Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта является основой.




Он вбирает в себя:

- идейно-тематическую сущность содержания;

- художественно-образную форму;

- сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от

номера к номеру);

- сценографию и атмосферу всего концерта;

- темпо-ритмическое развитие действия.

 

В поиске режиссерского решения не может быть готовых рецептов и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта - порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом. Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки - эпизодов - дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется - тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.

 

Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели - кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамики темпо-ритм. Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду. Восприятие номера, эпизода, всего концерта зависит не только от качества исполнителей, но и от того, что мы называем «сценической метафорой». Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.

 

Постановочный план массового праздника: ПРАЗДНИК, форма эстетической и художественной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким

 

активным и творческим участием масс, рассредоточен на обширной территории, предполагает одновременное возникновение, наличие многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное действие. Праздничное игровое общение включает в себя как неотъемлемую часть - зрелище - представление.

 

В русском языке праздник происходит от прилагательного «не занятый», пустой, порожний. Т.е это период когда не нужно работать.

 

Замысел-это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разреженности. Замысел в деятельность драматурга часто вкладывается как решение. /Марков/

 

Замысел понимание идеи произведения и способа его художественного выражения, а также план его воплощения форме сценического действия. Режиссёрский замысел должен охватывать и привести к художественному единству, все грани того необычайно сложного произведения, каким является представление. Очень важно, что бы все элементы замысла у режиссёра было ощущения целого и что бы все элементы замысла выражались из единого общего корня или из зеркала будущего представления.

 

Зерно это рассудочное определение, это не только мысль, но и особое чувство в душе режиссёра. Это как бы предощущение общего духа и направленность будущего представления, единство мысли и чувства.

 

Замысел- предполагает продуманность, четкость, разумное соотношение целого и частей, подчинение последних художественной целостностью.

 

Возникновение замысла - связанного с начальным периодом творческой работы режиссёра. Основная задача этого периода — написание сценария массового представления. В нём должен угадывать каркас будущего сооружения, его драматургические компоненты и опорные точки которые будут положены в основу представления.

 

Разработка замысла - охватывает период "сочинения" представления, когда режиссер находит сценическую форму для того содержания, которое заключено в сценарий и выявлено в процессе предварительной работы над ней. Сюда входят: верное понимание идеи, темы, сверхзадачи, сквозное действие, логические цепи событий, отбор главных эпизодов, трактовка образов-характеров действующих лиц, выделение конкретной обстановки и атмосферы в которой развивается сюжет, решение вопроса о жанре.

 

Итак создание замысла - процесс творческий и длительный. Замысел нельзя выдумать. Он должен сам родиться как активное, страстное желание воплощать художественно понятную и прочувствованную идею сценария. Что родился подлинный художественный замысел, необходимы воля, воображение вкус.

 

По учению Вахтангова - форма будущего представления, рождается сначала в режиссерском замысле, а потом в воплощении по воздействием трёх фактов:

• самого сценария со всеми особенностями содержания и формы.

• Того общественного и исторического момента, когда ставятся представление, т.е фактор

совместимости.

• Того коллектива, который ставит данное представление. С его творческими взглядами,

традициями, возрастом, профессиональными навыками, степенью и особенностями

мастерства.

 

Итогом разработки замысла будет составление постановочного плана, в котором режиссер намечает пути конкретизации своего замысла.

 

Приступая к созданию постановочного плана, строит его на сценарии массового праздника,

 

разработанного совместно с драматургом или поэтом. В работу вступают непосредственно композитор, дирижер, балетмейстер и т.д. Большое внимание уделяется работе с художником, от него зависит образно-пластическое решение массового праздника. Определяет образно-пластическое решение его идейно-художественная сила. Тут же работает художник но свету. А также монтаж номеров и эпизодов.

 

Постановочный план - включает все мероприятия по организации будущего представления, в том числе календарный план работ, начиная с первой репетиции и кончая датой выпуска представления. Режиссерский замысел, его видение будущею представления, находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. В процессе работы кое-что в плане может изменится, могут возникнуть дополнении по отдельным деталям. Но основное решение сценария, основной замысел постановщика не изменим и осуществляется и процессе всей работы над представлением.

 

В постановочный план входит:

1.Идея постановки и ее выражение и сверхзадаче представления;

2. Сквозное действие представления и логическая цепь событий;

З.Главные эпизоды н верная расстановка идейно-смысловых акцентов;

4.Характеристика действующих лиц и трактовка ролей, исходящие из решения славного конфликта;

5. Сверхзадача и сквозное действие с каждой роли. Логические цепи поступков героев в каждом

эпизоде;

6. Конкретная обстановка, в которой развивается сюжет представления;

7. Атмосфера представления и отдельных сцен. Соотношение целого и частей, решение в

ритмах и темпах представления;

8. Жанр массового представления /решение/;

9. Принципы мизансценировки, как одного из средств выражения идеи и постановки

10. Оформление представления; декорации, бутафория, реквизит, свет, музыка, шумы и т. д.

11. Календарный план работ:

а)содержание репетиции;

б)учебные мероприятия (лекции, беседы, занятия по речи и актерскому мастерству и т.д.); в) дата выхода массового представления

 

Монтажный лист, его значение в постановке театрализованных представлений. Надежный помощник режиссера в организации массового праздника. Это документ, включающий в себя все происходящее во время праздника: где происходит, с кем происходит, как происходит.

 

Примерный план построения:

 

Время от и до

Место

Количество участников ответственные

 

Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и уве­реннее он будет проходить. Такая же тщательность должна соблюдаться и при подборе ли­тературного материала для сценария массового праздника. Каким образом это делается? Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имею­щемуся худ. материалу в репертуаре исполнителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать. Во-вторых, то, что нужно дополнительно, ищите в произведе­ниях писателей и поэтов или, только в крайнем случае, пишите сами. В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово: оно лаконично, легко воспринимается, образно и потому особенно глубоко западает в сознание зрителя. При этом помните о самом взыскательном вкусе, о строгости отбора материала и избегайте многословия. Как только материал будет отобран, он должен быть внесен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на память, ни­когда не надейтесь на «авось». Все должно быть записано: ответ­ственный за каждое слово, за каждого актера, за каждое дей­ствие. Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по ко­торым работает режиссер. Они могут существовать самостоя­тельно, но чаще они составляют единый документ. Однако нельзя и подменять одно другим. Сценарий - это не про­сто организационный план праздника. Именно в нем сосредото­чено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник.

 

Постановочный план и его основные разделы. Работа реж. закл. в организации всех худ. элементов, которые составляют конечный творческий результат. В практике существуют формы записи реж. замысла на бумаге, т.е. постановочный план. В плане пишут все этапы замысла. Пост. план дает возможность грамотно зафиксировать реж. замысел, предшествует постановке работы. Две формы записи режиссерского замысла: театрализованного представления, массового театрализованного праздника. Содержание П.П. для театрализованного представления: вступление(мотивировка выбора темы Т.П.) мотивы выбора темы, ее соц. пед. значение для прогнозируемой аудитории. Идейно-тематическое содержание сценария: тема сценария: тема - предмет худ. исследования автора, она должна быть конкретна. Опр. темы д.б. кратким, нести в себе ответы на вопросы что, где, когда? Идея сценария: (основной вывод следуемый из темы) формулировка идеи отражает опр. причинно-следственные связи. Для опр. идеи привлекаются следующие грамматические формы: Благодаря тому, что…, Если…,Не смотря на то, что… Жанр сценарии: (эмоц. отношение автора к предмету худ. исследования). Конфликт сценария: определяем носителей конфликта, а также метод устранение их носителей. Действенное содержание сценария, определяем: сверхзадача представления (конечная цель ради которой в данной аудитории доказывается данная идея), событийный ряд (событие – действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства) С.р. это линия действенных фактов от начала до конца. Всем событиям дается действенное название (в глагольной форме). Сценические задачи исполнителей по эпизодам (действие его мотивировка и развитие): три вопроса: Действие (Что делаю?) Цель (Зачем делаю?)Актерское приспособление (Как делаю?) Если Т.П. бессюжетно, тогда событийный ряд и сценические задачи исполнителей по эпизодам, заменяется на одно определение – эпизодное построение, т.е., краткая характеристика эпизодов. Главные мизансцены (даем графическое изображение основных мизансцен). Сценографическое решение представления: эскиз оформления сцены или макет. Эскиз костюмов. Эскиз афиши, программы, пригласительного билета. Светомузыкальная партитура. План подготовки Т.П. (по С.К.Д.) Содержание П.П. массового праздника. 1.Социально-педагогическое значение события, которому посвящен праздник. 2.Идейно – тематическое содержание сценария. Тема. Идея. Жанр. Сверх задача (основные педагогические установки). Композиция сценария.

3.Организация реального действия.

 

Реальные герои, их роль и место в раскрытии идеи праздника. Приемы активизации участников праздника. Карта схема передвижения праздничных масс. 4.Пространственное решение М.П. Планировка декоративных элементов, и основных мест действия. Эскиз оформления стадиона, улицы, площади и т.д. Эскиз костюмов участников праздника. Эскиз афиши, программы, пригласительного билета. 5.Рабочий сценарий и монтажный лист. 6. Планирование подготовки и проведения М.П: план подготовки. План проведения.

 

Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественно целое, коим является сценарий театрализованного представления.

 

Монтаж- сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений.

 

Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии ТП «формы жизни» и «формы искусства» должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства

(Например: человек+чемодан+пассажир)

 

Существуют основные виды монтажа:

 

Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.

Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.

Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»)

Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.

Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

 

Функции монтажа:

1.Анализ синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства

2.Средство воплощения сюжета

3.Средство выражающее авторскую позицию

4.Драматургический метод организации материала

5.Средство художественной выразительности.

6.Формы организации зрительского восприятия

7.Различная организация эпизодов

8.Способ изменения жанра.

 

Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.

 

К наиболее распространенным приемам художественного монтажа относиться КОНТРАСТНОСТЬ – она основана на сближении противоположных, контрастных по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии ТП можно сопоставлять отдельные номера, эпизоды, заставляя зрителя сравнивать 2 факта, 2 явления, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

 

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – еще один свойственный именно сценарной драматургии прием монтажа, где 2 тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ – монтажный прием основанный на принципе действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно.

ЛЙТМОТИВ – (напоминание) – одна из особенностей драматургии ТП. Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.

 

На заключительном этапе создания сценария сценарист, приступая к монтажу, должен учитывать все предыдущие позиции, включающие сверхзадачу, замысел, сюжет, сценарный ход.

 

В сценарии ТП мы можем отбрасывать все промежуточное, все незначительное и оставлять лишь яркие, ударные пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценария ТП.

 

Музыка связывает главное действие с побочным. В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для последующего развертывания сюжетных линий.

 

Таким образом, сюжетная музыка может:

характеризовать действующих лиц;

указывать на место и время действия;

создавать атмосферу, настроение сценического действия;

рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

 

музыка может:

эмоционально усиливать монолог и диалог;

характеризовать действующих лиц;

подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля;

обострять конфликт;

рассказывать о действии за сценой;

подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

 

Виды мизансцен:

 

Круговая – по часовой – динамика движения

против часовой – антидинамика движения

Диагональная – слева направо – усиливает движение, начало чего-либо,

справа налево – затормаживает движение, конец чего-либо,

в целом удваивает объем

Фронтальная – необходима для укрупнения плана,

подавляющее на первом плане,

уравновешенное на втором плане

теневая на третьем плане

Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства

Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи,

для выделения солиста

Спиральная – вертикальная – бесконечность,

горизонтальная – эмоциональная насыщенность

Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте

Ассимметричная (флюсовая) – перевес

Полукруг – объединение единства

Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

 

Работа режиссера с реальным героем массового праздника: Кто может быть реальным героем? Основным критерием при выборе реального героя является трудовая деятельность, жизнь, семья, хобби, в общем то, что перекликается с теми событиями, которым посвящен концерт или праздник. Чтобы почувствовать себя участником программы, человек должен прийти движимый своим отношением к данному мероприятию, только в этом случае он станет активным его участником. Любое торжество должно быть нацелено на аудиторию, которая может заинтересоваться данным событием и активно сопереживать ему.

Пути выбора реального героя. Есть 2 пути: 1) Есть дата, событие, торжество – их виновники

2)Есть интересные необычные люди, которым можно посвятить программу, отсюда и тема программы (напр. Юбилей).

Сбор материалов и фактов о Р.Г.Прежде всего собираются географические сведения о Р.Г. (личное дело, рассказы коллег, беседа, фото и т.п.)

Пути включения Р.Г. (Реального героя) в программу.

1) От конкретного человека к обобщению, символу.

2) От обобщения к конкретному человеку. Очень важно, чтобы проводимое мероприятие доставило радость приглашенному человеку. Для этого можно использовать такие приемы, как неожиданная встреча, письмо, награда, подарок, произведение посвященное Р.Г., сюрприз. Это покажет человека в действии, в минуты переживания и радости, в отличии от сухих анкетных данных, поможет ему раскрыться (рассказать о себе что-нибудь свое, исполнить какой-нибудь номер)

Представление участника.

1)О Р.Г. рассказывает ведущий, родственник, коллега и т.п.;

2) Выступление самого героя: метод интервью, вопрос-ответ и т.п.;

3) Игровая ситуация: «Что? Где? Когда?», причем Р.Г. обязательно должен знать: а)когда его выход, б) где ему находиться в зале на сцене, на трибуне, в) сколько времени ему отводится на выступление, г) когда и куда ему уйти. Для этого желательно провести репетицию с реальным героем.

Раскрытие героя. В программе можно использовать элемент неожиданности. Это поможет Р.Г. раскрыться, вызовет эмоциональный всплеск (напр. встреча с однополчанами). Радость, которая взволнованно переживается Р.Г. ведет к эмоциональному переживанию и у зрителей. Если вручается подарок или награда, на глазах у зрителя – то он становится более дорог и памятен, и самому Р.Г., особенно если он специально подобран и продуман. Очень важно освятить не одну сторону жизни Р.Г. (напр. рассказать о его увлечениях).

Если реальный герой коллектив. Можно разделить его на группы: по возрасту, стажу, цехам, профилю занятий и др. признакам, но необходимо упомянуть всех членов этого коллектива (от директора до технички).

Художественная самодеятельность. Если используется номер худ. самодеятельности, то они должны быть как-то связаны с Р.Г., (напр. тематическая песня). Сам Р.Г. тоже может выразить желание исполнить какой-нибудь номер, но об этом лучше договориться с ним заранее.

Оформление. Худ. оформление или декорации подбираются так чтобы они дополняли документальный материал, усиливая эмоциональное воздействие и точно отвечая содержанию эпизода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: