лечение первичной слабости родовой деятельности предусматривает

А. В\в-капельное введение окситоцина

Б. Применение спазмолитических средств

С. В\в-капельное введение простогландинов с окситоцином

Д. Создание глюкозо-витаминно-гормонально-кальциевого фона

 

10. Стимуляция родовой деятельности показана при

А. Первичной слабости родовой деятельности

Б. Дискоординированной родовой деятельности

Г. Вторичной слабости родовой деятельности

Д. Патологическом течении прелиминарного периода

 

11. При упорной слабости родовой деятельности во П периоде родов (головка плода находится в полости малого таза) используют родоразрешающие операции:

А. Кесарево сечение

Б. Наложение акушерских щипцов

С. Вакуум-экстракция плода за головку

Д. Наружный акушерский поворот и извлечение плода за тазовый конец

Е. Извлечение плода за тазовый конец

 

12. При лечении слабости родовой деятельности используется:

А. Спазмолитические препараты (но-шпа, атропин, спазган и др.)

Б. Утеротонические препараты (окситоцин, энзапрост)

С. Эпидуральная анестезия

Д. Токолитические препараты (гинепрал, бриканил, партусистен)

Е. Глюкозо-гормонально-витамино-кальциевый фон (ГГВК-фон)

 

Задание 2

Решите задачи

Задача № 1

Роженица на сроке 39 недель беременности находится в родах 12 часов. За последние3часа схватки стали слабее и реже (через 8 мин по 15сек), утомлена. Открытие шейки матки –4см (за 4 часа раскрытие увеличилось на 1 см). Плодный пузырь цел.

Укажите диагноз и тактику ведения.

.

Задача № 2

Роды начались с патологического прелиминарного периода. Схватки болезненные, превалируют в области крестца и поясничного отдела позвоночника. При влагалищном исследовании шейка матки сглажена, открытие маточного зева 4см, край его плотный, спазмируется на схватку. Плодный пузырь цел, передних вод мало.

Укажите диагноз и тактику ведения.

.

Задача № 3

Первобеременная 28 лет поступила на сроке 40 недель по поводу гестоза тяжелой степени тяжести, хронической гипоксии плода. На фоне проводимой терапии акушерской патологии при оценке биологической готовности к родам установлено: шейка матки - «созревающая».

Какой метод дородовой подготовки целесообразен?

Задача № 4

У роженицы, находящейся во втором периоде родов, после рождения ягодиц плода развилась вторичная слабость родовой деятельности, появились признаки острой гипоксии плода.

Какова тактика врача?

 

Задача № 5.

Первородящая 24-х лет поступила в роддом. Беременность доношенная. Схватки начались 25 часов назад. Околоплодные воды излились за 2 часа до начала родовой деятельности. Женщина утомлена, пульс 104, ритмичный. АД 110/60 мм.рт.ст. Температура 38,5ºС. Выделения из влагалища гноевидные с неприятным запахом. Наружные размеры таза: 25-26-30-17. Схватки через 6-7 минут, по 25-30 секунд, слабые. Головка малым сегментом во входе в малый таз. Сердцебиение плода не прослушивается. Вагинально: шейка сглажена, открытие 8 см, диагональная конъюгата 10 см

1. Как расценить родовую деятельность?

2. С какого осложнения начались роды?

3. Форма и степень сужения таза?

4. Что делать?

5. В чем будет заключаться вторичная профилактика (лечение) развившегося осложнения родов, опасного последующими гнойно-септическими осложнениями в послеродовом периоде?

 

Задача № 6.

Роженица, 26 лет, вторая беременность, вторые роды, схватки начались 3 часа назад. Первая беременность закончилась срочными родами. Вес плода 3200 г. При осмотре: таз 25-28-30-20. Положение плода продольное, головка малым сегментом во входе в малый таз. Сердцебиение плода 138 в минуту, слева ниже пупка, ритмичное. Через 3 часа отошли воды. Головка опустилась в полость малого таза. Сердцебиение плода ясное ритмичное, 140 в минуту. Еще через 3 часа родовая деятельность стала значительно слабее, сердцебиение плода стало 150 в минуту, приглушенное временами аритмичное. Вагинально: открытие полное, плодного пузыря нет. Головка плода на тазовом дне, стреловидный шов в прямом размере. Большой родничок под лоном, определяется его задний угол, малый родничок сзади. Небольшая родовая опухоль ближе к малому родничку.

1. Какой период родов?

2. Характер вставления головки?

3. Оцените состояние плода?

4. Какое осложнение возникло в родах и что делать?

5. Необходимая третичная профилактика (реабилитация)?

 

Задача № 7

Повторнородящая, 35 лет, предшествующие 2 беременности закончились абортами. Размеры таза 25-28-30-22 см. В родах 16 часов. Последние 2 часа схватки стали редкими через 8-10 минут по 20 сек, слабой силы, воды излились час назад. Ночь не спала, утомлена. Вагинально: шейка сглажена, раскрытие зева на 6 см, плодного пузыря нет. Предлежит головка, прижата к входу в малый таз, стреловидный шов в правом косом размере, малый родничок слева кпереди, мыс недостижим.

1. Ваш диагноз?

2. Возможные осложнения?

3. В каком случае план ведения родов может быть изменен?

4. Прогноз родов для плода?

5. Профилактику, каких осложнений необходимо провести в последовом периоде

 

Задание 3

1.Составьте ситуационную задачу с эталоном ответа по теме занятия.

2.Составьте тестовое задание с эталоном ответа по теме занятия.

 

 

Домашнее задание

Тема занятия: «Дискоординированная и чрезмерно сильная родовая деятельность»

Список литературы:

1 В.И.Бодяжина, Акушерство, М.: Медицина, 2014 г., стр 323-325
2. В.Е. Радзинский, А.М. Фукс, Акушерство, «ГЭОТР- Медиа» 2014г., стр 234-230
3.Славянова И.К., Акушерство и гинекология: учебник, Ростов на Дону: Феникс, 2009. с 253-255

Задание: внимательно прочитайте рекомендуемую литературу. Составьте краткий конспект по следующим вопросам.

 

1. Дискоординированная и чрезмерно сильная родовая деятельность: клиническая картина, методы диагностики.

2. Оценка характера родовой деятельности, состояния плода.

3. Диагностика осложнений, профилактика.

 

 


 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: