Время и «масштаб пространства».




Связь современной и ведической концепции строения вселенной.

 

Я приношу свои поклоны А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который бережно принёс людям запада послание Шримад Бхагаватам.

Предисловие.

Ведическое описание строения Вселенной, как впрочем и библейское, смущает умы людей, получивших современное образование. Плоская Земля, сферическая Вселенная, наполовину наполненная океаном Гарбха, Луна, расположенная выше Солнца, «верх» и «низ» Вселенной и вообще всё описание, данное в пятой песни Шримад Бхагаватам, выглядит дико на Земле, утыканной телескопами, как иголочная подушечка. Многие люди, гордясь своей образованностью, с ходу отвергают эти описания как наивные каракули первобытного человечества. Другие, менее гордые и более пытливые, пытаются понять, насколько это возможно, послание мудрецов прошлого.

Введение.

Шукадева Госвами, перед тем как поведать о строении вселенной, охладил умы современных исследователей. Он сказал, что человек никогда не сможет детально разобраться в этом вопросе, поэтому он даёт лишь краткое описание. Данная работа не ставит своей целью детальный и полный разбор описания вселенной, данный Шукадевой Госвами, но предоставит полезную пищу для пытливого ума.

Современные иследователи предоставили множество различных вариантов понимания послания древних мудрецов, но, поскольку цепь ученической преемственности по этому вопросу прервана, нам остаётся лишь продолжать строить различные гипотезы.

Эта статья может быть понятна и полезна тем, кто уже ознакомлен с описанием Вселенной, которое можно найти на страницах пятой песни Шримад Бхагаватам, поскольку дублировать это описание не целесообразно.

В данной статье будет рассмотрено:

- гипотеза возможности понимания древнего описания с точки зрения классической физики и математики,

- понятие «масштаба пространства»,

- определение «верха» и «низа» вселенной,

- косвенное численное подтверждение данной гипотезы в Шримад Бхагаватам.

Время и «масштаб пространства».

В Шримад Бхагаватам время описано, как самая могущественная энергия Господа Вишну, которая пронизывает всю Вселенную и приводит в движение гуны материальной природы. Когда время соприкасается с неподвижными гунами, начинается процесс творения. Вместе с тем даётся описание, что ощущение течения времени на разных планетных системах для их обитателей разное. Одни сутки полубогов равны году на Земле, а один день Брахмы длится тысячу кальп.

Вместе с тем размеры тел обитателей разных планетных систем тоже отличаются. Полубоги больше людей, а тело Брахмы больше тел полубогов. Ведическая единица измерения расстояний (йоджана) привязана к размеру тела. 1 йоджана = 3200 хаст. 1 хаста = расстояние от кончика среднего пальца до локтя. Логично предположить, что 1 йоджана будет иметь разную длину в километрах на разных планетах. Таким образом можно ввести понятие «масштаба пространства». Масштаб пространства это отношение длины йоджаны в километрах на рассматриваемой планете к длине йоджаны в километрах на планете, которую мы выбираем как исходную.

Для удобства дальнейших вычислений назначим исходной планетой планету полубогов - Индралоку.

Масштаб пространства = йоджана на планете икс / йоджана на Индралоке.

Ощущение течения времени и масштаб пространства связаны между собой. Чем больше масштаб пространства на планете, тем медленнее течёт время для её обитателей и соответственно дольше длится их жизнь в пересчёте на земные годы.

Используя понятие масштаба пространства, можно объяснить разницу в ощущении течения времени на разных планетах. Время, могущественная энергия Господа Шри Вишну, течёт, подобно реке, и пронизывает насквозь бесчисленное множество вселенных. Время приводит в движение гуны материальной природы, или, говоря современным языком, приводит к изменению состояния материальных объектов. Сила, приводящая в движение материю одинакова во всех точках пространства, но скорость изменения к которым она приводит будет разной и зависит от масштаба пространства. Чем больше масштаб, тем медленнее изменения.

Образно это можно представить таким образом. Река времени течёт с постоянной скоростью. Над этой рекой установлены три водяных колеса: маленькое, среднее и большое. Эти три колеса приводятся во вращение силой набегающей воды. Несмотря на то, что скорость течения воды одинакова для трёх колёс, скорость их вращения будет разной. Маленькое колесо будет вращаться быстрее всех, среднее - со средней скоростью и большое - медленнее всех. Скорость вращения колёс - это скоротсть изменений материи на адских, срединных и райских планетах, а размеры колёс соответствуют масштабам пространства на этих планетах.

Можно привести следующее наблюдение. В микромире процессы происходят с огромной скоростью. Деление или синтез атомных ядер происходит за ничтожную долю секунды. В мире людей всё происходит с привычной нам скоростью, а в масштабах солнечной системы и звёзд, малейшие изменения происходят за миллионы лет.

Четвёртое измерение.

В Шримад Бхагаватам есть эпизод, когда Гопал Кришна решил удивить нашего четырёхголового Брахму и устроил так, что наш Брахма увидел Брахм-творцов других вселенных. У этих Брахм было разное количество голов и большее чем у нашего. И наш Брахма понял, что не такой уж он и великий, потому что чем больше у Брахмы голов, тем больше и сложнее вселенную он может сотворить.

У Брахмы четыре головы. Давайте предположим, что это количество соответствует количеству измерений пространства нашей Вселенной. Что же такое четырёхмерное пространство и чем оно отличается от привычного нам трёхмерного? Попробую объяснить это для не-математиков по методу аналогии.

Нольмерное пространство - это точка.

Одномерное пространство это линия. Обитатель этого пространства может двигаться только в одном направлении и может "видеть" только точку с одной стороны и точку с другой. Одномерное пространство - это линия, которая является множеством нольмерных пространств, или точек.

Двухмерное пространство - это плоскость. Обитатель этого пространства может двигаться в двух независимых направлениях. Суть независимости измерений состоит в том, что мы можем двигаться по одной оси, оставаясь неподвижными по другой. Обитатель плоскости видит вокруг себя отрезки и может определять их длину и расстояние до них. По этой информации он может судить об их взаимном расположении на плоскости и так составить картину своего мира. Плоскость - это множество линий, расположенных вдоль второго измерения.

Трёхмерное пространство - это то, в котором мы живём и которое воспринимаем. Трёхмерное пространство - это множество двухмерных пространств (плоскостей) расположенных вдоль оси третьего измерения. Мы можем видеть вокруг себя плоскости на разном расстоянии и так синтезировать трёхмерное изображение нашего трёхмерного мира.

Четырёхмерное пространство это набор трёхмерных пространств, расположенных вдоль оси четвёртого измерения. Обитатель этого пространства может двигаться в четырёх независимых направлениях - в длину, ширину, толщину и высоту. Он видит вокруг себя объёмы на разном расстоянии и таким образом синтезирует картину своего четырёхмерного мира.

Таким образом, в нашей Вселенной трёхмерные миры адских, срединных и райских планет расположены вдоль оси четвёртого измерения, которое в Шримад Бхагаватам описывается как направление "снизу" "вверх". При движении "вверх" мы попадаем на высшие планеты, где масштаб пространства увеличивается, а при движении "вниз" мы попадаем в низшие миры, где масштаб пространства уменьшается.

В Шримад Бхагаватам описывается, что в нижней части вселенной расположен океан Гарбха, на водах которого покоится Гарбходокошайи Вишну. Из пупка Гарбходокошайи Вишну растёт лотос, из которого рождается Брахма. Описывается, что, как только Брахма родился, его окружала только тьма и он не мог понять кто он и что он должен делать. Брахма видел только лотос, стебель которого уходил куда-то далеко вниз. Тогда Брахма решил спуститься вниз по стеблю, чтобы определить источник своего явления. Брахма не смог завершить эту миссию, поскольку, опускаясь всё ниже и ниже, он достиг некоего предела, за которым его ждала смерть. Страх смерти заставил его вновь вернуться на лотос. Что же могло уничтожить Брахму? Исходя из вышеизложенного, опускаясь вниз, Брахма проходил через пространства со всё меньшим и меньшим масштабом и достиг границы пространства в котором такой малый масштаб, что там невозможно существование разумной жизни. Таким образом, можно предположить, что океан Гарбха представляет собой микромир.

Современное изображение сферы в четырёхмерном пространстве. Дело за малым. Нарисовать на ней реки и горы и описать всё это текстом.

 

Плоскость сферы.

Шукадева Госвами сказал Махарже Парикшиту, что узнал о строении Вселенной от великих мудрецов. Это описание четырёхмерной реальности для существ воспринимающих три измерения, поскольку приводится в священном писании, предназначенном, в том числе, и для жителей Земли. И как можно описать четырёхмерный мир трёхмерным людям? Точно так же, как мы рисуем на бумаге трёхмерный мир. На бумаге мы используем лишь два измерения, которые, путём нехитрых приёмов, содержат намёк на третье. Так же поступили и мудрецы прошлого. Они убрали из описания одну координату из трёхмерных миров, заменив её место на координату четвёртого измерения - высоту. Получился своеобразный пирог из плоских миров, нанизанный на ось четвёртого измерения.

