КАКИЕ ИДЕИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ «ОГОНЬКОВ»




 

Педагогами «Орлёнка» за все время его существования разработано множество различных форм работы с детьми, среди которых отрядный «огонек» занимает особое место. Идеи «огоньков» вожатые черпают из любимых книг, как художественных, так и педагогических, собственных воспоминаний, фантазий. Можно смело утверждать: сколько вожатых, столько и разных «огоньков». Вот только некоторые из вожатских идей:

 

«Звездопад»

 

Ключевая фраза:

Каждый человек – это великая тайна.

Люди – удивительные звезды,

Дальние и ближние миры.

И бывает так порой непросто

Сдерживать сиянье до поры,

А потом сиять с такою силой.

Что тому причиною – как знать?

Самым удивительным светилом

Человека следует назвать.

 

Подготовка: необходимо подготовить пакет с вопросами, вопросы ни в коем случае не должны быть похожи на вопросы викторины. Вопросы могут быть, например, такие:

«Какие качества человека ты больше всего ценишь в людях?

Расскажи о самом смешном случае из твоей жизни?

Каким ты себя видишь через 10 лет?

Как ты понимаешь фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Как это может быть: вокруг костра или свечи разложены вопросы из пакета, после вступительного слова вожатого об «огоньке» и форме его проведения каждый участник берет вопрос из круга. Задача вожатого – попытаться из каждого прозвучавшего вопроса создать дискуссию. Отвечать на вопросы можно по цепочке или по принципу «свободного микрофона».

 

«Необыкновенная история»

 

Ключевая фраза: «Орлёнок» – это сказка», она может быть хорошей или плохой. В каждой смене сказка своя, особенная – непохожая на другие. Каждый человек придумывает свою сказку.

 

Как это может быть: на «огоньке» каждый человек по цепочке говорит о том, какая сказка ему бы понравилась, а также о том, какая сказка необходима его отряду. Итогом «огонька» может стать сказка отряда (определение перспектив жизнедеятельности отряда в «Орлёнке»).

Эта форма «огонька» может стать своеобразной подготовкой к прощальному «огоньку», на котором ребята могут проанализировать сказку, придуманную на первом «огоньке», и сказку, получившуюся в итоге.

 

«Люди и образы»

 

Ключевая фраза: «У каждого человека в жизни есть свой талисман, предмет, с которым он себя ассоциирует».

На «огоньке» ребятам предлагается рассказать о своем образе, талисмане, о возможностях «Орлёнка» помочь в составлении своего образа.

 

Подготовка к «огоньку»: подготовить различные предметы, с которыми может ассоциировать себя человек (камень, игрушка, чистый лист бумаги, книга, ластик, веточка, цветная бумага). Количество предметов должно быть не менее количества участников огонька, но лучше, если их будет больше.

 

Как это может быть: в начале «огонька» вожатый высказывает основную идею. Каждый человек выбирает для себя предмет или, если этого нет в предложенных предметах, просто описывает свой образ. Задача вожатого – в ходе высказываний ребят задать режим дискуссии, обсуждения.

 

«Мой герб»

 

Идея: знакомство ребят друг с другом через создание и объяснение собственных гербов.

Предварительная подготовка: КТД «Мой герб» (индивидуальное рисование личных гербов в режиме ограниченного времени). На гербе могут присутствовать символы мечты, имени, увлечений ребенка, его семьи и семейных реликвий, традиций, отношения к понятиям «мир», «дружба», «жизненные ценности».

Эти гербы вожатый собирает и при подготовке к «огоньку» раскладывает вокруг костра или свечи.

 

Как это может быть: каждый из ребят интересен по-своему, и рассказать об особенностях каждой личности помогут созданные ими гербы. Вожатый первым рассказывает о своем гербе, расшифровывая символы, которые он использовал. Затем каждый ребенок по кругу представляет свой герб.

Вожатый помогает ребятам, испытывающим затруднения в рассказе о личном гербе, предложениями-подсказками, вопросами, оставляющими возможность выбора вариантов ответов, оказывает эмоциональную поддержку.

 

«Неслучайные попутчики»

 

Идея: первый «огонек» – это начало путешествия длиною в 21 день, а все ребята – это попутчики.

 

Как это может быть: педагог говорит детям: «Чтобы нам легче было общаться, чтобы мы быстрее познакомились друг с другом, давайте представим следующую ситуацию: «Вы путешествуете, неожиданно встречаете на своём пути попутчика, знакомитесь с ним, рассказываете ему осебе, о своих увлечениях, жизненных ценностях, ожиданиях, отношениях с другими людьми и т.д.

Каким будет наше совместное путешествие? Запомнится ли оно нам? Поможет ли что-то открыть в каждом из нас? Всё это будет зависеть от того пути, который мы вместе выберем, от того, что привнесет каждый из нас в наше необычное путешествие».

 

«Ложка дегтя»

 

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда все проблемы переживаются молча, и никто не решается сделать первый шаг к примирению или объяснению.

 

Как это может быть: необходимо подготовить карточки с описанием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Это можно сделать совместно с ребятами: предложить заполнить карточку, представив некую личность, с которой не комфортно общаться, заниматься общим делом и т.п. Но вожатый может приготовить карточки самостоятельно.

Карточки складываются в конверт. Вожатый предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке и представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке.

- Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете, сообщите ему о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.

 

«Волшебный стул»

 

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда необходимо подчеркнуть необходимость и значимость в коллективе каждого человека; формирование умения видеть в каждом человеке положительные качества, признавать их.

 

Необходимый реквизит: красиво (сказочно) оформленный стул.

 

Как это может быть: вожатый рассказывает историю (легенду) про данный «волшебный» стул, а затем предлагает каждому (или желающим) по очереди на нём посидеть, всем же остальным участникам – по очереди называть достоинства человека, занимающего волшебный стул.

Вожатый призывает всех участников придерживаться следующего правила: волшебный стул высвечивает только положительные качества, называть недостатки человека категорически запрещается.

Завершается «огонек» общим обсуждением вопросов: «Что ты чувствовал, сидя на волшебном стуле? Что нового услышал о себе? Приятно ли было тебе слышать о своих достоинствах? Легко ли говорить вслух друг другу приятные вещи?»

 

«Подарок отряду»

 

Цель: подведение итогов основного периода смены.

 

Идея: у отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»), каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день.

Необходимый реквизит: различные по размерам и цвету коробки, а также развешанные повсюду разноцветные воздушные шары.

Как это может быть: идет разговор о том, что самыми яркими впечатлениями, остающимся на долгие годы в душе человека, являются дни рождения и праздники. Ребята отвечают на вопросы: каким «подарком» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?

 

«Любимая вещь»

 

Идея: составить впечатление о человеке по его любимой вещи; проверить, насколько совпадут характеристики, данные посторонним человеком, с самооценкой.

 

Как это может быть: на «огонек» каждый ребенок берет с собой какую-нибудь свою вещь. Вещи кладутся в одну коробку (втайне от всех).

Каждый ребенок берет из коробки любую вещь и пытается рассказать об ее хозяине, описывает свои ассоциации, а затем хозяин этой вещи может сказать, совпадает ли услышанное о нем самом с реальностью.

После того как все лучше узнали друг друга, каждый рассказывает о своих ожиданиях от смены.

Заканчивается «огонек» вечерней песней и речевкой.

 

«Символ отряда»

 

Как это может быть: на первом отрядном «огоньке» коллективно придумывается и рисуется символ отряда на смену, отражающий общие качества ребят, совместные устремления. Этот символ разрезается на составные части взависимости от количества ребят. Каждый участник получает частичку общего символа на хранение, но сначала рассказывает о себе, своих увлечениях, ожиданиях, о своих возможностях, о том, чем он может быть полезен отряду и т.п.

На последнем «огоньке» участники соединяют свои кусочки в единое целое, рассказывая при этом о своих впечатлениях от смены и дальнейших перспективах.

 

«Два камешка»

 

Цель: повлиять на сложные (конфликтные) отношения ребят в отряде, продемонстрировать способ решения возникающих проблем.

 

Необходимый реквизит: по два камешка на каждого – черного и белого цвета – (по количеству детей), несколько листов бумаги, ручка или фломастер.

 

Как это может быть: у каждого ребенка в руках два камешка – белый и черный.

Вожатый (ведущий) просит положить один камешек рядом с костром (свечой). Белый камешек – если ребенок считает, что в отряде все хорошо и не существует проблем. Черный – если ребенок считает, что в отряде не все благополучно и есть какие-либо проблемы.

Когда все дети подобным образом обозначат свое мнение, ведущий или вожатый подводит итог и делает вывод о том, что большинство ребят отряда считают, что в нашем отряде существуют проблемы.

Все вместе стараются назвать наиболее общие существующие проблемы (или проблему), формулируют и записывают на листе бумаги.

Коллективное обсуждение причин возникновения проблем (проблемы), поиск путей ее (их) разрешения. После того как принимается общее решение относительно выхода из создавшейся ситуации, листок, на котором записана данная проблема, сжигается.

Подведение итогов – это озвучивание того решения, к которому пришел отряд. Можно придумать определенный ритуал, который символизировал бы объединение отряда для успешного разрешения выделенных проблем. Например, на ниточку капаем воском, делаем браслетик. Носим его на запястье, чтобы, если будут возникать подобные проблемы, он напоминал о нашем разговоре. Или берем на память уголек от костра.

 

«Дружба»

 

Идея: Дружба, которая только начинается между ребятами отряда, похожа на тонкую паутинку, которая ткется маленькими старательными паучками.

 

Необходимое оформление и реквизит: нарисованная паутинка, вырезанные из бумаги пары разноцветных паучков, на обратной стороне которых написаны ситуации, которые могут произойти с друзьями.

 

Как это может быть: вожатый рассказывает легенду о трудолюбивом паучке, который старался со всеми подружиться.

Каждый ребенок снимает с нарисованной паутины своего паучка. Ребята находят себе пару. Соединив паучков, прочитывают записанную ситуацию и стараются найти совместное решение, отвечают на вопрос: «Кого называют настоящим другом?».

Высказываться пары ребят начинают по желанию. Закончив рассказ, прикрепляют своих паучков рядышком на нарисованную паутинку.

 

«Карта жизни»

 

Ключевая фраза: «В нашей жизни так много хорошего…»

 

Подготовка: рисуется карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.д. Также готовится кубик, например, из картона с каким-либо наполнением внутри.

 

Как это может быть: каждый участник бросает кубик на карту. На какой географический объект тот попадает, на ту тему и рассказывает ребенок случай из своей жизни. Чтобы помочь отвечающему, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одиночества. Тогда вопросы могут быть такие: бывают ли в твоей жизни такие минуты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество?

Как и любой другой, «огонек» заканчивается добрыми словами, песнями.

 

«Памятный день»

 

Как это может быть: рассказывая о себе, ребенок вспоминает какой-либо памятный день из своей жизни (яркий, радостный, грустный и т.д.). Такой «огонек» проходит более эмоционально, чем просто рассказ – эстафета осебе, особенно если вожатый будет помогать ребятам вопросами. И для самого педагога это некий «огонек» – тест: вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам, притязаниям.

 

«Фонарщик»

Ключевая фраза:

«Послушайте!

Ведь если звезды зажигаются –

Значит, это кому-нибудь нужно»?

Но не только в этом дело, а еще и в том,

Что по небу ходит кто-то, эти звезды зажигая,

Чтоб до самого рассвета им гореть,

едва мигая.

Кто – не знаю, но предполагаю,

Что бродит маленький фонарщик

от звезды к звезде»

(Слова из «Песенки про маленького фонарщика» В. Ланцберга)

 

Подготовка: свечи, несколько бумажных фонариков разного размера и цвета.

 

Как это может быть: после эмоционального рассказа педагогом или другим ведущим легенды о маленьком фонарщике ребятам предлагается высказать свое мнение о первых днях, прожитых в лагере (иначе говоря, предполагается анализ организационного периода смены).

Высказывание должно ассоциироваться с маленьким фонарщиком: есть ли в нашем отряде ребята, способные зажигать звезды; что было сделано, чтобы смогли зажечься «звездочки», что для этого надо сделать в дальнейшем и т.д.

Говорит тот ребенок, у кого в руках фонарь, который передается не по кругу, а по свободному выбору: чье мнение, чей отзыв я хотел бы услышать.

 

«Букет цветов»

 

Подготовка: необходимо сделать бумажные цветы или по количеству человек в отряде, или по количеству вопросов для обсуждения. Вопросы записываются на цветах.

 

Как это может быть: после некоторого вступления ведущего «огонька» и объяснения правил ведения разговора, ребенок берет один из цветков и отвечает на поставленный вопрос. Затем дарит другой цветок кому-либо по выбору, и уже другой человек отвечает на вопросы. Для педагога это не только способ проанализировать день или дело, но и своеобразная диагностика: кто из ребят кого выбирает, выделяет из остальных (некий способ, например, для дальнейшего определения состава микрогрупп).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: