Виды и схемы боя на укулеле.




 

Укулеле обычно используется для гавайской музыки. С помощью такого музыкального инструмента могут реализоваться музыканты в стиле регги, джаза, фолка, кантри. Гитара на четыре струны позволяет разыгрывать аккорды. Бой на укулеле ничем не отличается от аналогичного на классической акустике.

Перед началом игры необходимо научиться чувству ритма. Некоторые люди умеют определять темп и ритм интуитивно, другим нужно развивать этот навык. Самый простой способ заключается в частом прослушивании музыки и определении такта.

* Достаточно постукивать по столу или прихлопывать ногой.

Бой играют ведущей рукой. Также можно тренировать обе попеременно. На маленьких моделях играют с помощью указательного пальца (начать бить пальцем по струнам сверху вниз и снизу-вверх), а на больших – щепоткой. Тренировки позволяют свободно играть бой ведущей рукой, не задумываясь над каждым движением.

* Вниз постарайтесь бить ногтем указательного пальца, а наверх, противоположной частью пальца. Если вдруг вам будет неудобно, то можно делать движения вниз сразу тремя пальцами, а вверх делать движение указательным.

Это все, что нужно добиться от правой руки на начальном этапе. В дальнейшем, вы сможете развивать свой навык и усложнять технику исполнения по мере развития вашего чувства ритма и привыкания к гавайской гитаре. Звук можно глушить, можно отдельно подключать к игре большой палец. Так же существуют различные ритмические рисунки с паузами во время игры и неравным количеством ударов наверх.

Если вы первый раз взяли в руки инструмент, то информация как играть бой на укулеле и какие бывают виды, может сначала показаться немного сложной. Не пытайтесь сделать все сразу, просто повторяйте движения и у вас все получится.

Положение и техника руки при бое на укулеле.

Держите свою играющую (в основном правую) руку свободно, будто вы держите небольшое яблочко.

Удерживайте руку напротив груди, не очень высоко.

Держите гриф примерно под углом 45 градусов, не задирайте высоко и не опускайте низко.

Рука должна задевать струну немного выше резонансного отверстия или в районе отверстия. Там струны самые мягкие и звук будет более мелодичным. Все зависит от вида укулеле — тенор, сопрано или др.

Любой музыкант скажет вам, что, быстро двигая рукой вверх и вниз, очень устает. Поэтому чтобы вы научились держаться дольше, учитесь двигать кистью, уменьшая амплитудное движение предплечья.

Когда вы идете вниз, вы должны задевать струны своим ногтем указательного пальца. А когда рука поднимается, задевайте струны кончиком или подушечкой указательного пальца или ногтем большого пальца. Главное – стараться делать мягко и плавно.

Не допускайте чтобы струны цеплялись за пальцы, а то так можно даже порвать нейлоновую струну на укулеле.

Виды боя.

Самые простые и широко используемые – это «четвёрка» и «шестёрка». Но есть «восьмёрка», бой по имени исполнителя (бой Цоя, бой Высоцкого и т.д.), бой по музыкальному направлению (кантри, регги, испанский и т.д.), по технике исполнения (смешанный, с перкуссией и т.д.).

Будьте внимательны с направлением стрелок: если это табулатура, то бой в противоположную сторону, а если простая схема, то бой в направлении стрелки!!!

Бой «четверка»:

Теперь перейдем непосредственно к схемам или ритмическим рисункам (штрихам). Первый и самый простой это "четверка".

Стрелки вверх это удары вниз по струнам, а стрелки вниз - удары вверх (по правилам табулатуры). Все удары имеют одинаковую длительность.

Рисунок (схема, штрих): вниз-вверх-вниз-вверх, делаем паузу, вниз-вверх-вниз-вверх, опять пауза и снова, вниз-вверх-вниз-вверх.

Цифры рядом со стрелками – аппликатура аккорда, в данном случае соль-мажор.

* Главное, чтобы пауза между ударами была одинаковая. Играйте под метроном. Исполнение упражнений под метроном повышает ваше чувство ритма и способствует прогрессу в музыке и технике исполнения.

Ещё два вида «четверок»:

Здесь направление движения по стрелке!!! Промежутки между стрелками – это пауза, есть пауза дольше, есть короткая, есть равная (одинаковая).

Иногда используется запись: вниз, вниз—вверх, вверх. (Тире — значит идет быстрый переход движения руки).

Бой «шестёрка»:

Это вариант уже посложнее, но и звучит он намного интереснее четверки.

Обратите внимание, не все удары имеют одинаковую длительность. Первый и третий это четверти, а остальные - восьмушки. Очень важно держать правильный ритм.

Здесь направление движения также по стрелке, как в «четвёрке».

Обозначения: Б – бас (движение большого пальца правой руки), Y – движение указательного пальца, Yх - движение указательного пальца с глушением (этот приём будет рассмотрен отдельно).

Бой «восьмёрка»:

И наконец, самый сложный вариант боя для начинающих — это «восьмерка». Три разные схемы. Первая:

Здесь уже используются даже шестнадцатые доли. Данный вид боя очень хорошо и интересно звучит. Освоив его, вы сможете играть многие песни и, слушатели будут в восторге!

Вторая:

Третья:

Выше в статье приведены три самых популярных схем боя в виде табулатуры и простых схем в виде стрелок с указанием в какую сторону бить (вверх или вниз). Очень желательно, если вы будете самостоятельно разбираться в обозначениях, ведь без этого играть музыку будет очень сложно.

Распространённые ошибки начинающих музыкантов.

* Неправильное удерживание инструмента. Также не стоит горбиться, от этого быстро появляется усталость. Укулеле расположена правильно, если её можно не придерживать левой рукой.

* Поддержание ритма. Для этого удобно использовать обычный метроном. При этом не стоит гнаться за определённым темпом. Для начала необходимо научиться играть медленно.

* Умеренность. Не стоит пытаться делать всё и сразу. Для начала музыкант должен разучить аккорды, отработать бои. Только позже можно переходить к разучиванию полноценных мелодий, песен.

* Дисциплина. Успешное обучение возможно только в том случае, если тренировки проводятся ежедневно. Это позволяет выработать навык и привыкнуть к инструменту.

При обучении стоит действовать последовательно и уверенно. Для упрощения можно использовать медиатор, но только не гитарный. Есть специальные пластинки для укулеле, они сделаны из войлока или подобного мягкого материала. Однако для начала музыканту всё же стоит научиться орудовать инструментом без вспомогательных элементов.

Попробуйте самостоятельно выполнить следующие упражнения.

* Игра на аккордах:

* Исполнить 32 вида боя, делая акцент (силу удара) на стрелке вниз:

Необходимо соблюдать не только акцент, но и исполнение слабых долей (здесь стрелки вверх) и длительность пауз между ударами. Все 32 вида - это «восьмёрки», так что считайте и отрабатывайте движения правой рукой.

 

 

* Совершенствование техники исполнения предыдущих заданий.

Бой (1й вариант): ↓↓↓↓ ↓↓↓↓ Бой (2й вариант): ↓↓↓ ↓↓↓ ↓↓

Первый вариант — просто играть все удары вниз, но ставить акценты в нужных местах.

Например, первая четверка ударов — там мы выделяем 3й удар. Как это сделать? Играем 3й удар громче, а остальные потише. Т.е. необязательно рвать струны на нужный удар. Можно просто сделать тише остальные, тогда нужный будет выделяться.

Тихие удары можно в данном бое вообще играть по 4й и 3й струнам, т.е. делать удар как бы короче по амплитуде.

Так играем две четверки с акцентом на 3й удар.

Потом играем второй вариант «восьмерку». «Восьмеркой» назовём группировку в ритме 3-3-2, т.е. когда можно посчитать «раз два три — раз два три — раз два».

Играется просто ударами вниз с акцентами на «раз», т.е. 1й удар, 4й удар и 7й удар.

Очень важно играть это без пауз и с правильными акцентами, чтобы стало похоже на «восьмерку».

Здесь показан еще один вариант «восьмерки». Схема такая: ↓↑↓ ↓↑↓ ↓↑

Здесь точно те же акценты. 3й и 6й удары можно, как и в бое выше, играть по 4й и 3й струнам и делать их короткими и тихими.

Ну и самое сложное — потом это все связать в один длинный бой.

* Бой с перебором:

Рассмотрим подробнее схему самого боя с перебором.

Схематически он выглядит так: 4 ↑ ↓ ↓ 3 1 2 1, где цифра обозначает номер струны. Т.е. бой у нас как бы переплетается с перебором. Дергаем 4ю струну, затем проводим сразу по 2м-3м струнам (1, 2, 3) вверх, затем таким же образом вниз и снова вниз, затем дергаем 3 струну, после дергаем 1ю струну, потом 2ю струну и, наконец, 1ю струну.

Для начала следует очень хорошо отработать правую руку, т.е. научиться играть этот бой без левой руки. Рекомендуется играть либо по открытым струнам, либо взять один аккорд, например, Am и играть по кругу, пока не получится на одном аккорде. Когда вы поняли: «Я так классно научился играть этот бой!» — можно уже подключать левую руку с аккордами. Вы хорошо играете этот бой, если можете играть и не смотреть на правую руку, если играете без пауз и затруднений, без скрипов, все струны звучат хорошо и равноценно, с четким правильным ритмом практически на автомате. И если всё получается, то можно идти дальше и подключать левую руку.

Эту схему 4 ↑ ↓ ↓ 3 1 2 1 (или 4 ↑ ↓ ↓) не обязательно четко играть. Имеются в виду направления стрелочек. Можно играть вместо «↑ ↓ ↓» вот так: «↑ ↓ ↑». Иногда это самый удобный и логичный вариант. Вы можете выбрать для себя любую удобную схему, звук очень сильно не изменится, у большинства и вовсе не будет разницы в звуке. Можно играть хоть три раза вниз ↓ ↓ ↓, хоть три раза вверх ↑ ↑ ↑. Адаптируйтесь, ищите для себя самый удобный и красивый по звуку вариант.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: