Психофизиология профессиональной деятельности.
Психофизиологические основы построения профессий.
Объект – человек.
Предмет ПФПД – психофизиологические особенности, сопровождающие поведение человека, эффективную деятельность, свойственную профессионалу.
Делится на теоретическую и практическую.
Характеристика трудовой деятельности:
Трудовая деятельность – основа существования человека.
Показатели, характеризующие трудовую деятельность:
1) Эффективность труда
1.1 эффективность обучения – оценивают продолжительностью необходимой тренировки, для успешного выполнения задания. Считается, что 75% правильно решенных задач это норма.
1.2 Эффективность выполнения:
А) число правильных ответов при точности и скорости правильных ответов.
2) Продуктивность – чем выше эффективность +низкие энергетические затраты = высокая производительность
3) цена адаптации, физиологическая цена – затраты организма, необходимые для выполнения деятельности.
4) Успешность деятельности.
Любой труд протекает в реальной, конкретной среде. Любая среда характеризуется условиями:
1) условия труда
2) факторы зависимости работоспособности и здоровья человека.
Физиологические основы трудовых процессов. Результаты НТП предъявляют к человеку возросшие требования, вынуждая работать на пределе психологических возможностей, часто в сложных ситуациях.
Классификация физической работы по тяжести. Классификация умственного по напряженности.
Умственный труд, разновидности умственного труда.
Психологические основы профессиографии
Труд – вид целенаправленной активности человека, осуществляемый в совместной деятельности, направленный на создание материальных и духовных благ.
|
Элементы труда:
1) Процесс труда
2) Предмет труда
3) Средства труда
4) Условия труда
5) Результат труда
Направление в трудовой деятельности закрепляется в понятии профессии. Профессия – необходимая для общества социально значимая и ограниченная в следствии разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать в замен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Профессии подразделяются на специальности. Специальность – комплекс приобретенных в результате профессионального преобразования, подготовки, процесса работы, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках профессии. Квалификация – уровень профессионального мастерства.
Профессиография – процесс изучения, характеристика и проектирования профессии, процесс изучения и проектирования профессии.
Признаки:
1) Субъект труда
2) Предмет труда, задача, орудие, условия труда.
Принципы::
1) Дифференцирование подхода к изучению профессиональной деятельности
На основе профессиографии строится профессиограмма.
Профессиограмма – документ, отображающий характеристику профессии, ее основы, задачи.
В профессиограмму входит психограмма.
Она описывает требования, предъявляемые к человеку (психические и физические качества).
Виды профессиограмм и основы их составления:
Классификация 1:
По цели (зачем создается):
1. Информационная – для проф.консультационной деятельности оптантов.
|
2. Диагностическая – используется для выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительной качества продукции, аварийность и травматизм.
3. Прогностическая – выработка рекомендаций по совершенствованию проф.деятельности. Проектирование проф.роста и карьеры.
А) Общая характеристика профессии
История и перспектива развития
Соц-эконом. Условия выпонения
Профессиональная среда
Б) Содержание и объем профессионального поля – совокупность трудовых действий, входящих в профессию.
В) Проф. образование, подготовка и повышение квалификации
Г) Профессиональная мобильность работника.
Д) оценка перспективности профессии – потенциал, актитвность…
4. Методологическая [А.М.1] – позволяет подбирать методы для исследования профессии, субъекта труда. Здесь описывается содержание деятельности субъекта труда (виды действий, их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональное проявление, виды помех, виды ошибок, брак, травмы, условия труда)
5. Образоватлеьно-ориентированная:
А) Паспорт профессии: Тип, отраслевая принадлежность, уровень образования, ступень квалификации, смежные специальности и профессии, социально-профессиональные ограничения.
Б) Подготовка кадров: где можно получить образование, сколько лет, какой уровень квалификации присваивается, перспективы проф.роста
В) Характеристика ведущей деятельности: функции, виды деятельности,типовые профессиональные задачи, профессиональные умения
Г) Требования к специалисту: профессиональная компетентность, качества, психофизиологические свойства
|
Д) Санитарно-гигиенические условия: режим, поощрения, условия, эстетика, расписание…
Классификация 2 (по мере общности)
1) Общая
2) Групповая
3) Монографическая
Дж. Холланд выделяет 6 профессионально ориентированных типов личности:
1) Реалистический – создание материальных ценностей, вещей, обслуживание тех.процессов и устройств.
2) Интеллектуальный – умственный труд.
3) Социальный тип – взаимодействие с социальной средой.
4) Конвенциальный – четко структурированная деятельность.
5) Предпринимательский тип – ориентирован на руководство людьми и бизнесом.
6) Художественный – ориентация на творчество.
Концепция профессий Климова.
1) По объекту труда
А) Человек – живая природа
Б) Человек – техника
В) Человек – человек
Г) Человек – знаковая система
Д) Человек – художественный образ
2) по признаку целей:
А) Гностические
Б) Преобразующие
В) Изыскательные
3) По признаку средств труда
А) Ручной труд
Б) Машинно-ручной труд
В) Связаны с применением автоматизированных систем управления
Г) Связаны с преобладанием функциональных средств труда
4) По условиям труда
А) Работа в условиях микроклимата
Б) На открытом воздухе
В) В необычных условиях (на высоте, под водой)
Г) В условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Тяжесть труда – фактически физиологическая стоимость работы. Величина определяется энерго затратами организма.
Признаки | Л 1 | Ср 2 | Т 3 | О.т. 4 |
Внешний показатель | ||||
Мощность внешней работы (Вт) | До 10 вт | 45+ | ||
Максимальная величина перемещаемого груза | До 5 кг | 6-10 | 11-30 | 30+ |
Величина статической нагрузки кг/сек | До 20 | 20-45 | До 90 | 90+ |
Рабочая поза/перемещение тела | Свободная | От 50 до 100 раз наклонов в среднем, хотьба до 4 км. | 100-300. 7км за смену | 300+, 15км |
Внутренние показатели | ||||
Энерго затраты | До 2,5 ккал | 2,5-4.1 ккал | 4.1-6 ккал | 6+ |
По частоте пульса (в покое 60-70) | До 80 | 80-100 | 100-120 | 120+ |
Потребление кислорода покой (0.2л в минуты) | До 0,5 | 0,8 | 1,5 | 1,5+ |
Группы труда по напряженности.
Умственный труд – заключается в переработке и анализе большого объема информации и, как следствие этого, мобилизации памяти, внимания, частота стрессовых ситуаций.
Типы:
1) Операторский труда – работа на машине
2) Управленческий
3) Творческий – нерегламентированность, периодическое эмоциональное перенапряжение.
4) Труд преподавателей и врачей
5) Труд учащихся
Д.з. профессиограмма конструктора
Профессионализация
Это социальное явление, обусловленное изменениями в содержании и характере труда, возникновение профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологии включения человека в профессиональную деятельность.
Это процесс становления человека как профессионала:
1) Выбор профессии
2) Освоение правил и норм профессии
3) Формирование и осознание себя, как профессионала
Аспекты профессиональной готовности
1) Мотивационный
2) Целевой (структурная и процессуальная сторона деятельности)
3) Регуляционный
4) Операциональный
Виды профессиональной компетентности:
1) Специальная
2) Социальная
3) Личностная
4) Индивидуальный
Стороны профессионального становления:
1) Операционно-техническая
2) Социальная
3) Индивидуально-личностная
Аспекты профессионализации:
1) Социализация
2) Форма развития личности
3) Часть жизненного пути
4) Специфическая форма активности
Найти концептуальную структуру профессионализации.
[А.М.1]Методы исследования труда.