Давайте для примера рассмотрим изображение сферы (в трёхмерном пространстве) в двухмерных полярных координатах. Эта система координат до сих пор используется для ориентирования на местности (азимут и расстояние). Используется она так же и в ведическом описании срединного мира как расстояние и стороны света (юг север запад и восток).

Если отметить на сфере некую точку А, которую назовём полюсом, и двигаться из неё в направлении АВ на расстояние длины меридиана, равное расстоянию АВ, то мы попадём в точку С, расположенную на противоположном полюсе. Если, например, двигаться из точки А по азимуту a на расстояние АD, то мы попадем в точку E. Таким образом мы можем однозначно представить все точки сферы при помощи круга с центром в точке А и радиусом, равным длине меридиана.

Вот и наша плоская Земля – круг, центром которого является полюс А, радиусом является меридиан, а полюс С превращается в окружность. Таким образом круги, нанизанные на ось четвёртого измерения описывают нашу четырёхмерную реальность.

Метод подобия.

Из классической физики нам известно, что инерция объекта прямо пропорциональна его массе.

F = m*a (где F – сила, m – масса, a – ускорение)

Чем больше масса объекта, тем меньше его положение в пространстве подвержено влиянию внешней силы. Масса объекта прямо пропорциональна его объёму, а объём в трёхмерном пространстве находится в кубической зависимости от его линейных размеров.

Например, кубик с размером ребра в 1см будет занимать объём примерно 1 милилитр, в то время как кубик с размером ребра 10 см будет занимать примерно литр пространства. Линейный размер этих кубиков отличается в десять раз, в то время как их объём отличается в тысячу. Таким образом, чтобы узнать во сколько раз отличаются размеры рёбер кубиков, необходимо вычислить корень третьей степени из отношения их объёмов.

1000 милилитров/1 милилитр = 1000. Корень третьей степени из 1000 равен 10.

В четырёхмерном пространстве объём пропорционален четвёртой степени линейного размера. Для вычисления отношения линейных размеров в четырёхмерном пространстве используется корень четвёртой степени от отношения объёмов.

Давайте вычислим масштаб пространства на Брахмалоке.

Исходя из вышеизложенного, время – это сила, воздействующая на объекты в четырёхмерном пространстве и приводящая и их изменению, а скорость изменений обратно пропорциональна их инерции. Инерция прямо пропорциональна объёму объекта в четырёх измерениях, а значит, масштаб пространства на Брахмалоке будет равен корню четвёртой степени из количества дней Индралоки в одном дне Брахмы.

Один день Брахмы длится 1000 юг (сахасра юга парйантам ахар йад, Бхагавад Гита 8.1). Поскольку в одной кальпе 4 юги, день Брахмы - это 250 кальп. День полубогов длится пол года. Итак: 4 320 000 * 250 * 2 = 2 160 000 000 дней полубогов длится один день Брахмы. Корень четвёртой степени из этого числа равен примерно 215,58.

Итак мы вычислили, что размер тела Брахмы больше размера тела полубогов в 215,58 раз. Точно также отличается и размер йоджаны на Индралоке и Брахмалоке. Давайте посмотрим какие цифры в Шримад Бхагаватам это подтверждают!

Обитель Брахмы.

Шримад Бхагаватам описывает, что посреди круглого острова Джамбудвипа расположена гора Меру, которая представляет собой перевёрнутый усечённый конус. Одной из частей этого острова является Бхарата Варша, известная нам как Индия. Вершина горы Меру возвышается над островом на 84000 йоджан. На плоской вершине Меру расположена обитель Брахмы и восьми полубогов. Джамбудвипа окружен концентрическими кольцевыми океанами и островами. Самый большой по диаметру остров называется Пушкарадвипа. Вдоль Пушкарадвипадвипы по окружности, деля его на две части, расположена гора Манасоттара вдоль которой движется колесница Бога Солнца. На гребне этой горы, на равном расстоянии друг от друга снова находятся обители Брахмы и полубогов. Расстояние от Меру до этой обители Брахмы от 12 500 000 йоджан до 18 900 000 йоджан. Данная разбежка в расстояниях определяется шириной Плакшадвипы (6 400 000 йоджан), поскольку не уточняется в какой пропорции гора Манасоттара делит Плакшадвипу.

Предположим, что данное описание оперирует не земными йоджанами, а йоджанами полубогов. Во первых это знание пришло с высших планет от четырёхмерных существ. Во вторых - для вычисления длины йоджаны используется хаста (локоть). Но, это локоть не любого человека, а гуру. Несмотря на такое ограниечение, гуру на Земле великое множество и поэтому йоджана будет сильно "плавать". На Индралоке же у всех полубогов один гуру - Брихаспати и только в этом случае имеет смысл указывать расстояние в цифрах.

Почему обитель Брахмы (как и обители полубогов) находится одновременно в двух местах? Предположим, что обитель Брахмы находится в одном месте в четырёхмерном пространстве, но её место указано в разных местах трёхмерной карты, подобно тому, как мы изображаем трёхмерный объект на плоской бумаге с разных сторон, чтобы обозначить его натуральную форму. Допустим, что высота горы Меру указана в йоджанах Брахмалоки, а расстояние от Меру до обители Брахмы на Пушкарадвипе – в йоджанах Индралоки, тогда их отношение должно быть равно масштабу пространства Индралоки, примерно 215,58. Поделив расстояние от Меру до обители Брахмы на высоту Меру выясняем, что это отношение находится в пределах от 148,81 до 225. Как видим, искомый масштаб пространства (215,58) находится в этих пределах.

 

Приведённые выше вычисления, основанные на двух древних текстах (Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гите) открывают нам новые грани ведического знания и подтверждают предположения, сделанные в этой статье:

- Вселенная в которой мы находимся имеет четыре пространственных измерения.

- Скорость изменений к которым приводит энергия времени и, соответственно, продолжительность жизни на разных планетах соответствует маштабу пространства.

- Описание Вселенной, данное в Шримад Бхагаватам, не является ни фантазией, ни аллегорией, а описывает реальность. Сложность строения этой реальности выходит за пределы нашего понимания, но нам даётся её описание на понятном нам языке.

- "Верх" Вселенной в этом описании соответствует планетарным масштабам, а "низ" соответствует микромиру.

Заключение.

В заключение, хотелось бы предоставить, небольшой бонус в качестве десерта. Возможно, этот бонус вдохновит кого-нибудь на продолжение исследований древнего знания о Вселенной, о природе пространства и вреиени.

Веды говорят о времени, как о непреодолимой силе, действующей в пределах материальной Вселенной. Что нам известно о времени? Время:

- приводит к изменениям и последовательности событий,

- необратимо,

- непобедимый разрушитель,

- циклично.

Часто приводится сравнение времени с рекой. Река течёт в определённом направлении и мы интуитивно понимаем, что время, как и сила - векторная величина, хоть и вектор времени не является пространственным понятием. То есть время течёт не на север или юг, не с лева направо, а из прошлого в будущее.

Веды утверждают, что за пределами материальной Вселенной время не властно над живым существом. Поскольку время приводит в движение гуны, а гуны действуют только внутри Вселенной, то это выглядит логично. Но одновременно говорится, что в Духовном Мире, далеко за пределами материи, Шри Кришна проявляет свои вечные игры во Вриндаване. Там он общается с друзьями, шутит, играет, то есть последовательность событий налицо. Таким образом в духовном мире время не действует, но оно там как бы есть. Это вызывает недоумение. Давайте попробуем над этим поразмыслить!

Предположим, что время - векторная величина. Вектор времени, как и положено вектору, расположен в прострастве с определённой системой координат. В материальном мире пространство времени имеет одно измерение, одну ось. Внутри Вселенной по оси времени из точки "рождение вселенной" в точку "разрушение вселенной" перемещается момент " сейчас".

А теперь давайте представим, что пространство времени имеет два измерения и соответсвенно две оси. Это значит, что момент "сейчас" может перемещаться в двух независимых напрвлениях. Таким образом время становится подобно реке, которая не только течёт вперёд, но и разливается вширь.

Например можно прожить в материальном мире миллионы жизней и вернуться в духовный мир через миг после того как захотели попасть в материальный мир. И наоборот, в десятой песни Шримад Бхагаватам говорится, что Кришна, воплотившись на Земле, танцевал во Вриндаване танец Раса в течение ночи Брахмы, хотя для землян это была обычная ночь.

Материальное время циклично, поэтому ось материального времени можно представить как окружность и двухмерное пространство времени примет форму цилиндра. Если же предположить, что и духовное время циклично, то пространство времени из цилиндра превращается в тор.

Этот тор очень напоминает Сударшана Чакру на пальце Господа Шри Вишну, а Сударшана Чакра является олицетворением Времени.

С надеждой на то, что эта статья будет кому - то полезной,

Джагадишвара дас.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: