Проектирование туристского продукта — процесс превращения его замысла в реальный продукт, полезный для потребителя, технически и коммерчески целесообразный для туроператора.
Это предполагает в первую очередь организацию взаимодействия туроператора с партнерами и поставщиками. С одной стороны, туроператор проводит изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для разработки (сбыта) конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потенциальных туристов, с другой — организует с ними эффективное взаимодействие. Следует уточнить, что под партнерами подразумеваются иные туристские предприятия (как отечественные, так и зарубежные), участвующие в полном или частичном формировании (продвижении, реализации) туристского продукта туроператора, поставщики — производители первичных (базовых) туристских услуг, включаемых в тур. К ним, в частности, относятся транспортные компании, средства размещения, предприятия питания, экскурсионные, культурно-развлекательные и иные организации. Поиск партнеров и поставщиков осуществляется на основе анализа информации из Интернета, справочников, рекламных материалов. Важную роль играют также встречи и контакты с представителями отечественных и зарубежных предприятий туристской индустрии на выставках, ярмарках, презентациях.
Выбирая партнеров и поставщиков, туроператору целесообразно руководствоваться следующими принципами: ориентация не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочное сотрудничество; сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон и иметь перспективы развития; партнер должен обладать деловой репутацией и опытом предоставления туристских услуг на конкретном рынке или на рынках, близких к нему по своим характеристикам; услуги, оказываемые партнером, должны полностью соответствовать тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители; услуги, предоставляемые разными производителями, должны соответствовать одному уровню и стандарту обслуживания, а также восприниматься потребителями как сходные и взаимодополняющие друг друга. Поиск и отбор партнеров и поставщиков завершается заключением с ними соответствующих договоров и соглашений о сотрудничестве, на основе которых туроператор приобретает или бронирует оказание тех или иных услуг, предусмотренных туром. После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он осуществляет комплектацию тура из услуг поставщиков.
В зависимости от целевой направленности и назначения туристский продукт может включать в себя услуги по перевозке, размещению, питанию и программные. Обязательными при этом в соответствии с требованиями Закона о туристской деятельности являются услуги по перевозке и размещению туристов.
Услуги по перевозке (транспортному обслуживанию в рамках тура) можно разделить на три основных типа:
1 доставка туристов от места их проживания к месту назначения и обратно;
2 трансфер (предоставление транспортных средств для обеспечения встреч-проводов туристов);
3 транспортное обеспечение программных услуг тура.
Конкретное содержание услуг по перевозке, а также определение класса и условий их оказания зависят от целей и программы тура.
Услуги размещения предполагают обеспечение условий проживания туристов в различных по типу, уровню комфорта и месту расположения гостиницах и иных средствах размещения (пансионаты, мотели, кемпинги и т. д.) в зависимости от целевого назначения тура, количества его участников, продолжительности пребывания, а также в полном соответствии с уровнем и качеством других услуг, формирующих тур.
Услуги питания, обычно включаемые в тур, определяются количеством приемов пищи в течение одного дня обслуживания:
1 завтрак — одноразовое питание;
2 полупансион — двухразовое питание, обычно включающее завтрак и обед или завтрак и ужин;
3 полный пансион — трехразовое питание, состоящее из завтрака, обеда и ужина.
В ряде случаев в связи с выполнением программных услуг, включенных в структуру тура, возможна замена одного из видов питания «сухим пайком».
Включение в тур программных услуг (экскурсионных, развлекательных, познавательных, обучающих и др.) зависит от его целевой направленности, форм обслуживания (групповое или индивидуальное), видов туризма (рекреационный, деловой, религиозный и др.). При этом необходимо учитывать происходящие на туристском рынке изменения, которые можно охарактеризовать как переход от «конвейерного» туризма к дифференцированному.
Общей тенденцией является сокращение набора услуг в составе туристского продукта. С одной стороны, к этому туроператора толкают конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен. С другой стороны, при проектировании туристского продукта необходимо учитывать и психологию туристов, которым важен фактор свободы в выборе потребляемых услуг. По желанию им могут быть предложены дополнительные к основным (включенным в тур) услуги за дополнительную плату.
Технология проектирования тура предусматривает также выбор оптимального туристского маршрута. Туристский маршрут (от франц. marche — «ход», «движение вперед» и route — «дорога», «путь») — заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.
ЗАДАНИЯ:
1 Внимательно прочитать материал лекции «Проектирование туристского продукта »
2 Письменно ответить на вопросы:
- 1 В чем заключается сущность «Проектирование туристского продукта»?
- 2 Что включено в туристский продукт в зависимости от целевой направленности и назначения?
3 Выполнить практическое задание:
Спроектировать турпродукт, включая описание перевозки, размещения (отель HILTON г.Новосибирск), питания и программу по запросу туриста (1-2 места).
На ваш выбор предложены:
а Менеджер косметической компании (деловая программа)
б Семейная пара с детьми 4 и 7 лет (развлекательная программа)
в Две девушки 25 лет из Англии (культурно-историческая программа)
* для составления турпродукта выбрать одну группу туристов: