Тема 8. Организация хозяйственных связей в предпринимательской деятельности
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей включает:
- участие торговых организаций в разработке планов производства товаров посредством представления заявок и заказов;
- составление договоров;
- контроль за соблюдением договорных обязательств;
- применение экономических санкций;
- участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
- установление оптимальных финансовых взаимоотношений;
- применение административно-правовых норм и др.
При плановой экономике организация хозяйственных связей подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию (Положение о поставках товаров).
В условиях рыночной экономики осуществляется самостоятельное установление взаимоотношений между партнерами по договору на базе норм гражданского законодательства.
Основной нормативно-правовой документ регулирования предпринимательских взаимоотношений по поставкам товаров – Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие:
- понятия и условия договора,
- порядок разрешения преддоговорных споров,
- порядок изменения и расторжения договора,
- порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т.д.
Однако сфера хозяйственных взаимоотношений требует определенного уровня госрегулирования (законы в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя и т.п.).
|
Одна из традиционных форм хозяйственных связей торговли с производством в условиях плановой экономики – система заявок и заказов, представляемых торговыми организациями производителям товаров и планирующим органам.
Их цель – способствовать правильному определению объема и структуры планов производства товаров, увязке производства товаров со спросом населения.
Заявка – документ торговых организаций (предприятий), отражающий их потребность в товарах.
Заказ – требование к поставщику изготовить и поставить в конкретные сроки определенные товары. Это дальнейшая конкретизация заявки, посредством которой торговые организации сообщают поставщикам развернутый ассортимент товаров, подлежащих поставке на предстоящий период.
В заказе указываются следующие условия: количество, ассортимент, качество, сроки поставки.
Заявка – преддоговорный документ.
Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
Прямые договорные связи – непосредственные договорные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников.
По российскому законодательству:
изготовитель – предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящий товары для реализации;
покупатель – торговое предприятие, организация, учреждение или гражданин-предпри-ниматель, реализующий товары оптом или в розницу.
|
Становление рыночных отношений привело к росту поступления товаров в розничные точки непосредственно от производственников. В розничной торговле при установлении прямых договорных связей предприятие получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено, за счет сокращения числа посредников.
Наиболее рациональная и экономически целесообразная форма организации хоз.связей – это организация прямых договорных связей торговых предприятий с производственными по поставкам товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, пива, безалкогольных напитков, муки, крупы, винно-водочных изделий, молочных продуктов, овощей, фруктов и др.).
Организация таких связей по поставкам товаров сложного ассортимента (тканей, швейных товаров, трикотажа, чулочно-носочных изделий, обуви, галантереи, культтоваров и др.) чрезвычайно затруднена в силу действия многих факторов (необходимость подсортировки изделий на оптовых складах, поставка товаров большими партиями, сужение ассортимента, величина розничного товарооборота, удаленность поставщиков от розничной сети и т.д.).
Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей.
Оптовый товарооборот – процесс продажи товаров производственными или торговыми (оптовыми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления.
|
На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной функции торговли – доведения товаров от производства до потребителей с целью удовлетворения их спроса и получения прибыли.
Рыночные условия превратили оптовые предприятия в равноправного субъекта рыночных отношений, вынужденного искать свою нишу на товарном рынке.
т.к. компании были неподготовлены, появились разные оргформы, разные структуры.
для выживания фирмы стали заниматься новыми видами деятельности: сдача в аренду помещений, производство, частичная розничная торговля и проч.
По отношению к клиентам-покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:
- оценка потребностей и спроса;
- преобразование промышленного ассортимента в торговый;
- хранение товарных запасов;
- кредитование;
- концентрация товарной массы;
- информационное и консалтинговое обслуживание.
По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли заключаются в следующем:
- концентрация коммерческой деятельности;
- поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
- инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
- минимизация коммерческого риска;
- маркетинговое обслуживание.
Цели развития оптовой торговли в рыночной экономике:
- создание развитой структуры каналов товародвижения;
- обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;
- мобилизация денежных ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.
Перспективные формы организации оптовых предприятий:
- крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов (оптовые предприятия первого уровня);
- оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия второго уровня).
Помимо оптовых предприятий, действующих как самостоятельные ХС, на рынке действуют еще два вида оптовых посредников:
- посреднические оптовые структуры, осуществляющие свою деятельность без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, дилеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);
- организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций, но предоставляющие необходимые услуги для их проведения (оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др.).