Понятие и виды франчайзинга




ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

Понятие и виды франчайзинга

 

Начиная свой собственный бизнес, предприниматели могут выбрать различные варианты. Во-первых, возможно начать бизнес, используя собственное имя, знания и свои средства. Во-вторых, можно купить уже существующее дело и стать его владельцем без какого-либо контроля со стороны третьего лица. Следующий вариант предполагает покупку одной из форм лицензии, чтобы продавать товар или оказывать услуги, используя при этом имя, технику сбыта и управленческие приемы материнской фирмы.

Согласно статистике, предоставляемой ежегодно Министерством торговли США, вероятность успеха в бизнесе, организованном на основе франшизы, признаётся в большинстве случаев намного большей, чем при организации бизнеса с нуля или даже при покупке уже существующего дела. К тому же, любой потенциальный предприниматель должен помнить, что риск неудачи существует при начале или покупке любого бизнеса.

Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.

Договор о франчайзинге заключают две стороны:

- франчайзер – крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой;

- франчайзи – небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой.

Законодательное определение франчайзинга различно в разных странах, которые приняли законодательные акты о регистрации франшизы. Впервые закон о франчайзинге был принят в штате Калифорния США. В дальнейшем он был взят за основу при разработке законодательства о фанчайзинге другими штатами страны, а также некоторыми зарубежными государствами. Определение, взятое из Калифорнийского кодекса бизнеса и профессий, раздел 2001, трактует франчайзинг следующим образом:

Франшиза представляет собой контракт или соглашение, выраженное или подразумеваемое, письменное или устное между двумя или более лицами, согласно которому:

- франчайзи предоставляется право участвовать в бизнесе производства, продажи, или распространения товаров или услуг по рыночному плану или системе, предписанной в значительной мере франчайзером;

- проведение бизнеса франчайзи значительно связано с торговой маркой, сервисной меткой, торговым именем, логотипом, рекламой или другим коммерческим символом, разработанным франчайзером или его филиалом;

- от франчайзи требуется выплата, напрямую или косвенно, франчайзингового платежа.

Таким образом, потенциальный франчайзи не должен покупать франшизу у любого франчайзера, которого не рассматривает как надежную компанию, и любой франчайзер не должен продавать франшизу тому, кого он не рассматривает как возможного менеджера офиса его компании. По этой же причине, франчайзер должен заботиться о франчайзи и поддерживать его также как и менеджеров принадлежащих ему компании.

 

 

Рисунок 7.1 – Структура франчайзинговой системы ведения бизнеса

 

В мире принято выделять два основных типа франчайзинга:

- продуктовый (брендовый) франчайзинг «первого поколения» – это первая форма используемого франчайзинга в распространении товаров во второй половине 20 века и на протяжении текущего столетия. Бизнесы, использующие этот тип франчайзинга, как правило, производители, использующие торговые точки, управляемые франчайзи, для распространения продукции франчайзера. Франчайзер может оказывать поддержку франчайзи путем рекламы, обучения и помощи в управлении, но в основном франчайзи самостоятельно управляет бизнесом как независимый дистрибьютор, использующий уникальность продукта франчайзера, торговое наименование и торговую марку. Франчайзинг «первого поколения» используется во многих развитых отраслях экономики, два значимых примера – безалкогольные напитки и автопроизводители.

- франчайзинг «бизнес формата» – «второго поколения» – франчайзи этого типа франчайзинга не только продает продукт франчайзера, но и делает это в соответствии с описанной технологией, придерживаясь определенных стандартов и методов «формата».

В отношениях «бизнес формата» франчайзер хочет знать все, что происходит у франчайзи. Франчайзи обязан не только выполнять все функции по четкой технологии, но также и предоставлять информацию о свое работе. Именно эта система позволила McDonalds поддерживать стандарты, которыми он известен. Это также налагает строгий контроль над поставками продукции, расходными материалами, оборудованием и приспособлениями. Это не означает, что все франшизы «бизнес формата» работают по столь строгим стандартам, но справедливо сказать, что так работают именно те, которые являются наиболее успешными.

Франчайзинг, исходя из международной практики и национальной практики отдельных стран, применяется в различных сферах экономики. Различают три основные вида франчайзинга:

- производственный франчайзинг, предусматривающий переработку или производство франчайзи определенного товара под торговой маркой франчайзера. Франчайзер может также передавать франчайзи информацию о маркетинге и обслуживании продукта (этот вид франчайзинга достаточно распространен в сфере общественного питания);

- сервисный франчайзинг, предполагающий передачу франчайзером разработанной системы оказания услуг франчайзи, который под торговой маркой франчайзера оказывает услуги потребителям (этот вид франчайзинга распространен, например, в сфере автомобильного обслуживания);

- сбытовой франчайзинг, в соответствии с которым франчайзи продает на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой (этот вид франчайзинга распространен, например, при продаже автомобильного топлива, косметики).

Виды франчайзинга весьма отличны друг от друга по экономическим отношениям между франчайзером и франчайзи. Например, если в рамках производственного франчайзинга обязательна передача, наряду с правами интеллектуальной собственности, технологии производства товара для создания франчайзи товара, аналогичного товару франчайзера, то при сбытовом франчайзинге нет необходимости в передаче технологии, так как франчайзер передает франчайзи уже готовый товар для реализации.

Производственный франчайзинг не имеет ничего общего с отношениями торгового посредничества, более близок к кооперационным отношениям. Сбытовой франчайзинг, напротив, близок к торговому посредничеству.

Успех или неудача одной из сторон в этом уникальном симбиозе франчайзера и франчайзи влечет за собой соответственно успех или неудачу другой стороны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: