Организации, находящиеся под контролем или руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют государственный сектор национального хозяйства.
Государственная деятельность может осуществляться на правительственном, промежуточном - мезоуровне (региональном) и местном
уровне. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в различных странах регулируются по‑разному. В компетенцию местных территориальных органов власти традиционно входят вопросы охраны порядка, образования, уровня жизни. В США на местном уровне существует несколько государственных структур, каждая из которых имеет право взимать налоги и ответственна за руководство отдельными программами. Поэтому там существуют школьные, библиотечные, канализационные и прочие округа, и их количество около 100 тыс. ед.
Особыми составными частями государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты.
Однако границы между тем, что является государственными и негосударственными компаниями, в настоящее время размыты. В США, которые большое внимание уделяют правовому регулированию, крупнейшая компания Амтрак, учрежденная федеральным правительством для обслуживания национальных пассажирских железнодорожных перевозок, получает субсидии от федеральных властей, а во всех других отношениях действует как частнособственническое предприятие. В России такая же ситуация с ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России».
|
В экономически развитых государствах между государственными и частными структурами выделяются два наиболее важных различия:
• во‑первых, лица, ответственные за управление государственным учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран;
• во‑вторых, государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют. Государство имеет право принудить всех платить налоги, а в случае отказа конфисковать собственность неплательщика и заключить его в тюрьму. У государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для общественных нужд, но при этом оно должно уплачивать им справедливую компенсацию (право исключительного суверенитета).
В большинстве развитых стран государство может обязать молодежь к службе в армии. В частном секторе все контакты, обмены добровольны, и, соответственно, никакого принуждения частные институты делать не вправе.
В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Из развитых стран мира относительно невелика роль государства в экономике Японии и США, хотя и в этих странах в конце ХХ в. было значительным участие государства во владении железными дорогами, автомобильными шоссе, прочей инфраструктурой. Наибольшее распространение государственный сектор получил в Европе. В ряде отраслей ее экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства достигала еще в начале 90‑х гг. XX 60 %. В целом доля государственных предприятий в формировании ВВП Португалии и Греции до вступления в ЕС и кризиса составляла свыше 20 %. В начале 2000‑х гг. удельный вес госсектора достигал почти 18 % в Финляндии, а минимален был в Нидерландах (до 6 %) и Великобритании (до 3 %).
|
Ряд аналитиков выделяют три страновые модели госсектора: западноевропейскую, североамериканскую и азиатскую.
Для западноевропейской модели (Франция, Австрия, Португалия) характерен значительный по объему, высокоэффективный, щедро финансируемый и многоотраслевой госсектор.
Во второй — североамериканской (американо-канадской) — модели государственный сектор, наоборот, компактен, менее эффективен, скупо финансируем и специализирован главным образом на выполнении сугубо государственных функций.
Азиатская модель в наибольшей степени представлена экономиками Японии и Южной Кореи. Если в обеих предыдущих моделях налицо четкая грань между частным бизнесом и государством, то здесь эта грань размыта. Госсектор — формально небольшой, но имеющий серьезную финансовую и организационную поддержку своего собственника. Переплетение интересов сторон осуществляется через представителей государства в корпоративных структурах, а бизнеса — во властных.
Во все времена важнейшей государственной функцией было формирование и соблюдение юридических норм. Прошедший век, кроме это-
го, главными направлениями деятельности государства сделал также:
• производство определенных товаров и услуг;
• субсидирование частного производства (т. е. смежное с частным
владельцем финансирование);
• закупки товаров и услуг;
• перераспределение доходов, включающее в себя государственные
|
и социальные пособия (трансфертные платежи).
Концентрация процесса производства товаров и услуг на государственных предприятиях наибольшее распространение в мире получила в ряде государств континентальной Европы.
В индустриальных странах государство в определенных сферах приобретает значительное воздействие на решение проблем частных производителей с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при регламентировании деятельности производства, финансировании различных федеральных и правительственных программ. Государство предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в социальной сфере. Кроме этого, в по-
следние десятилетия большое распространение получили скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какого‑то иностранного товара или облагает его пошлинами. Несмотря на усилия Всемирного торгового общества, ратующего за открытость экономики и свободное перемещение товаров и капиталов, страны Евросоюза создают условия для поддержки своих товаропроизводителей, в результате цены на собственные товары увеличиваются. Таким образом европейские, американские, канадские и другие производители конкурирующих товаров получают поддержку. Но такое эффективное субсидирование производителей оплачивается не государством, а непосредственно потребителями. Государство широко обеспечивает также скрытое субсидирование путем кредитования по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации производства.
В мировой практике для управления свободными государственными финансовыми активами в целях реализации национальных приоритетов развития используются государственные фонды-корпорации. В таком качестве во многих странах (США, Япония, Германия, Канада, Южная Корея, КНР, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина и др.) существуют национальные суверенные фонды и банки развития, учреждаются и функционируют государственные производственные корпорации. Они используют финансовые ресурсы государства для непосредственной реализации программ и проектов развития, включая общественно необходимые программы в так называемых зо-
нах провалов рынка.
Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на астрономические суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т. д. В европейских странах данная цифра может достигать 40 %. Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение. Кроме этого, государственные закупки существуют в виде программ, направленных на содействие и регулирование торговли, строительство жилья и проекты развития городов, сохранение природных ресурсов и защиту окружающей среды. В США государственный спрос во всех его формах составляет более 90 % номенклатуры производимых в стране товаров и услуг. Расходы на государственное потребление в США составляют до 33 % ВВП, а в странах Западной и Северной Европы (Швейцария, Австрия, Франция, Дания, Герма-
ния) — от 35 до 48 % ВВП1.
Государство играет активную роль в перераспределении доходов, изымая деньги у одних лиц и передавая их другим. Основные виды перераспределительных программ:
1) программы государственной помощи, предоставляемой тем, кто слишком беден, чтобы получить квалификацию. Они осуществляются в виде денежных пособий или оплаты строго определенных товаров и услуг (натуральные пособия);
2) программы социального страхования, по которым помощь оказывает-
ся пенсионерам по возрасту, инвалидам, безработным и больным. Их можно назвать программами для среднего класса, потому что его представители являются основными получателями таких пособий, которые выплачиваются не по нуждаемости, а исходя из того, что получатели отвечают оговоренным требованиям, например, достигают определенного возраста.
С распространением идей монетаризма многие развитые страны взяли курс на сокращение государственной собственности, чему также способствует конверсия оборонно-промышленных предприятий. Уменьшение заказов на изготовление военного оборудования ведет к выводу соответствующих предприятий из ведения правительственных институтов и передаче в частные руки.
На размеры государственного сектора в индустриальных странах все в большей степени влияют информатизация и компьютеризация производства и в целом развитие сферы услуг. Развитые страны, прежде всего США, занимают лидирующее место в системе Интернета. Вместе с производством компьютеров, созданием программного обеспечения к ним информационное обслуживание и вся сфера услуг составляют в развитых странах свыше 70 % ВВП, а в США — еще больше. Соответственно падает доля госсектора, поскольку эти организации с самого начала создавались как частные, и правительство оказывало им определенную финансовую поддержку лишь на первоначальной стадии. Также способствует сокращению госсектора уменьшение доли промышленности в производстве ВВП, так как организации по оказанию услуг объективно являются небольшими и частными.
В период устойчивого роста экономики до «Великой рецессии» (2008–
2011 гг.) в странах «золотого миллиарда» государственный сектор уменьшался параллельно со свертыванием промышленного производства.
По всей видимости, на развитие госсектора в дальнейшем большое влияние будут оказывать условия функционирования топливно-энергетического комплекса каждой страны. В европейских странах, где энер-
гетических ресурсов немного, правительства вынуждены брать на себя заботу об электроэнергетике. Так, во Франции до 70 % электроэнергии вырабатывается на АЭС (вторые мощности в мире после США), и многие из этих станций являются государственными. В США госсектор в явной форме не может получить большого распространения, но, как уже было рассмотрено ранее, скрытое субсидирование, различные перераспределительные программы говорят о том, что в абсолютном измерении госсектор США сопоставим с таковым в Европе.
Государственный сектор в развитых странах все больше будет охватывать работу отраслей социальной сферы и услуг. Одной из тенденций научно-технического прогресса является введение всеобщего высшего образования, которое во многом базируется в государственных учреждениях. Сейчас набор учащихся в вузы от каждой возрастной группы в Республике Корее равен 98 %, Финляндии — 94 %, Греции — 91 % и т. д.
Сходная ситуация и в области здравоохранения: значительная часть его организаций находится в ведении муниципалитетов, и они могут конкурировать по объему и уровню предоставляемых услуг с частными медицинскими структурами.
Кроме стран «золотого миллиарда», все большее влияние на мировую экономику оказывают развивающиеся страны из Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, в Китае — самом населенном государстве мира — доля государственного сектора уменьшается, а с другой стороны, в динамично развивающихся странах, таких как Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тайвань, в абсолютном измерении растет государственный сектор, и можно сказать, что они повторяют историю европейских стран с лагом в 40–50 лет. В любом случае в этих странах будет расти потребность в смягчении социальных противоречий, и, как в 30–50‑е гг. ХХ в. эту заботу взяли на себя правительства европейских стран, так эти же функции придется брать на себя госсектору в Азии. Хотя менталитеты народов этих государств и различаются, а опыт Японии показывает, что прямого копирования экономического пути разных рыночных стран не будет, на наш взгляд, все же следует ожидать и расширения государственных закупок, и создания государ-
ственных медицинских программ (например, для борьбы со СПИДом), и прямого государственного финансирования фундаментальной науки и опытно-конструкторских работ.
По результатам опроса 12 тыс. респондентов из 24 стран на тему «Государство как лучший акционер», проведенного «Эрнст энд Янг» в ноя-
бре 2015 г., почти 40 % участников опроса отметили, что государственные предприятия обеспечивают лучшее в сравнении с частными качество обслуживания, а также способны успешно конкурировать с последними по уровню эффективности своей деятельности. По этим данным, высокая оценка роли госсектора в национальной экономике дана представителями стран с традиционно высокой долей огосударствления экономической жизни. 72 % респондентов из Китая и 83 % из России считают, что сохранение контроля государства над стратегически значимыми отраслями отвечает интересам страны.