Работа с суждением историка





Тренинг по теме «Россия в 1601-1618 гг. Смутное время»

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/п Событие Дата
1. Восстание И. Болотникова
2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию
3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию
4. Второе ополчение 1611-16012
5. Избрание Михаила Романова на царство
6. Неурожай и голод 1601-1603
7. Первое ополчение Февраль-март 1611
8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска 1610-1613.(1611)
9. Поход Владислава и Деулинское перемирие
10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол
11. Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского
12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I
13. Столбовской мир

 

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?  
1. Борис Годунов 1598-1605 правитель 1. 1597 урочные лета 2. 1589 учреждение патриаршества
2. Лжедмитрий I 1604-1606 Захватчик русского престола 1. 2.
3. Василий Шуйский 1606-1610 правитель 1. подавление восстания болотникова 1606-1607 2. 1609 договор со швецией
4. Иван Болотников 1606-1607 Предводитель восстания 1. 1606 поход на москву
5. Прокопий Ляпунов     1. 2.
6. Лжедмитрий II 1608-1610 Захватчик престола 1. 1608 поход на москву
7. Сигизмунд III Польский король   1. сентябрь 16010 польские войска впущены в москву 2. 1611 поляки овладели смоленском
8. Владислав Сын польского короля   1. 2.
9. М.В. Скопин-Шуйский 1586-16010 Государственный деятель 1. 2.
10. Марина Мнишек 1588 - 1614 Русская царица 1. 1606 свадьба с лжедмитрием 1 2. 1608 венчание с лдедмитрием 2 3.
11. Гермоген 1606-1612 Русский патриарх 1.
12. Козьма Минин 1611-1612 Руководитель ополчения 1. 2. нижегородское ополчение
13. Дмитрий Пожарский 1611-1612 Руководитель ополчения 1. нижегородское
14. Михаил Романов 1613-1645   1.

Работа со схемой

Заполните схему. Марина Мнишек1.Лжедмитрий1 2.Лжедмитрий2

Работа с картой

Найдите на карте:

1) маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопин-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;

2) территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;

3) города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

 

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Смутное время _____взятое из исторических сказаний название периода в русской истории с 1598-1613________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

 

Работа с источниками

Определите, о ком идет речь в отрывках, расставьте их в хронологической последовательности.

А. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».

Б. «И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».Лжедмитрий1

В. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру».Лжедмитрий 1

Г. «Боляре же и началницы Московского царства, вкупе же и весь народ, обещание даша царице: да служат ей и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша быти и разыдошася в домы своя. Царь же погребен бысть честно в пречестнем храме архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».

Д. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того… внезапу случися ему смерть и пад… И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начаша воинскии людие умы своими колебатися».

Е. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить ________ . Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»Убийство Лжедмитрия 1

 

___→___→___→___→___→___

Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идет речь? Какие точки зрения на причины этого явления вы знаете?

«Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах».Начало смуты

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

 

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

 

Какой ряд дат отражает события во взаимоотношениях России со Швецией?Ответ-4

 

 

1604 г., 1606 г.
1605 г., 1612 г.
1607 г., 1618 г.
1609 г., 1617 г.

 

 

Прозвище «Тушинский вор» получил .Ответ 2

 

Лжедмитрий I
Лжедмитрий II
И. Болотников
Василий Шуйский

 

 

Михаил Романов был избран на царство…ответ-2

 

«Советом всей земли»
Земским собором
Боярской думой
патриархом

 

 

Падению авторитета Бориса Годунова в начале XVII в. способствовал(о) ответ- 4

 

принадлежность в прошлом к опричнине
сведения о низком происхождении
поражение в войне со Швецией
голод и неурожай

 

 

 

Открытая польская интервенция началась непосредственно после. ответ-2

 

убийства Лжедмитрия I и избиения поляков в Москве
заключения Василием Шуйским союза со Швецией
прихода к власти Лжедмитрия I
смерти Бориса Годунова

 

 

Одним из руководителей Первого ополчения был. Ответ - 3

 

Михаил Скопин-Шуйский
Дмитрий Пожарский
Прокопий Ляпунов
Григорий Отрепьев

 

 

Движение под руководством И. Болотникова в исторической литературе иногда характеризуется как . Ответ - 4

 

национально-освободительное движение
антимонархическое восстание
демократическое движение
крестьянская война

 

 

При «семибоярщине». Ответ-4

 

был заключен союз России со Швецией
И. Болотников потерпел поражение
образовался Тушинский лагерь
поляки вошли в Москву

 

 

Деулинское перемирие. Ответ - 2

 

фиксировало отказ Владислава от претензий на русскую корону
оставляло Польше Смоленск и ряд других русских земель
закрепляло зависимость России от Речи Посполитой
лишало Россию выхода к Балтийскому морю

 

 

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.

«Ян Сапега двинулся на север и привел к Троице-Сергиевому монастырю 15 тысяч польских ратников с десятками осадных орудий. За сте­нами монастыря оборону держали крестьяне из окрестных сел, местные иноки и монас­тырские слуги – всего около 2200–2400 человек. Большая часть их впервые взяла в руки оружие… [Но] беспрерывный грохот осадных орудий и многочисленные штурмы не сломи­ли осажденных – натиск поляков был сильным, но мужество защитников оказалось сильнее».

 

1605-1606 1608-1610 1611-1612 1617-1618

 

 

Даты 1605, 1606, 1610 г. относятся к. ответ - 4

 

организации народных ополчений
появлению новых самозванцев
договорам России с Польшей
смене власти в Москве

 

 

С призывом решительно бороться с захватившими Москву поляками выступил патриарх. Ответ - 2

 

Филарет
Гермоген
Игнатий
Иов

 

 

Какие социальные силы составили основу Второго ополчения? Ответ -

 

бояре и дворяне
дворяне и казаки
посадские люди и крестьяне
дворяне и посадские люди

 

 

Лжедмитрий I . ответ - 1

 

пытался распространить западные обычаи
отдал часть русских земель Речи Посполитой
правил с помощью массового террора
уничтожил Боярскую думу

 

 

Одна из причин Смутного времени.Ответ - 3

 

падение авторитета Русской православной церкви
таинственная смерть царевича Дмитрия
прекращение правящей династии
появление самозванцев

 

 

Какие из перечисленных населенных пунктов имеют прямое отношение движению под руководством И. Болотникова? Ответ - 4

 

А Троице-Сергиев монастырь
Б Тушино
В Тула
Г Коломенское
Д Смоленск
Е Калуга

 

Укажите верный ответ.

 

АБД АДЕ АВД ВГЕ

 

 

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите дату событий, о которых идет речь.

«В Ярославле сформировали «Совет всей земли», свои приказы… Оскудевшие дворяне наделялись новыми поместьями. Регулярно собирались налоги. Устроили даже собственный Двор, учредили новый герб (все самозванцы использовали прежний герб – двуглавого орла). Большая земская печать имела изображение «двух львов стоячих», а меньшая дворцовая печать – льва одинокого». Ответ = 4

 

1607 г. 1610 г. 1612 г. 1618 г.

 

 

Пример героической обороны от интервентов в годы Смуты дал город. Ответ - 3

 

Нижний Новгород
Новгород Великий
Смоленск
Тула

 

 

Земский собор 1613 г. уникален тем, что. Ответ-

 

в нем участвовали представители черносошных крестьян
на нем отсутствовали члены Боярской думы
это единственный собор, избравший царя
он собрался не в Москве

 

 

Бояре согласились пригласить королевича Владислава на русский престол при условии.Ответ - 4

 

возвращения России ранее захваченных поляками русских земель
объединения России и Речи Посполитой в одно государство
совместной борьбы против Швеции
принятия им православия

 

 

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. _Ответ:ГВБА_________________

А) битва при Клушино

Б) поход королевича Владислава

В) вступление в Москву Лжедмитрия I

Г) восстание Хлопка

B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Религиозный деятель Факт биографии
  1. Гермоген А. Участник обороны Троице-Сергиева монастыря
  2. Филарет Б. Первый русский патриарх
  3. Иов В. Провозглашен патриархом в Тушине
  4. Авраамий (Палицын) Г. Убит сподвижниками И. Болотникова
    Д. Заморен поляками голодом

Ответ- 1-А

B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, о котором идет речь.

«То, что пережил [он] – жизнь с казаками, годы невольничества в Турции, освобождение из плена, скитания по Европе, – закалило его и обогатило его жизненный опыт. Именно в эти годы [он] прошел путь, превративший его… в вождя народного восстания».

________________________Ответ: Иван Болотников_

B4. Установите соответствие между историческим деятелем и его сословной принадлежностью. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Сословие
  1. К. Минин А. Титулованная аристократия
  2. Д. Пожарский Б. Дворянство
  3. П. Ляпунов В. Черносошное крестьянство
  4. И. Болотников Г. Посадские люди
    Д. Холопы

Ответ-1-А,2-Г,3-Б,4-Д

B5. Прочтите обращение и напишите фамилию его автора.

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником».

______________________

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов [доносов] ложных мне, великому государю, не слушати».

C1. Что это за документ, кто его автор, когда он был принят? Указ об урочных летах,борис годунов,1597.

C2. Почему был принят этот документ? Для введения срока о розыске крестьян

C3. В чем уникальность данного документа?

 





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.044 с.