Себестоимости продукции.




Тема 8. Анализ себестоимости продукции.

1. Цели, задачи и информационная база анализа себестоимости продукции (рентабельность отдельных видов продукции).

2. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат.

3. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям затрат.

4. Анализ затрат на 1 грн. реализованной продукции.

5. Анализ себестоимости отдельных изделий.

6. Пути снижения себестоимости продукции.

 

Цели, задачи и информационная база анализа

себестоимости продукции.

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности исполь­зования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

· объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

· исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

· обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

· выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

При анализе себестоимости продукции выполняются следующие аналитические процедуры:

изучение динамики общих затрат на производство (реализацию) продукции, затрат на 1 грн. реализованной (произведенной) продукции, себестоимости важнейших видов продукции;

выявление важнейших факторов, оказывающих влияние на себестоимость;

определение влияния факторов на изменение себестоимости (факторный анализ);

поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

Источниками информации при проведении анализа себестоимости продукции являются: статистическая отчетность: «Отчет об основных показателях деятельности предприятия за год», в котором отражается величина и состав операционных затрат на производство по элементам затрат; финансовая отчетность: «Отчет о финансовых результатах», в котором отражается себестоимость реализованной продукции, прочие операционные расходы, а также состав затрат по элементам; внутренняя управленческая информация: калькуляция себестоимости отдельных видов изделий, смета затрат на производство продукции, смета комплексных статей затрат и др.

Важнейшим финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, рентабельность. При определении рентабельности продукции в целом и рентабельности отдельных ее видов используются показатели общих затрат и затрат по видам изделий. Так, рентабельность отдельных видов изделий определяется по формуле:

Р = или Р = ,

Где Ц – отпускная цена единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции.

В свою очередь, рентабельность произведенной и реализованной продукции рассчитывается по формуле:

Рпр = ,

Где Выр. – выручка от реализованной продукции, работ, услуг; С –себестоимость произведенной и реализованной продукции.


2. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат.

Группировка производственных затрат по экономическим элементам является одной из наиболее распространенных. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов расходов в целом по предприятию за определенный период времени без распределения их на отдельные виды продукции и другие общепроизводственные нужды независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

В соответствии с ПСБУ 16 «Расходы» выделяют следующие элементы затрат:

1 Материальные затраты;

2 Затраты на оплату труда;

3 Отчисления и социальные мероприятия;

4 Амортизация;

5 Другие расхо ды.

Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов.

Анализ затрат по элементам начинается прежде всего с оценки структуры затрат, которая позволяет определить характер производства (фондоемкое, трудоемкое, материалоемкое) и наметить возможные направления поиска резервов снижения себестоимости в зависимости от характера производства.

Пример: на основании имеющейся информации о затратах по элементам, дать оценку структуры затрат на производство и наметить основные направления снижения затрат.

Анализ затрат по элементам.

Элементы затрат За прошлый год По плану на отчетный год Фактически за отчетный год Изменение фактических удел. весов по сравнению
сумма, тыс.грн. удел. вес, % сумма, тыс.грн. удел. вес, % сумма, тыс.грн. удел. вес, % с прошлым годом, % (гр.6-гр.2) с планом, % (гр.6-гр.4)
                 
                 
Материальные затраты   29,6%   31,3%   30,4% +0,8% -0,9%
Затраты на оплату труда   25,5%   28,2%   27,8% +2,3% -0,4%
Отчисления на социальные нужды   11,6%   10,7%   10,2% -1,5% -0,5%
Амортизация основных фондов   10,2%   8,6%   8,6% -1,6% -0,0%
Прочие затраты   23,1%   21,2%   23,1% -0,1% +1,8%
Итого:   100%   100%   100%    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: