основных этапов изучения техники на примере броска.




Принципы КСР

(лекция 1)

1. Дзю-ёку гоо сэй суру (мягкость преодолеет силу и злобу)

Каждый принцип КСР имеет несколько уровней понимания.

Принцип Дзю, который сформулирован выше, имеет их 5.

Мы рассмотрим тут 3 из них.

Уровень 1.

На низшем уровне понимания принцип Дзю говорит нам о том, что в любой сложной ситуации нужно действовать гибко, стараться применять минимум усилий, удерживать сознание от агрессии, попросту не злиться. Это и понятно, ведь эмоции мешают адекватно воспринимать происходящее. Если мы применяем это к поединку, то первый урок для новичка: не стремись «заломать» соперника, экономь силы, не суетись, не горячись.

Уровень 2.

На следующем уровне принцип Дзю можно понимать чисто механически: если соперник прикладывает ко мне силу 2х, а я обладаю силой 1х, то есть в 2 раза меньшей, то перенаправляя свои усилия в направлении приложения сил соперника (складывая вектора), я увеличиваю свою силу до 3х за счет сил соперника. Так объяснял этот принцип Сихан Кано.

Необходимо сделать дополнение: силы должны быть приложены в правильном направлении, чтобы они не работали против меня.

Уровень 3.

И это приводит нас к следующему пониманию термина Дзю: не просто мягкость или податливость, а техника. Вообще в названии дзю-дзюцу используется слово Дзю как синоним техники – правильных способов применять силу. Имеются в виду способности нашего тела и разума выстраивать такие конструкции и механизмы, которые позволяют это делать. Тут мы видим, что принцип Дзю перекликается с принципом Сэйрёку Дзэнъё (правильного применения силы). О нем мы поговорим отдельно.

В чем же на практике польза 3 уровня принципа Дзю?

Зная, как, и умея правильно выстроить конструкции (причем не только своего тела, но и в единой системе с телом соперника), в определенной последовательности изменяя их, мы можем направить общие силы обоих в правильном направлении, необходимом нам. Что может привести к достижению преимущества над соперником и даже к победе.

Теперь мы можем перейти к правильной последовательности действий. Она описывается другим принципом – Ицуцу-но ёсо (Пять элементов).

 

2. Ицуцу-но ёсо (принцип последовательности пяти элементов)

Имеется в виду (на первом уровне понимания, на котором мы и остановимся) правильная последовательность элементов технического действия в поединке.

Он звучит так: «Для наиболее эффективного применения силы каждое техническое взаимодействие с противником должно состоят из пяти элементов и их последовательность не должна нарушаться».

Это также очень важный для обучения новичков принцип. Проще всего изучать его на примере бросков.

Первый элемент это каващи – уход с линии атаки определенным образом.

Второй элемент это кудзущи – «расшатывание» или выведение из равновесия. В КСР особое внимание уделяется Ко-кудзущи, т.е.минимальному «расшатыванию».

Далее – цукури. Это правильно расположение относительно соперника для завершения атаки (контратаки).

Следующее действие – какэ, или бросок, сбрасывание. Нужно оговориться, что в случае расположения соперника в положении лежа до начала приёма этот элемент естественно не нужен. В данном случае мы не имеем в виду броски, но другие технические действия.

И заключительный элемент – катамэ или контроль. Чаще всего это один из приёмов катамэ-вадза, но может быть и иное действие.

Принцип Ицуцу-но ёсо говорит о том, что при выполнении техники нельзя пренебрегать этими элементами, а также нарушать их последовательность.

 

В заключение хочу сказать, что каждый элемент также раскрывается как «самостоятельный» принцип.

Например, Цукури можно вообще рассматривать не только как основную стратегию поединка, но и как цель любого технического действия.

В дальнейшем, я думаю, мы подробнее сможем рассмотреть каждый из пяти элементов как принцип.

 

(Лекция 2)

 

Принцип Дзю (4-й уровень понимания)

 

Теперь мы можем вернуться к принципу «мягкости».

Очень часто хороший инструктор повторяет ученикам, что надо расслабиться. Но в большинстве случаев имеется в виду физическое расслабление. Когда мышцы находятся в ненапряженносм состоянии, положение тела естественное (принцип Щидзэн). В этом случае: 1. Скорость реакции выше, 2. Нет лишнего расходования энергии (принцип Сэйрёку Дзэнъё). В случае максимальной расслабленности при проведении технических действий энергия (ки) течет свободно, плавно (принцип Ки-но нагарэ). Мы сравниваем технические действия в поединке с бытовыми действиями, например с вождением машины. Руки на руле, а также при переключении передач должны быть расслаблены, ноги на педалях также. Иначе будет проблематично добиться нормального вождения. Позиция тела за рулем также должна быть естественной: наклоны создают лишнее напряжение и мешают управлению. Вертикальное расположение позвоночного столба – наиболее удобно.

Также и в других областях деятельности. Примеры можете придумать сами, их тысячи.

Но более важно – расслабление внутреннее, успокоение мыслей (принцип Му-син – «пустой ум»). Это то, чего мы пробуем достичь в начале и конце тренировки, практикуя Моксо.

И вот последнее – самое трудное. Расслабиться внутренне (в сознании) невозможно без внешнего расслабления. Это взаимосвязанные вещи. В спорте больше всего мешает так называемый настрой на победу. Боец думает о победе, а значит, боится поражения. Этот скрытый, зачастую неосознаваемый страх мешает ему адекватно реагировать на ситуацию. Что и приводит к поражению. Очень опытные бойцы самостоятельно учатся достигать состояния мусин, просто участвуя в тысячах поединков. Но не все. Некоторые так и не могут избавиться от желания победить, которое мешает вести поединок. К сожалению, практикующие воинские искусства и единоборства вне спортивных состязаний не могут получить такого огромного опыта боев. В реальности после первого или второго выигранного поединка его победитель попадает под одну из статей УК. Особенно в наше время тотального слежения камерами.

Так что остается учиться расслабляться на тренировках и в быту.

 

3. ПРИНЦИП МЭЦКЭ

Это принцип контроля взглядом

Уровень 1.

При проведении техники, в том числе всех её элементов, начиная с каващи (ухода с линии атаки), мы должны видеть соперника. Причем не боковым зрением, а как можно прямее. И понятно, что это не только для того, чтобы вовремя заметить действия соперника. Это очень важно для правильного расположения (цукури), правильного применения силы (сэйрёку дзэнъё).

Когда мы направляем голову на соперника, непроизвольно разворачивается к нему все тело, что создает крепкую конструкцию. Тут надо сказать о принципе рамы, когда бедра и плечи связаны в меру напряженным животом, а голова не развернута. Практическое применение принципа Мэцкэ заключается в том, например, чтобы держать эту раму фронтально развернутой к противнику при выполнении приема. Тогда противник будет всегда находиться в т.н. «треугольнике силы» (принцип Сангаку). Заодно можем упомянуть о Сангаку первого уровня: соединенные перед собой руки образуют этот «треугольник силы». Всё, что выходит за рамки треугольника, то имеет преимущество в силе. Просто объяснить применение этого принципа на примере броска ущиро-отощи. Если взгляд, а также корпус будет направлен на соперника во время входа на бросок, то выполнить его будет гораздо легче, чем при неправильном выполнении, когда взгляд направлен вниз и в сторону – в точку предполагаемого падения. Тут есть очень важное и принципиальное отличие техники традиционного дзюдо и КСР от техники современного самбо-дзюдо, где учат отворачиваться от соперника в сторону направления броска.

Сложнее применять Мэцкэ при бросках с «подворотом», таких как сэой-нагэ, кощи-нагэ, маэ-отощи и др. Тут невозможно сохранять фронтальное расположение к сопернику. Но необходимо всегда его видеть. Мэцкэ – это максимально возможный зрительный контроль в любой ситуации. Как только мы теряем соперника из виду при выполнении приема, нужно сразу же разворачиваться к нему с другим техническим действием. Например: сэой-нагэ – ащи-дори, и т.п. Потеря соперника из поля зрения означает, что он находится в лучшем положении, чем вы (принцип цукури) и его приложение сил будет более эффективным, чем ваше.

Мэцкэ также очень важен в поединке без захвата, а особенно – с оружием.

 

4. Принцип Ко-кудзущи

«Малое» расшатывание. Оно очень связано с кистевой работой. Мы применяем запястье не только для проведения удушающих, болевых контролей и освобождений от захватов, но также при выведении из равновесия. Секрет заключается в том, что малый рычаг позволяет приложить очень большое усилие в очень короткий промежуток времени, почти мгновенно. В таком кудзущи соперник только начинает реагировать на это действие, но не успевает завершить реакцию – то есть не успевает защититься. Выполнить такое кудзущи можно, только применяя принцип Дзю на четвертом уровне, то есть максимально возможное в конкретной ситуации расслабление. Здесь есть отсылка к принципу «Атэ-моти инъё». Мы к нему вернемся позже и поговорим о применении его при ко-кудзущи. В связи с тем, что это воздействие очень короткое, его применяют, в основном, как комбинацию двух и более выведений из равновесия»: например, вперед-назад, вправо-влево. То есть на практике: если я хочу выполнить, скажем, ути-гари правой ногой, я дергаю соперника вправо-влево без промежутка и высекаю его левую ногу в момент переноса на нее веса тела соперника.

5. Принцип Гэнщо Суруэнщу

Это принцип уменьшающейся окружности. Если говорить просто, то на первом уровне понимания это стремление свести любое округлое движение почти в точку. Тут не только экономия сил, но и уменьшение времени действия не за счет скорости, а за счет траектории. Поясню на примерах.

Котэ-гаэщи можно выполнять в начале изучения с большой амплитудой, как в гяку-но ката. И иногда такое воздействие не только возможно, но даже предпочтительно. Но в большинстве случаев короткое движение позволяем провести этот прием эффективнее. Тут мы уменьшаем радиус вращения.

Или бросок уки-гощи. При обучении мы выполняем оборот на 270*. Мы вращаемся по дуге с малым радиусом, а противник вынужден вращаться вокруг нас по б0льшей дуге. Но в нагэ-но ката уки-гощи выполняется с поворотом всего на 90*. Теоретически можно и еще уменьшить этот угол при необходимом цукури. Тут мы видим пример сокращения траектории не за счет уменьшения радиуса, но за счет уменьшения длины самой дуги.

Итак, этот принцип в первом понимании говорит о том, что короткое движение предпочтительнее длинного. Именно так мы и поступаем, выполняя ко-кудзущи, о чем говорили выше.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

основных этапов изучения техники на примере броска.

1. Отработка формы броска без движения и сопротивления партнера

2. Отработка броска после атаки партнера без дальнейшего его движения и сопротивления

3. Отработка броска без движения партнера с сопротивлением

4. Отработка броска с сопротивлением партнера, когда он может выполнить для защиты только один шаг.

5. Отработка броска со свободно двигающимся, но не блокирующем партнере.

6. Отработка броска со свободно двигающемся и защищающемся партнере.

7. Отработка броска с контратакующим партнером

8. Отработка броска в свободном поединке.

 

 

Принцип Каващи – «Изменить угол атаки»

Принцип Кудзущи – «Нарушить баланс»

Принцип Цукури - «Занять выгодную позицию»

Принцип Какэ (бросок как удар о поверхность)

Принцип Катамэ – «Контролировать противника»

Принцип Дзанщин – «Дух воина», «Контролировать ситуацию»

Принцип Тэ-но ути

Принцип Атэ-моти инъё

Принцип Сангаку

6. Принцип Мэцукэ

7. Принцип маай

8. Принцип сэн (4 момента реагирования, инициативы)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: