Аннотация
На произведение
«Камо пойду от Духа Твоего»
Муз. Вик. Калинников
Содержание
1. Общие сведения о произведении и его автора……………………………3
2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..6
3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………13
4. Исполнительский анализ………………………………………………….19
Литература…………………………...………………………………………..23
Общие сведения о произведении и его автора
Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства вообще и русского хорового стиля конца XIX -- начала XX века в частности. Черты стиля отчетливо прослеживаются в хоровом творчестве С. Танеева, А. Кастальского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова. Особое место в музыкальной культуре конца XIX – начала XX веков занимало творчество В. С. Калиникова.
Виктор Сергеевич Калинников (1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах. Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. очинения:15 хоров a cappella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е. Баратынского, "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина, "Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных ворот"-сл.А.Толстого,"Лес"-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра.
|
Хоры Виктора Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции.
В музыкальном стиле хоров Калинникова проступает 2 основных тенденции. Одна идет от Чайковского, другая – от Бородина. Музыкальный язык хоров первого типа в общем базируется на гармонических ресурсах романсов Чайковского, но особенно отчетливо проступает направление Чайковского в их фактуре, представляющей собой образец характерной русской поющей гармонии. Бородинская линия проявляется в хорах Калинников при обращении его к эпическим образам или к бытовым русским национальным картинам. В этих хорах у Калинникова нередко встречаются ладовые модуляции и взаимопроникновение, развернутые органные пункты с характерными переливами на их фоне минора и параллельного минора. Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников очень разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.
|
Хоровой концерт «Камо пойду от Духа Твоего» положен на стихи из псалма 138.
Псалом – в переводе с греческого означает «хвалебная песня», это жанр и форма христианской молитвословной поэзии. 150 оригинальных образцов псалма составляют Псалтырь.
С тех пор как Псалтырь была переведена на греческий, а затем и на другие языки, псалмы стали составлять (и составляют поныне) «молитвословный» фундамент христианского богослужения.
Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.
По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровыми разновидностями: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца.
|
Хоровой концерт «Камо пойду» написан на стихи 7, 8, 9 и 10 псалма 138:
7 Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? | 7 Куда я пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? |
8 Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. | 8 Если взойду на небо – Ты там, если сойду во ад – Ты и там пребываешь. |
9 Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – | 9 Если бы я поднял мои крылья с рассветом и переселился на край моря, |
10 и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя. | 10 даже и там рука Твоя направит меня, и удержит меня десница Твоя. |
В литературном тексте всего 4 строки, которые соответствует разделам музыкальной формы.