Упражнение «Посолим суп».




Обследование мелкой

МОТОРИКИ РУК

(по методике Т. Гризик, Л. Тимощук)

Статические упражнения

Педагог дает образец выполнения каждого упражнения.

При первом выполнении упражне­ний педагог может помочь ребенку правильно сложить пальцы. Далее ре­бенок действует самостоятельно.

 

1.«Кольцо» - соединить большой иуказательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Педагог следит за положением боль­шого и указательного пальцев ребенка.

2. «Коза » - вытянуть вперед указа­тельный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты боль
шим пальцем к ладони (под счет до 10).

Выполняется 2-3 раза.

3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8).

Ребенок должен удержать три паль­ца вместе в напряженном состоянии.

4.«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и бе­зымянный палец прижать большим
пальцем к ладони (под счет до 10).

Выполняется 3-4 раза.

 

5. «Солдатики » - удержать все вы­тянутые пальцы руки напряженными (под счет до 10).

 

6. «Вилка» - вытянуть вверх рас­ставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (подсчет до 10).


Динамические упражнения

Работа с бумагой

Вырезание ножницами.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслаб­ления мелкой мускулатуры руки ребенка.

 

8. Обрывание листа бумаги.

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Это показывает согласованность действий обеих рук.


Тактильные ощущения

Обследование проводится в форме иг­ры «Чудесный мешочек ».

Детям предлагается на ощупь опреде­лить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Цель - выявить, насколько у ребенка развиты навыки планомерного исследова­ния предмета, умение анализировать ощу­щения и тд.

 

Узнавание качества предмета.

Ребенку предлагается нащупать в ме­шочке и показать разные по качеству пред­меты: деревянный, резиновый, пластмас­совый.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

Узнавание формы предмета.

Ребенку предлагается нащупать в ме­шочке и показать круг (квадрат, треуголь­ник).

Инструкция педагога: «Опусти руку вмешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

Узнавание предмета.

Ребенку предлагается нащупать в ме­шочке и показать хорошо знакомые пред­меты, например: карандаш, расческу, лож­ку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».


Сила тонуса

Упражнения показывают силу, длитель­ность мышечного напряжения кистей рук.

Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребенку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребенок праворукий, ему подается правая рука, если леворукий - левая.

Координация движений

Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребенку вдеть тол­стую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

15- Упражнение «Ладонь, ребро, ку­лак».

Ребенок сидит за столом, рука произ­вольно лежит на краю стола. Педагог дает инструкции и показывает движения: «По­ложи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...».

Темп выполнения движений постепен­но убыстряется. Когда ребенок запомнит их последовательность, он повторяет уп­ражнение самостоятельно под счет педа­гога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Упражнение «Коза-заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ре­бенок выполняет их одновременно с педа­гогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

Обследование щепоти

Обследуется щепоть (большой, указа­тельным и средний пальцы, соединенные имеете) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей - левой.

Захват карандаша.

Педагог предлагает ребенку на листе бу­маги и разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксиру­ет, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педа­гог обращает внимание на следующее:

• как ребенок держит карандаш;

• в какой руке держит карандаш;

• как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);

• как заканчивает линию.

 

Упражнение «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить вообража­емый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребенок производил движе­ние медленно, как бы растирая комочек соли.

Катание шарика.

Упражнение показывает не только со­гласованность в действиях пальцев щепо­ти, но и ловкость, переключаемость дви­жений.

Ребенок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения про­извольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения -30 сек.

 

Все полученные данные по обследова­нию мелкой моторики рук заносятся в таб­лицу («+» - выполнил задание (1 балл), «- » - не выполнил). Подсчитывается суммар­ное количество баллов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются подгруппы:

 

«А» (18-19 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо.

«Б» (15-17 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточ­но хорошо.

«В» (11-14 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

«Г» (не больше 10 баллов) - дети, у кото­рых мелкая моторика рук сильно отстает от возрастной нормы.

 

С детьми подгрупп «В» и «Г» проводится в дальнейшем индивидуальная работа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: