Реферат а тему: «Малиновая гостиная»




План:

1) Название зала.

2) Паркет.

3) Гобелены.

4) Мебельный гарнитур и стол.

5) Люстра, плафон и двери с надверниками.

6) Назначение зала.

Перед нами первый парадный зал на половине императрицы Марии Федоровны - это «Малиновая гостиная».

Не известно, является ли А. Ринальди автором паркета в этом зале или же его авторство принадлежит В. Бренне, так как композиция паркета отличается от характерной как для одного, так и для другого архитектора Дворца.

Свое название зал получил за свой интерьер, в оформлении которого архитектор В. Бренна использовал три огромных малиновых гобелена в массивных золоченых рамах в виде лавровых гирлянд, оплетенных лентами. Гобелены изображади сцены из романа Серватеса "Дон Кихот" (очень популярного в то время в России и Европе). Они были вытканы под руководством П. Козеттаи К. Одрана по картону Ш. Куапеля в 1776-1780 г. во Франции, на Королевской мануфактуре.В Гатчину гобелены попали из Парижа, где в 1782 г. они были подарены Людовиком ХVI Павлу Петровичу и Марие Федоровне.

В настоящее время вниманию посетителей представлен только один гобелен – «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио». Два других после Великой Отечественной войны оказались в Павловске.

В период с 1793 по 1796 год во Дворец поступает Гарнитур резной золоченой мебели, состоящий из 14 кресел и дивана-«confidante», обитой вишневым бархатом. Мебель была изготовлена Парижской мастерской, возможно, А. Жакобом (Henri Jacob), и были приобретены во время путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны по Европе в 1781-1782 годах. В 1941 году были эвакуированы только пять кресел, в настоящее время они и представлены в этом зале.

Дополняет интерьер малиновой гостиной — стол-треножник, изготовленный в России, в конце 18 века, со столешницей, выполненной из полудрагоценных камней в технике русской мозаики и служивший для возложения императорских регалий: скипетра, державы и государственной печати.

Плафон Малиновой гостиной, карнизы и падуга, полотнища дверей и полукружия наддверников Бренна декорировал золоченым лепным орнаментом, что создает особую атмосферу праздничности.

Живописные вставки на тему мифологических сюжетов выполнены в 1990-е годы бригадой художников-реставраторов под руководством Я.А. Казакова.

Во времена императрицы Марии Федоровны Малиновая гостиная предназначалась для парадных приемов.

ххГобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке. В 1662 году во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникло первое промышленное производство шпалер. Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр, красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия.

По представлению великого Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны.
С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры.

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spallier a), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12-13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер 17-18 вв.- мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18-19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др. (https://olga-bryntseva.narod.ru/index/0-22)

 

 

Малиновый краситель для тканей изготавливали в 18 веке из напоминающих мидию двустворчатого моллюска рода мурекс, обитавшего на отмелях острова Кипр и у финикийского побережья. Образующее краску вещество находится в маленькой железе в виде мешочка, из которого выдавливали студенистую бесцветную массу с сильным чесночным запахом. При нанесении на ткань и высушивании на свету вещество начинало менять окраску, последовательно становясь зеленым, красным и, наконец, пурпурно-красным. После простирывания с мылом окраска становилась ярко-малиновой. Из 12 000 моллюсков получали 1,5 г сухого красителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: