Преимущества и недостатки франчайзинга




 

Система франчайзинга характеризуется многочисленными ловушками, в тоже время имеет множество преимуществ для каждой из сторон сделки.

Преимущества для франчайзера

Франчайзинг позволяет франчайзеру увеличить число торговых точек (или производств), распространяющих (или производящих) товары (услуги). Корпорации ускоряют сбыт своей продукции, проникая на зарубежные рынки. Для расширения дела не требуется больших собственных капиталов.

Расширяется круг возможных источников поступлений: это не только взносы и отчисления франчайзи, но и плата за аренду имущества и оборудования, доходы от продажи оборудования, строительства помещений и др. Франчайзи заинтересован в максимизации своих доходов: чем лучше у него пойдут дела, тем больше его прибыль. Тем самым обеспечивается больший успех и доход франчайзера.

Родительское предприятие может установить контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзи. Имя франшизы защищено посредством патентования торговой марки. По дизайну, оформлению каждая торговая или производственная точка франчайзи легко идентифицируется с общей торговой маркой.

Недостатки для франчайзера

Считается, что производственные и торговые предприятия, принадлежащие компании, являются для нее более прибыльными, чем франчайзинговые точки. Франчайзинг позволяет компании расширить свою систему распределения быстро и при минимальных затратах, однако франчайзер получает только процент от прибыли.

Франчайзер не может всегда быть уверен, что все франчайзи предоставляют ему правдивый отчет о своей деятельности. Некоторые франчайзеры ведут централизованную систему бухгалтерского учета, чтобы бороться с этим недостатком, но нельзя быть уверенным, что какая-либо система будет абсолютно надежна в этом отношении.

Франчайзеру бывает сложно контролировать франчайзи, так как они не являются его наемными работниками и он не может непосредственно ими руководить. Плохая репутация всего лишь одной производственной или торговой точки в отношении качества предоставляемого товара или услуги может негативно отразится на общей торговой марке и репутации франчайзера.

Если франчайзер считает, что франчайзи управляет своей торговой точкой недостаточно эффективно, то он практически ничего не может сделать до тех пор, пока тот не нарушит условий контракта. Франчайзи, например, может потерять часть первоначальных стимулов после того, как он достигнет желаемого уровня жизни, хотя территория, выделенная ему для коммерческой деятельности, может обладать еще большим неиспользованным потенциалом. В такой ситуации цели франчайзи и франчайзера могут войти в противоречие друг с другом, но франчайзер не сможет просто заменить его более исполнительным управляющим.

Управление франчайзинговой компанией имеет определенные недостатки в отношении гибкости. Собственные компании могут перемещать свои торговые точки в любом направлении, чтобы, если потребуется, изменить стратегию продаж. Однако проведение подобных изменений может оказаться довольно длительной и тяжелой задачей, когда имеешь дело с торговыми точками, находящимися в личном владении франчази.

У франчайзера могут возникать проблемы с подбором подходящих франчайзи, которые: 1) рассматривали бы франчайзинг как привлекательный метод ведения бизнеса; 2) имели бы необходимый капитал, который можно было бы вложить в дело.

Преимущества для франчайзи

Франчайзи получают следующие преимущества:

- ведение собственного бизнеса и принятие ежедневных решений самостоятельно, руководствуясь при этом опытом работы франчайзера;

- возможность продавать продукт и оказывать услуги на рынках, которые не доступны данной компании из-за более высоких издержек производства и более низкой мотивации рабочих в точках розничного сбыта;

- выгодная идентификации сервисной меткой, торговой маркой, патентованной информацией и дизайном;

- получение помощи от франчайзера по обустройству торговых заведений франчайзи, по подготовке персонала к работе;

- систематическое консультирование у экспертов;

- более низкий риск неудачи и/или потери инвестиций, чем в случае самостоятельного начала бизнеса;

- содействие в области финансов и бухгалтерского учета со стороны франчайзера, наряду с текущей поддержкой;

- совместная реклама;

- качественное улучшение управленческих способностей.

Принимая решение о покупке франшизы франчайзи следует произвести детальные расчеты. Потенциальным франчайзи необходимо внимательно исследовать статистику в отношении начала нового бизнеса и покупки существующего дела.

Большинство франчайзи действуют в пределах определенной территории – это означает, что франчайзер не может установить конкурирующую торговую точку в пределах данного региона.

Правительственные исследования в США показывают, что уровень успеха созданных на основе франчайзинга предприятий значительно выше, чем у иных малых предприятий. Получатели франшизы обычно быстро окупают затраты и начинают получать первую прибыль, в то время, как классически основанному предприятию для этого часто требуются годы. В связи с этим количество банкротств у франчайзи значительно ниже, чем у самостоятельных предприятий.

Среди самостоятельных малых предприятий около половины прекращают свое существование в первые 2-3 года после открытия, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает 70%. В противоположность этому, по данным министерства торговли США, только около 4% компаний, работающих по системе франчайзинга, закрываются каждый год. В эти 4% входят и те, что просто свернули свою деятельность, а так же были реорганизованы или имели другие причины закрытия, не имеющие ничего общего с банкротством.

Общее исследования, проведенное международной франчайзинговой ассоциацией, показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%.

Недостатки для франчайзи

Как и любой предприниматель, франчайзи подвержен определенному риску. Реальные объемы продаж могут оказаться меньше, чем те, что предсказывал франчайзер при заключении договора. Помощь франчайзера в управлении и маркетинге может оказаться менее значительной, чем ожидал франчайзи.

Часто предпринимателям не нравиться, когда их кто-то контролирует. Контроль, осуществляемый франчайзером, может оставлять мало возможностей франчайзи для самовыражения. Если покупателю франшизы не предоставляется никаких возможностей заниматься совершенствованием товара и воплощать свои идеи, он может начать задумываться, является ли он собственником данного предприятия, а не просто управляющим определенной торговой точкой, принадлежащей родительской компании.

В случае если франчайзинговая компания как-либо запятнает свою репутацию, существует опасность, что конкретный франчайзи может пострадать от этого, потому что он будет восприниматься общественностью, как представитель франчайзинговой компании с сомнительной репутацией.

Кроме того, услуги, предоставляемые франчайзером, могут оказаться убыточными для франчайзи. Например, может сложиться ситуация, когда франчайзи, обязанный покупать оборудование и ингредиенты у франчайзера, мог бы купить их в другом месте дешевле.

Для франчайзи существует опасность, что компания франчайзера может обанкротиться.

Франчайзер может продать свою фирму, в результате управления перейдет к другому франчайзеру, что может привести к изменениям неблагоприятным для франчайзи.

Преимущества для потребителя

Потребители получают возможность на обслуживание, к которому они привыкли в любом регионе мира.

Хотя франчайзинговые точки являются отдельными и независимыми, потребитель может рассматривать их под одной общей торговой маркой. Он может использовать свой опыт и знания о качестве товара или услуги, приобретенных в одной торговой точке, на все остальные точки. И наоборот, если потребитель не удовлетворен товаром или услугами, ему нет необходимости тратить свое время и деньги, проверяя другие торговые точки, работающие под той же торговой маркой.

Недостатки для потребителя

Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого и выбор потребителя. Франчайзи обычно работают на территории, защищенной от конкуренции со стороны других франчайзи той же франчайзинговой компании. Они также торгуют по общей цене, рекомендуемой франчайзером. Независимый бизнесмен может сам принимать решение о том, по какой цене ему предлагать товар или услугу потребителю, у него больше возможностей приспособить цены к нуждам конкретного потребителя.

Франчайзи может оказаться недостаточно хорошим менеджером или недостаточно обученным, что может сказаться на качестве товара и уровне обслуживания потребителей. Это может разрушить потребительские ожидания, основанные на отношениях с другими торговыми точками, работающими по лицензии того же франчайзера.

Франчайзинг предоставляет большие возможности для нового франчайзи. С другой стороны, не каждая франшиза является надежным средством приумножения состояния франчайзи и обеспечения его прекрасной работой.

В мире возрастает число людей, которые ранее не занимались бизнесом и заинтересованы в покупке уже существующего дела у независимых его владельцев, осуществляющих свою деятельность в географически близких районах. Все больше и больше покупателей стараются приобрести франшизы у относительно неизвестных франчайзеров с малоизвестными фирменными названиями и сервисными метками.

Так как инвестирование сбережений в бизнес - это одно из наиболее важных решений в жизни, если даже не самое главное, то следует обратить внимание на ключевые слова – «покупатель, будь осторожен».

Главным настораживающим моментом при принятии решения о покупке франшизы является то, что продавец не располагает капиталом и не желает раскрывать информацию о себе. Это было бы не так, если бы продавцом был франчайзер. К тому же, при покупке партнерства предпринимателем, его дело обычно подлежит контролю со стороны партнера-продавца.

Наибольшее развитие законодательство в области франчайзинга получило в США. Федеральная Комиссия по Торговле с 1 января 1995 года ввела законодательный акт, который требует письменное открытое заявление франчайзера называемое предложением о продаже франшизы. Этот документ содержит определенные специфические виды информации, которые франчайзер должен предоставлять в определенное время франчайзи.

Однако главным является то, что законодательство никогда не искоренит преступление, и также не избавит некоторых потенциальных владельцев бизнеса от наивности при заключении сделки, когда они видят в ней только хорошее. Будущий франчайзи должен осознавать, что всегда существуют те, кто упорно старается создать лучшее представление о возможностях бизнеса и те, кто называет эти деловые стремления «партнерством» или «лицензией».

Это не значит, что все соглашения о партнерстве или лицензионные соглашения являются франшизой либо мошеннической схемой.

Следует быть осторожным в отношении получения полномочий франчайзи реализовать на основе франшизы товар и использовать опыт родительской фирмы. Покупатель франшизы может предполагать исключительное право продажи, а фактически окажется совладельцем бизнеса наряду с другими предпринимателями, которые так же купили долю партнера в других регионах страны и стали ее владельцами, используя то же самое фирменное имя.

 

Договор франчайзинга

 

Успех или неудачи при приобретении франшизы в значительной степени зависят от основных правил, изложенных в договоре о ее покупке.

Исходя из трактовки Всемирной организации интеллектуальной собственности под договором франчайзинга понимают отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) обязуется предоставить второму лицу (франчази) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера, «деловой комплекс» (лицензионный комплекс», состоящий из:

1) охраноспособных имущественных прав (лицензий на: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.);

2) неохраняемых имущественных прав (деловой опыт и др.);

3) других объектов гражданского права (коммерческая информация и др.).

Пользователь, в свою очередь, обязуется выплачивать правообладателю вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

Данное определение в большей степени характеризует производственный и сервисный франчайзинг. Что же касается договора сбытового франчайзинга, то данное определение лишь частично отражает его суть. Цели заключения договоров на разные виды франчайзинга различны:

- целью производственного и сервисного франчайзинга является передача лицензионного комплекса для достижения тождества товаров (работ, услуг) правообладателя и пользователя;

- целью договора сбытового франчайзинга является реализация пользователем товаров правообладателя.

В Республике Беларусь договор франчайзинга регламентируется главой 53 (статьей 910) Гражданского кодекса «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)».

Специфика договоров о франчайзинге кроме «условия об исключительности» определяется обязанностями франчайзера по оказанию коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю. В предоставлении такой помощи заинтересованы обе стороны, так как она направлена на оказание содействия покупателю в продвижении конкретных товаров и услуг.

На лицензионных началах поставщик товаров и услуг предоставляет покупателю права на использование объектов его промышленной собственности. К таким правам относится право на использование товарного знака продавца и его фирменного наименования, т.е. работа ведется под «вывеской» фирмы поставщика. По договору о франчайзинге привилегированному покупателю обеспечивается возможность применения и других индивидуальных элементов предприятия продавца, таких как фирменный стиль, вывеска, аббревиатура и т.п. «Родительская фирма» предоставляет покупателю коммерческую информацию о рациональных методах организации производства, оказании услуг, реализации товаров, составляющую ее «ноу-хау». По договору франчайзинга продавец нередко берет на себя обязанности по обустройству торговых заведений покупателя, подготовке его персонала к работе с поставляемым оборудованием.

Все это способствует успешной коммерческой деятельности покупателя, причем эффективность применения указанных элементов непосредственно связанна с известностью продавца на рынке.

В то же время франчайзи находится в сильной зависимости от франчайзера и обязуется соблюдать все правила торговли или производства, установленные головной компанией. Франчайзер также ставит условия франчайзи о:

- выплате первоначального единовременного платежа за право выступать на рынке от его имени (в США размер взноса колеблется от 2,5 тыс. долл. - компании по торговле недвижимостью, 150 тыс. долл. - компании по прокату автомобилей до 500 тыс. долл. – компании по быстрому обслуживанию покупателей в сфере питания);

- текущих отчислениях от прибыли (обычно 2-3%).

Работа на основе договора франчайзинга помогает покупателю грамотно выбрать зону коммерческой деятельности, в то же время она связана со значительными первоначальными затратами. В прошлом франшизные лицензиаты (покупатели) часто были вынуждены в одиночку пробивать себе кредит. В настоящее время они продолжают нести бремя по поиску капитала для своего дела, в то же время франчайзеры оказывают им помощь различными способами, включая организацию кредитов под сопоручительство, вступление в совместные предприятия, спонсирование программ. Франчайзеры предлагают и другие формы финансовых отношений, в том числе программы лизинга оборудования, отсрочку платежа франшизного взноса, автоматически возобновляемый кредит на закупки инвентаря, услуги финансового консалтинга. Многие зарубежные банки и кредитные институты имеют отделы, специализирующиеся на франшизе и выдаче кредитов представителям малого бизнеса.

Каждый франчайзинговый договор предполагает конкретные основные условия и оговорки. Они могут быть расположены в различной последовательности и даже иметь разные подзаголовки, но по своей сути - одинаковы.

Основные разделы франчайзингового соглашения:

Использование торговых марок

Использование широко известной и зарегистрированной торговой марки является одним из главных благ, которое получает франчайзи при покупке франшизы. Желательно, чтобы франчайзи стал лицензиатом (покупателем) зарегистрированной торговой марки и тем самым получил конкретные юридические полномочия, касающиеся ее владения и права пользования.

Другой ворос, на который франчайзи следует обратить внимание при заключении соглашения, это время, в течение которого франчайзер может работать на основе зарегистрированной торговой марки. Если на торговую марку подана заявка, это еще не значит, что франчайзер получил или получит зарегистрированное право на конкретное имя.

При определении содержания данного раздела необходимо учесть:

- является ли торговая марка широко известной на рынке;

- отождествляется ли торговая марка с франчайзером настолько, чтобы привлекать клиентов к работе франчайзинговых предприятий.

Следует обратить внимание на обязательство франчайзера защищать торговую марку и преследовать нарушивших право ее использования. Поддержка порядка использования торговой марки должна обеспечиваться не только франчайзером, но и всей его системой франшиз.

Территория

Другим фактором, влияющим на успех почти любого бизнеса, в том числе франчайзингового, является его территориальное расположение. В данном разделе франчайзингового договора необходимо определить, имеет ли франчайзи исключительное право работать на оговоренной территории по данной франшизе.

Вопрос об исключительной территории может вызвать значительные затруднения у франчайзера. Опасение, что франчайзи не сможет освоить свою территорию, разделяют большинство франчайзеров. Как альтернативу, некоторые франчайзинговые договоры предполагают, что франчайзи должны соответствовать определенным параметрам.

Особое внимание необходимо уделить статьям договора об аннулировании или потере права на исключительную территорию.

Необходимо принять во внимание, насколько близко расположено предприятие ближайшего франчайзи или торговая точка самого франчайзера к предложенному месту ведения бизнеса, насколько близко расположены предприятия конкурентов.

Срок действия франшизы

Относительно срока потенциальной франшизы следует определить, рассчитана ли франшиза на весь срок жизни франчайзи.

Очень важно установить, имеет ли франчайзер право выкупить франшизу до истечения срока ее действия, и если да, то выплачивать ли «родительской фирме» рыночную цену франшизы или определенную сумму прибыли.

Если франшиза имеет определенный установленный срок, то следует определить, имеет ли франчайзи право ее возобновить и на каких условиях.

Первоначальный платеж и выплаты

Договор должен содержать информацию об уровне первоначального единовременного платежа, который устанавливается франчайзером заранее как плата за покупку франшизы. Франчайзер должен реалистично оценить, что будет означать продажа франшизы для него и для франчайзи, который покупает данную франшизу.

Прежде чем купить франшизу, франчайзи следует спросить у франчайзера, как устанавливается первоначальный платеж. Получит ли франчайзи за свой первоначальный платеж услуги, оборудование, другую помощь.

В дополнение к первоначальному платежу франчайзи обязан платить периодические отчисления. Необходимо помнить, что если данные отчисления с валового оборота, то эта сумма будет намного больше, чем при расчете с чистого дохода.

Возможны и другие виды обязательных платежей для франчайзи, например за оборудование, за обучение, за продление соглашения, за рекламу. Для франчайзи очень важно определить эти суммы и оценить как они скажутся на его деятельности. Ценным консультантом при покупке франшизы может быть хороший бухгалтер.

Договор об аренде

Данная часть франчайзингового договора предполагает согласование следующих вопросов:

- требуют ли от франчайзи арендовать местоположение у франчайзера? Если так, то является ли аренда разумной с точки зрения ее срока и ежемесячных платежей?

- является ли эта аренда общей или будет необходимо дополнительно оплачивать расходы за коммунальные услуги, по поддержанию места для стоянки машин и др.? Если это так, то какова фактическая сумма этих дополнительных затрат?

- должен ли франчайзи брать в аренду у франчайзера оборудование? Если так, разумны ли цены?

- обязан ли франчайзи купить определенное количество инвентаря у «родительской фирмы»? Сравнимы ли эти затраты с затратами на инвентарь, купленный у третьей стороны?

Обязанности франчайзера

При подготовке к заключению договора франчайзи следует составить список вопросов, которые, по его мнению, требуют поддержки со стороны франчайзера для успешного ведения дела.

Франчайзер должен просмотреть этот список и внести уточнения, которые, по его мнению, должны способствовать успеху в данном бизнесе.

В договор, как правило, включаются следующие обязанности франчайзера:

- организация квалифицированного обучения, его сроки и стоимость;

- предоставление учебной литературы;

- обеспечение рекламой и условия использования рекламной продукции «родительской фирмы»;

- обязанности после начала функционирования предприятия франчайзи.

Обязанности франчазиа

В обязанности франчайзи входит следующее:

- обеспечить единообразие и качество услуг или товаров;

- активно участвовать в функционировании франшизы;

- соблюдать установленный график работы;

- поддерживать фирменный стиль;

- вести отчетность и предоставлять отчеты франчайзеру.

Передача соглашения и прекращение действия франшизы

Идеальная франшиза – та, которую можно передать наследникам или продать другим лицам при согласии франчайзера. Если франчайзер не разрешит такую передачу или продление, то франчайзи все-таки принимая решение купить франшизу, следует подробно рассмотреть условия обратного выкупа франшизы.

В этом разделе также устанавливается, может ли бизнес франчайзи быть продан другим лицам или нет и, в частности, близким родственникам.

В этом разделе договора оговаривается при каких условиях франчайзер может прекратить действие франшизы, ответственность за правонарушения.

Чем больше прав получает франчайзи в части продления, передачи, продажи франшизы, тем лучшим франчайзинговым договором он распологает, как с юридической, так и с практической точек зрения.

Арбитраж

Арбитраж, как правило, намного дешевле и определенно быстрее, чем суд. Для франчайзи предпочтительно, чтобы арбитраж был осуществлен в его стране. Преимущество арбитража состоит также в том, что обычно его решения являются обязательными и окончательными.

Гонорары адвокатам

Следует определить, имеется ли в договоре статья, предполагающая, что в случае рассмотрения спора в суде выигравшая сторона имела бы право на возмещение ее затрат на адвокатские гонорары. Эта статья обычно поощряет обе стороны обращаться в суд. Каждый считает, что выиграет дело и его затраты на адвокатов будут возмещены проигравшим.

Работа на основе договора франчайзинга признана международной практикой одной из наиболее эффективных форм организации бизнеса.

 


Дополнительные проблемные и дискуссионные вопросы к теме:

 

1. В чем преимущества организации бизнеса на основе договора франчайзинга в сравнении с организацией бизнеса самостоятельно?

2. Оцените преимущества и недостатки организации франчайзингового бизнеса для франчайзера.

3. Каковы основные критерии выбора франчайзи?

4. Обсудите какими способностями должен обладать франчайзи для управления франчайзинговым предприятием.

5. Приведите примеры из международной практики франчайзинговых предприятий.

6. Какие способы финансовой поддержки франчайзи при организации франчайзингового бизнеса используются в международной практике?

7. Как трактуется понятие договора франчайзинга согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь?

8. Приведите примеры работы франчайзинговых предприятий на рынке Республики Беларусь.

9. В чем особенности содержания договора франчайзинга?

10. Какие ограничения для франчайзи могут быть заложены в договоре франчайзинга?

 

Основные понятия

 

- франчайзер - franchisor
- франчайзи - franchisee
- франчайзинговое соглашение - franchise agreement

 

Аннотация

 

Суть франчайзинга состоит в том, что «родительская фирма» (франчайзер) предоставляет небольшому частному предприятию (франчази) исключительное право производить продукцию (и/или услуги), торговать ею под торговой маркой «родителя» в течение оговоренного времени, на определенной территории.

От франчази требуется выплата единовременного франчайзингового платежа.

Выделяют три фида франчайзинга – производственный, сервисный, сбытовой.

Главным настараживающим моментом при принятии решения о покупке франшизы является то, что франчайзер не располагает капиталом и не желает раскрывать информацию о себе.

Решающим фактором успеха или неудачи при приобретении франшизы являются основные правила, изложенные во франчайзинговом договоре.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: