Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива
Без рубрики
Каждое дело - творчески, с пользой и для людей! Назначение, структура, виды КТД и эффективность применения в воспитательной работе.
Технология коллективно - творческого дела как эффективный способ формирования классного коллектива
«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.
В своей воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд, воспитательным средством формирования и развития классного коллектива – стала технология коллективно-творческого дела (КТД).
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором педагогических наук Российской Академии образования. О методике И.П.Иванова современные педагоги говорят - “педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.
Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для учебного заведения закрытого типа, в котором я работаю. Здесь воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.
Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру.
Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:
· познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
· эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
· действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):
· Забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
· Планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):
· Формирование и развитие коллектива;
· Развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;
· Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
· Обучение правилам и формам совместной работы.
· Реализация коммуникационных потребностей воспитанников.
Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:
Предварительная работа.
Составляется модель, образ будущего КТД. Воспитатель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. Воспитатель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.
2. Коллективное планирование КТД.
Проводится на классном собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать?, кто будет участником?, кто и кому будет помогать?