Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности




Тема 10.

1. Проблемы информационного обеспечения в судебной экспертизе

 

Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности

2. Информатизация судебно-экспертной деятельности имеет в современных условиях огромное значение. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация делится на общедоступную и ограниченного доступа, т.е. такую, доступ к которой ограничен федеральными законами. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона об информации).

3. Не может быть ограничен доступ:

к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

информации о состоянии окружающей среды;

информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является обязательным.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ст. 9 Закона об информации).

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст. 10 Закона об информации).

4. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения информация согласно ст. 5 указанного Закона подразделяется:

на информацию, свободно распространяемую;

информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Разнообразная по формам и содержанию судебно-экспертная деятельность невозможна без привлечения многообразных информационных ресурсов — документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Под информационной системой законодатель понимает совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Закона об информации). Ресурсы научно-технической информации представляют собой документированную научно-техническую информацию, организованную в справочно-информационные фонды, базы научно-технических данных. Информационные технологии могут пониматься и как совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая программные средства и регламентированный порядок их применения

5. Информационное обеспечение судебной экспертизы включает разнообразные информационные технологии, которые законодатель определяет как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, необходимых в данном случае для решения судебно-экспертных задач (ст. 39 ФЗ ГСЭД).

Согласно ст. 3 Закона об информации правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

6. Указанные принципы в полной мере относятся и к правовому регулированию отношений, связанных с организацией движения информационных потоков в судебно-экспертной деятельности. При этом в качестве средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий могут пониматься программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

7. Общие принципы информационного обеспечения деятельности судебного эксперта подразделяются на три группы: 1) принципы отбора информации и формирования информационного ресурса; 2) принципы создания системы информационного обеспечения; 3) принципы функционирования системы информационного обеспечения при решении конкретной судебно-экспертной задачи. Не менее важной сферой информа­ционного обеспечения судебно-экспертной деятельности является автоматизация ее организационно-управленческой составляющей.

К принципам отбора информации и формирования информационного ресурса относят принципы достоверности, актуальности (своевременности), необходимой достаточности и полноты.

Принципы отбора информации необходимы для устранения избыточности используемых сведений и отбраковки устаревших или несовременных данных. Информация должна собираться с помощью надежных методов из достоверных источников и не искажаться в процессе ее передачи и хранения.

При формировании информационного ресурса собираемые данные должны отвечать современному уровню развития науки и техники и не быть устаревшими. Тем самым обеспечивается актуальность получаемых сведений и их необходимая достаточность, исключающая избыточность, затрудняющую пользование информационным ресурсом.

Полнота информации означает, что должны собираться, храниться и использоваться все необходимые сведения.

К принципам создания системы информационного обеспечения относятся: простота, открытость, интерактивность, структурность, функциональная распределенность, интеграция, защита, автоматизация.

Информационная система, используемая для обеспечения судебно-экспертной деятельности, представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационная система может включать в качестве объектов информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для конкретного информационного процесса, осуществляемого в ходе решения задач судебно-экспертной деятельности. Общим принципом работы такой системы является ее простота — система должна быть удобна и проста в использовании.

Принцип открытости означает возможность пополнения системы новыми данными и коррекции уже имеющихся в соответствии с изменяющимися информационными возможностями и растущими потребностями пользователя.

Информационная система может включать большие и сложные базы данных и базы знаний и обеспечивать информацией пользователей из нескольких экспертных подразделений или организаций. Поэтому система информационного обеспечения должна, с одной стороны, отвечать принципу распределения информации в соответствии с решаемыми задачами, а с дру­гой — легко интегрироваться в единую информационную систему, объединенную единым объектом.

Существуют информационно-поисковые системы, в которых поиск и отбор информации осуществляется по заданным в запросе признакам или условиям, и информационно-справочные системы, работающие в диалоговом режиме, обеспечивая пользователей сведениями справочного характера. Для оптимизации процесса поиска и обработки необходимой информации система должна позволять пользователю в диалоговом режиме корректировать правильность запроса, уточнять и конкретизировать поисковое задание. Поэтому одним из существенных принципов создания системы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности является ее интерактивность.

Принцип структурной организации информационного обеспечения подразумевает распределение информации с учетом ее классификации по функциональным задачам, классам, родам, видам и подвидам.

В силу большого разнообразия экспертных задач информационное обеспечение экспертной деятельности требует разработки и конструирования системных комплексов и создания автономных подсистем, определяемых классом решаемых задач.

Интерактивность информационной системы позволяет получить максимально соответствующий запросу пользователя ответ, что важно для определения точности и полноты запрашиваемой информации.

Важным для функционирования системы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности является принцип, обеспечивающий, с одной стороны, сохранность и доступность информации, с другой — защиту от несанкционированного доступа, копирования, уничтожения или изменения, а также предотвращение утечки информации по техническим каналам. Особые требования должны предъявляться к использованию в судебно-экспертной деятельности информационно-телекоммуникационных сетей — технологических систем, предназначенных для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Закона об информации).

Меры защиты информационных ресурсов должны также предохранять от случайного уничтожения и изменения информации самим пользователем. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (ст. 9 Закона об информации).

Учитывая большой объем информации, хранимой и обрабатываемой в информационных системах, не менее значимым для эффективной работы системы информационного обеспечения является принцип автоматизации процесса накопления, пополнения, обновления, обработки и выдачи информации пользователю. Необходимость автоматизации в современных условиях определяется тем, что объектами экспертного исследования становятся разнообразные материалы, вещества и изделия, которые характеризуются множеством свойств и признаков. Таким образом, объем информации об исследуемых объектах стремительно увеличивается. Кроме того, современные экспертные методики базируются на применении различных современных автоматизированных систем и комплексов, позволяющих получать и обрабатывать на компьютере необходимую эксперту информацию об исследуемом объекте.

К принципам функционирования системы информационного обеспечения относятся принципы оперативной пополняемости, эффективной скорости обработки данных, максимальной адекватности ответа запросу, защиты информации.

В соответствии с первым принципом информационный ресурс системы должен своевременно и оперативно пополняться для обеспечения полноты и достоверности выдаваемой информации.

Принцип эффективной скорости обработки данных обеспечивает требуемую пользователю скорость обработки запроса, поиска необходимой информации и ее выдачи. При создании банка данных информационной системы наибольшие сложности возникают при вводе информации, поэтому необходимо предусмотреть возможность многократного пользования банком данных при их однократном вводе.

8. В информатизации судебно-экспертной деятельности выделяются два базовых направления: использование современных информационных теорий для решения судебно-экспертных задач и совершенствование информационных процессов и технологий, в том числе компьютеризация деятельности.

В последнее время при исследовании обстановки места происшествия или вещественных доказательств, изучении следственной или оперативной ситуации делаются попытки использования современных научных подходов и теорий, например системного подхода или теории игр. Системный подход предполагает всестороннее исследование объектов, процессов и взаимосвязей между ними. При таком подходе собранная информация будет наиболее полной и, следовательно, более объективной. Процесс принятия решения состоит из нескольких этапов: построение моделей объектов, сцен, процессов; анализ ситуаций на основе построенных моделей; прогнозирование изменения сцен и ситуаций.

Все большее распространение в судебно-экспертной деятельности получает метод трехмерного моделирования объектов, в основе которого лежит построение трехмерной модели и ее использование в исследованиях. В основном данный метод применяется для реконструкции объектов экспертиз и создания трехмерного субъективного портрета. В трасологии и исследовании изображений трехмерная модель может использоваться при проведении идентификационных исследований.

Общие закономерности использования информационных теорий в судебно-экспертной деятельности сводятся к повышению объективности проводимых исследований и точности получаемых при этом результатов, расширению возможности формализации понятий и задач, логического обоснования выводов. Полное исследование объекта познания предполагает изучение не только качественных, но и количественных и структурных характеристик, а также его функциональных связей с другими объектами.

Информационный процесс включает сбор, накопление и передачу, обработку и анализ информации. Для сбора информации при производстве судебной экспертизы могут применяться разнообразные компьютеризированные комплексы, способствующие повышению точности результатов экспертиз, упрощению действий эксперта и сокращению времени передачи и получения информации, увеличению объемов для хранения и архивации информационных ресурсов.

Для накопления информации в судебно-экспертной деятельности используются несколько способов: личный опыт, информационные системы. Долгое время первый способ накопления был основным, а информационные системы использовались для ведения учетов, картотек и натурных коллекций.

В настоящее время накопленная информация систематизируется. За счет современных технических средств коммуникации обеспечивается удаленный доступ к ней. Время поиска информации сокращается за счет автоматизации. В качестве универсальных носителей информации можно выбрать электронные носители, основным преимуществом которых является возможность хранения большого объема разнородной информации длительное время при низкой стоимости.

Очень важна проблема систематизации информации, изучения ранее накопленной и вновь создаваемой. Систематизация накопленной информации и объединение знаний из различных областей может осуществляться с помощью вспомогательных информационных систем.

Использование информационных технологий в судебно-экспертной деятельности определяется не только спецификой этой деятельности, но и возможностью автоматизации тех процессов, которые ранее выполнялись «вручную», что позволяет облегчить решение многих задач, экономить время и объективизировать результаты экспертного исследования.

 

Использование справочно-вспомогательных учетов, натурных коллекций, эталонов, картотек, атласов, баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности

В СЭУ правоохранительных органов России сформированы так называемые справочно-информационные фонды (СИФ), которые представляют собой натурные коллекции объектов и описания объектов. Они построены применительно к конкретным родам экспертиз, объектам или методам экспертного исследования. Большинство из них реализованы на базе компьютерной техники и по существу выполняют функцию автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

В СЭУ органов внутренних дел СИФ входят в состав справочно-вспомогательных учетов, которые, в свою очередь, в соответствии с нормативными актами МВД России являются частью системы криминалистической регистрации.

9. Система криминалистической регистрации складывается из подсистем, называемых криминалистическими учетами, которые отличаются друг от друга регистрируемыми данными, а также способами и формами их сосредоточения и систематизации. Классификация учетов производится по их целевому назначению и особенностям регистрируемых объектов. Выделяют:

оперативно-справочные учеты, для ведения которых не требуется специальных знаний, поскольку объекты учетов, как правило, имеют причинно-следственную связь с событием преступления, но обладают внешне очевидными, зрительно воспринимаемыми регистрационными признаками;

криминалистические учеты — обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных знаний;

справочно-вспомогательные учеты — не имеют причинно-следственной связи с событием преступления, регистрационные признаки объектов выявляются зрительно и с помощью специальных исследований. Это обычно образцы предметов, материалов, веществ, следы которых чаще всего обнаруживаются на местах происшествий.

Учеты обычно именуются по видам регистрируемых объектов.

От вида криминалистического учета следует отличать форму учета, т.е. способ накопления регистрируемой информации. Наиболее распространенными формами учета являются: картотеки, коллекции, альбомы, аудио- и видеозаписи, компьютерные базы данных, а также смешанные, например компьютерная база данных, оформленная в виде автоматизированной картотеки, или коллекция, пояснения для которой составлены в виде картотеки, и др.

Для ведения системы криминалистической регистрации используются различные способы фиксации информации:

описательный — алфавитный, по признакам внешности, по способу совершения преступления и др.;

изобразительный (изображение вещей и предметов) — слепки, дактилоскопические карты, фотоснимки, микрокарты, микрофиши, реплики и проч.;

коллекционный (сбор натурных коллекций объектов, — оригиналов и сравнительных образцов) - вещества, материалы, изделия, орудия и следы преступлений и др.;

графический — схемы, чертежи, профилограммы, хроматограммы, спектрограммы, рентгенограммы и др.

В зависимости от названных способов определяются средства и методы фиксации криминалистической информации от простейших, например средства письма, к более сложным -фотосъемка, микрофильмирование, дактилоскопирование и, наконец, до сложнейших физико-химических методов.

Накопление и использование криминалистически значимой информации системой криминалистической регистрации непосредственно не предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Однако общей правовой основой криминалистической регистрации являются ст. 5 (п. 38), 21, 202 УПК РФ, ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 10, 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», ФЗ ГСЭД.

Процедура сбора учетных материалов детально регламентируется подзаконными актами - приказами и инструкциями МВД России. Эти акты определяют назначение каждого вида учета, круг объектов, подлежащих учету, порядок ведения учета, правила сбора, хранения и использования сведений об объектах регистрации.

Юридическими основаниями для регистрации отдельных лиц являются:

постановление следователя или дознавателя об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

приговор или определение суда;

постановление об объявлении лица в федеральный розыск;

протокол задержания подозреваемого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: