Психологические основы профессиографии




Психофизиология профессиональной деятельности.

Психофизиологические основы построения профессий.

Объект – человек.

Предмет ПФПД – психофизиологические особенности, сопровождающие поведение человека, эффективную деятельность, свойственную профессионалу.

Делится на теоретическую и практическую.

Характеристика трудовой деятельности:

Трудовая деятельность – основа существования человека.

Показатели, характеризующие трудовую деятельность:

1) Эффективность труда

1.1 эффективность обучения – оценивают продолжительностью необходимой тренировки, для успешного выполнения задания. Считается, что 75% правильно решенных задач это норма.

1.2 Эффективность выполнения:

А) число правильных ответов при точности и скорости правильных ответов.

2) Продуктивность – чем выше эффективность +низкие энергетические затраты = высокая производительность

3) цена адаптации, физиологическая цена – затраты организма, необходимые для выполнения деятельности.

4) Успешность деятельности.

Любой труд протекает в реальной, конкретной среде. Любая среда характеризуется условиями:

1) условия труда

2) факторы зависимости работоспособности и здоровья человека.

 

Физиологические основы трудовых процессов. Результаты НТП предъявляют к человеку возросшие требования, вынуждая работать на пределе психологических возможностей, часто в сложных ситуациях.

 

Классификация физической работы по тяжести. Классификация умственного по напряженности.

Умственный труд, разновидности умственного труда.

Психологические основы профессиографии

Труд – вид целенаправленной активности человека, осуществляемый в совместной деятельности, направленный на создание материальных и духовных благ.

Элементы труда:

1) Процесс труда

2) Предмет труда

3) Средства труда

4) Условия труда

5) Результат труда

Направление в трудовой деятельности закрепляется в понятии профессии. Профессия – необходимая для общества социально значимая и ограниченная в следствии разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать в замен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Профессии подразделяются на специальности. Специальность – комплекс приобретенных в результате профессионального преобразования, подготовки, процесса работы, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках профессии. Квалификация – уровень профессионального мастерства.

Профессиография – процесс изучения, характеристика и проектирования профессии, процесс изучения и проектирования профессии.

Признаки:

1) Субъект труда

2) Предмет труда, задача, орудие, условия труда.

Принципы::

1) Дифференцирование подхода к изучению профессиональной деятельности

На основе профессиографии строится профессиограмма.

Профессиограмма – документ, отображающий характеристику профессии, ее основы, задачи.

В профессиограмму входит психограмма.

Она описывает требования, предъявляемые к человеку (психические и физические качества).

Виды профессиограмм и основы их составления:

Классификация 1:

По цели (зачем создается):

1. Информационная – для проф.консультационной деятельности оптантов.

2. Диагностическая – используется для выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительной качества продукции, аварийность и травматизм.

3. Прогностическая – выработка рекомендаций по совершенствованию проф.деятельности. Проектирование проф.роста и карьеры.

А) Общая характеристика профессии

История и перспектива развития

Соц-эконом. Условия выпонения

Профессиональная среда

Б) Содержание и объем профессионального поля – совокупность трудовых действий, входящих в профессию.

В) Проф. образование, подготовка и повышение квалификации

Г) Профессиональная мобильность работника.

Д) оценка перспективности профессии – потенциал, актитвность…

4. Методологическая [А.М.1] – позволяет подбирать методы для исследования профессии, субъекта труда. Здесь описывается содержание деятельности субъекта труда (виды действий, их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональное проявление, виды помех, виды ошибок, брак, травмы, условия труда)

5. Образоватлеьно-ориентированная:

А) Паспорт профессии: Тип, отраслевая принадлежность, уровень образования, ступень квалификации, смежные специальности и профессии, социально-профессиональные ограничения.

Б) Подготовка кадров: где можно получить образование, сколько лет, какой уровень квалификации присваивается, перспективы проф.роста

В) Характеристика ведущей деятельности: функции, виды деятельности,типовые профессиональные задачи, профессиональные умения

Г) Требования к специалисту: профессиональная компетентность, качества, психофизиологические свойства

Д) Санитарно-гигиенические условия: режим, поощрения, условия, эстетика, расписание…

Классификация 2 (по мере общности)

1) Общая

2) Групповая

3) Монографическая

Дж. Холланд выделяет 6 профессионально ориентированных типов личности:

1) Реалистический – создание материальных ценностей, вещей, обслуживание тех.процессов и устройств.

2) Интеллектуальный – умственный труд.

3) Социальный тип – взаимодействие с социальной средой.

4) Конвенциальный – четко структурированная деятельность.

5) Предпринимательский тип – ориентирован на руководство людьми и бизнесом.

6) Художественный – ориентация на творчество.

Концепция профессий Климова.

1) По объекту труда

А) Человек – живая природа

Б) Человек – техника

В) Человек – человек

Г) Человек – знаковая система

Д) Человек – художественный образ

2) по признаку целей:

А) Гностические

Б) Преобразующие

В) Изыскательные

3) По признаку средств труда

А) Ручной труд

Б) Машинно-ручной труд

В) Связаны с применением автоматизированных систем управления

Г) Связаны с преобладанием функциональных средств труда

4) По условиям труда

А) Работа в условиях микроклимата

Б) На открытом воздухе

В) В необычных условиях (на высоте, под водой)

Г) В условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.

Тяжесть труда – фактически физиологическая стоимость работы. Величина определяется энерго затратами организма.

Признаки Л 1 Ср 2 Т 3 О.т. 4
Внешний показатель
Мощность внешней работы (Вт) До 10 вт     45+
Максимальная величина перемещаемого груза До 5 кг 6-10 11-30 30+
Величина статической нагрузки кг/сек До 20 20-45 До 90 90+
Рабочая поза/перемещение тела Свободная От 50 до 100 раз наклонов в среднем, хотьба до 4 км. 100-300. 7км за смену 300+, 15км
Внутренние показатели
Энерго затраты До 2,5 ккал 2,5-4.1 ккал 4.1-6 ккал 6+
По частоте пульса (в покое 60-70) До 80 80-100 100-120 120+
Потребление кислорода покой (0.2л в минуты) До 0,5 0,8 1,5 1,5+
         

Группы труда по напряженности.

Умственный труд – заключается в переработке и анализе большого объема информации и, как следствие этого, мобилизации памяти, внимания, частота стрессовых ситуаций.

Типы:

1) Операторский труда – работа на машине

2) Управленческий

3) Творческий – нерегламентированность, периодическое эмоциональное перенапряжение.

4) Труд преподавателей и врачей

5) Труд учащихся

Д.з. профессиограмма конструктора

 

Профессионализация

Это социальное явление, обусловленное изменениями в содержании и характере труда, возникновение профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологии включения человека в профессиональную деятельность.

Это процесс становления человека как профессионала:

1) Выбор профессии

2) Освоение правил и норм профессии

3) Формирование и осознание себя, как профессионала

Аспекты профессиональной готовности

1) Мотивационный

2) Целевой (структурная и процессуальная сторона деятельности)

3) Регуляционный

4) Операциональный

Виды профессиональной компетентности:

1) Специальная

2) Социальная

3) Личностная

4) Индивидуальный

Стороны профессионального становления:

1) Операционно-техническая

2) Социальная

3) Индивидуально-личностная

Аспекты профессионализации:

1) Социализация

2) Форма развития личности

3) Часть жизненного пути

4) Специфическая форма активности

Найти концептуальную структуру профессионализации.

[А.М.1]Методы исследования труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: