Полезность жизненного опыта В.В.Розанова
Доклад 22 марта 2019г. на конференции по В.В.Розанову в Христианской Гуманитарной Академии (Василий Васильевич Розанов 1856–1919 гг.)
40-летнпий В.Розанов писал: «В 1895–1896 году я определённо помню, что у меня не было тем. Музыка в душе есть, а пищи на зубы не было».
И как прочие бездари в творчестве по примеру Белинского, Добролюбова и пр. он занялся критикой:
«У Грибоедова везде недостаёт теплоты; у Тургенева нигде нет
религиозного, христианского глубокомыслия… Крылову недостаёт
интеллигентности», о М. Салтыкове-Щедрине - «Пренесносный Щедрин»,
«Как “матёрый волк” он наелся русской крови и сытый отвалился в
могилу (о Щедрине)».
о К. Леонтьеве - «Славянофил без добродетели», «Поджигатель», «хотел бы ввергнуть в борьбу и распрю, даже в страдание», «диктатор без диктатуры»
Наконец - «эхо-Пушкин нигде не внедряется в предметы, а, как волна только
окатывает их…».
В. Розанов: «Рот переполнен слюной, — нельзя выплюнуть. Можно попасть в старцев».
От Розанова больше всех досталось Николаю Гоголю - «у Гоголя нет благодушия и простодушия…», «холодный человек», «дьявол вдруг помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это
пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоразумение…», «Появление
Гоголя было большим несчастьем для России, чем всё монгольское
иго… В Гоголе было что-то от трупа».
Через 10-15 лет проследим эволюцию Розанова по отношению к Гоголю...
Поиски «пищи на зубы» привели В. Розанова 6 марта 1903 года к Льву Толстому: «Проговорили весь день… Между прочим о семье и браке, о поле, — я увидел, что во всём этом он путается, как переписывающий с прописей гимназист… и ничего в этом не понимает… Ни - анализа, ни - способности комбинировать; нет даже — мысли... С этим нельзя взаимодействовать, это что-то imbecile…» (слабоумное).
И Р. Написал работу «На закате дней», в которой додумался за три года до смерти Л. Толстого издевательски описать — как будет выглядеть смерть Толстого и реакция публики на это, — чтобы Л. Н. Толстой ещё при жизни смог почитать о своих похоронах…
В работе Розанова «Поминки по славянофильстве и славянофилах» (1904 г.) – досталось и славянофилам.
Мыслитель Розанов
«У меня есть какой-то фетишизм мелочей. Мелочи суть мои боги»
«Я ввел в литературу самое мелочное, мимолётное, невидимые движения души, паутинки быта», «Человек живёт как сор и умрёт как сор»
Родила червяшка червяшку.
Червяшка поползла.
Потом умерла.
Вот наша жизнь.
А на философском поле Розанов не мог не задеть великого В. Соловьёва.
Розанов и В.Соловьёв
«Такой будет жить “в номерах”, “гостить у приятеля”, но ни к кому
не станет “на хлеба”. “Соловьёв харчуется там-то”, — нельзя выговорить,
и просто такого не было», — писал с завистью и одновременно с ненавистью о В. Соловьёве Розанов.
«Вл. Соловьёв в высшей степени “властей не признавал”, и это было как-то метафизично у него, сверхъестественно; было как-то страшно и особенно».
«Соловьёв «был таинственным и трагическим образом
совершенно не русский».
«Многообразный, даровитый, нельзя отрицать — даже гениальный
Влад. Соловьёв едва ли может войти в философию по обилию в нём
Вертящегося начала»
Ситуация с В. Соловьевым напоминала известный сюжет из басни
«Слон и Моська». В. Соловьёв в 1894 году в статье «Свобода
и вера» очень метко обозвал В. Розанова — «Иудушкой Головлёвым»
за его «это своеобразное, елейно-бесстыдное пустословие».
А когда во сей своей славе Соловьёв 26 февраля 1900 года в помещении Петербургской городской Думы читал публичную лекцию и обратился к своей работе «Краткой повести об Антихристе» и стал рассуждать
об Антихристе и его разоблачении, — то в самый напряженный момент в полной тишине его недруг Вас. Розанов неожиданно с грохотом упал со стула в сопровождении дружного хохота и шуток о разоблачении антихриста Розанова.
Но В. Розанов наконец-то заподозрил слабое место Соловьёва и своё преимущество перед ним: «Уверен, что хотя “влюблены в него были многие”, но он никого решительно, ни одной девушки и женщины, не “поцеловал взасос”…».
И Розанов замахнулся в этой табуированной теме - в сексуальных отношениях на серьёзные открытия – и в его работе «Лунные люди» есть название главы «Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин», где Розанов вполне серьёзно пытался вывести математическую формулу половых отношений, но научного открытия у него не получилось. Хотя он сделал глобальный вывод:
«Связь пола с Богом — большая, чем связь ума с Богом, даже чем
Связь совести с Богом…».
В этой теме он обрушился с критикой на христианство и Пушкина - христианский брак по Розанову — это «голое и безлюбовное размножение», производство «духовных чад Церкви».
«”Татьяны милый идеал” — один из величайших ложных шагов
на пути развития и строительства русской семьи… Я говорю, идеал
Татьяны — лжив и лукав…».
Узнав, что в Индии есть два древних эпоса, он воскликнул: “Ничего в России нет, — нет вот такой Рамайаны и Махабхараты… Ничего нет…
Бездарный, слабый народ. Не великий духовно и умственно”» - это о русских.
Отсюда и знаменитый афоризм Розанова о России: «Свинья — Матушка».
Идеал во всем – и в половых и семейных отношений В. Розанов обнаружил не у индусов, а у евреев:
«Бедные торговки и сплетницы, несчастные процентщики и часовщики в дни труда и забот, — они среди свечей и огней священных воспоминаний в вечер истины (субботний вечер) как бы становятся царями земли… — “они возжигают свет новой жизни” не как свиньи и мы…»
И здесь начинается потрясающая трагическая история Розанова с евреями.
Розанов и евреи
«Всю жизнь Розанова мучили евреи. Всю жизнь он ходил вокруг —
да около них как завороженный…», — писала в мемуарах З. Гиппиус
Розанов объяснял: «Отроду я никогда не любил читать Евангелие. Не
влекло. Напротив, Ветхим Заветом я не мог насытиться…»
В. Розанов писал Гершензону: «Что касается евреев, то, не думая
ничего о немцах, французах и англичанах… - я как-то и почему-то “жида в пейсах” и физиологически (почти половым образом — В. Роз.) и художественно люблю и, втайне в обществе всегда за ними подглядываю и любуюсь… Мне все евреи и еврейки инстинктивно милы».
И много лет подряд Розанов стал петь гимн евреям.
«Только болваны — всемирные историки не догадываются, что без “жидка” гаснет всемирная история».
В 2000 году в России была издана книга еврейских авторов Ефима Курганова и Генриеты Монди под названием «Василий Розанов и Евреи», в которой авторы утверждают:
«Розанов нашёл в себе силы признать, что полумеры бессмысленны, что нужно или отбрасывать условности и открыто признавать собственное варварство, или нужно уживаться с народом Израиля и учиться у него великому искусству национального самосохранения, что сам Розанов и делал… Никто не захотел понять, что Розанов не осуждал, а
восхищался (евреями) и завидовал им…
Всякая попытка низвергнуть Израиль в бездну означает для
русского человека только решительный откат к дикости, к полному
озверению…
Отрицать избранность еврейского народа, считать её временной,
преходящей — это ересь, ведь бог избранность эту не отменил… И христианство было для мыслителя (Розанова) не что иное, как замутнённый
источник».
Перед еврейской, бундовской русской революцией в России 1901-1906гг. Розанов занимался откровенной пропагандой иудаизма и евреев в журнале «Новый путь», где с 1903 года Розанов печатает серию статей под названием «Юдаизм».
И закономерно, что жуткий террор Азефа, Гершуни, Рутенберга и пр. еврейских террористов Розанов принял с восхищением:
«”Явились как будто безбожники, а работают как ангелы, посланные Богом” – написал он в 1906 году. Соответственно радовался он массовому убийству террористами русской правящей элиты: например, после убийства Плеве радостный В. Розанов издал в Париже произведение под кощунственным названием «Когда начальство ушло», где писал:
«Сгорели в пожаре Феникса отечества религия, быт, социальные связи, сословия, философия, поэзия».
Молодой Н. А. Бердяев в 1907 г. дал точную оценку В. Розанову:
«Хвалёный “мир” Розанова есть кладбище, в нём всё отравлено трупным
ядом… Розанов… начинает флиртовать со стихией революции… Но политическая неосведомлённость, я бы сказал, почти малограмотность мешает Розанову разобраться в существующих политических течениях…».
В.Розанов против Христианства
И соответственно, когда в этот период революционные силы гнобили одну из опор народа и государства - христианство и особенно Иоанна Кронштадского, то Розанов старательно им помогал в этом своими многочисленными антихристианскими лекциями, статьями и книгами:
«Отчего падает православие», «Около церковных стен», «Русская церковь», «В тёмных религиозных лучах», «Тёмный лик», «Люди лунного света», - «наше христианство — нехорошо и душевредно» - писал он.
Не поняв, что либеральный кружок Гиппиус духовно связан с революционерами Розанов в своей бурной антихристинаской деятельности налетел на Мережковского:
«Открыв или перелистав его книги, можно прийти в смятение, в ужас, даже — в негодование. “Бог, Бог, Бог, Христос, Христос, Христос”, — положительно нет страницы без этих Имён…» И Розанов против Мережковского повторил свой излюбленный антисоловьёвский прием:
«“Идейно” вы можете говорить что угодно, а как вас положить в одну постель с “курсисткой” — вы пхнёте её ногой. Всё этим и решается.
А с “попадьею” если также, то вы вцепитесь её в косу и станете с ней кричать о своих любимых темах, и, прокричав до 4-х утра, все-таки в конце концов совокупитесь с нею в 4 часа, если только вообще можете совокупляться (в чём я сомневаюсь — Роз.). В этом всё
дело, мой милый, — “с кем можешь совокупляться”. А разговоры — про-
сто глупости…».
В это же время Розанов в очередной работе в 1909 году «О Песни Песней» продолжал петь восторженный гимн еврейской нации. И еврейский художник Бакст в благодарность от еврейского народа написал большой портрет Розанова – который сейчас в Третьяковском музее.
По своей политической безграмотности Розанов поссорился и с революционным писателем М.Горьким, без его согласия опубликовал приватную переписку между ними. По этому поводу известный писатель
Леонид Андреев писал в письме Горькому:
«Относительно Розанова — …Бывают же такие шелудивые и безнадёжно погибшие в скотстве собаки, в которых даже камнем бросить противно, жалко чистого камня». Хотя позже Горький ответит Розанову добром.