Архитектура
В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Особого размаха оно достигло в Константинополе, прозванном современниками «вторым Римом». Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями был укреплен мощными стенами с бойницами и башнями, с величественными «Золотыми воротами». Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе.[5]Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчлененS вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий. нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий.
Храм Сергия и Вакха (527-536) - самая ранняя из сохранившихся константинопольских церквей Юстиниана. В плане церковь имеет форму квадрата, на востоке выступает одна алтарная апсида. Внутри восемь опор поддерживают перекрывающий здание свод. С точки зрения планировки эта церковь представляет собой не совсем правильный четырехугольник, который увенчан куполом. В восточной части полукруг апсиды закрыт темы учечеными снаружи гранями. На западе – низкий притвор, предшествующий главному нефу. Центральная часть здания с установленным на нее куполом представляет собой восьмиугольник, каждый угол которого занимает массивный столб, подпирающий верхнюю структуру. Своды облицованы отполированными мраморными плитами, которые, отражая свет, скрадывают реальную тяжесть и мощь архитектуры. Каменные капители колонн воспринимаются как тонкое кружево.
|
. Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в храме св. Софии в Константинополе (532—537). Строители храма Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя опыт Пантеона, создали образ иного художественного строя. В замысле храма св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства. Притвор, перекрытый крестовым сводом, боковые нефы и хоры походили на парадные залы дворца. Однако в образе храма раскрывается и более широкое представление людей той эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм св. Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме,— легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Храм св. Софии — огромная трехнефная базилика, приближающаяся в плане к квадрату (илл. 67). Внешний вид его прост и отличается массивностью форм. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом,каркас которого образует 40 арок. Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые в свою очередь опираются на шесть арок, покрытых сводами. Это плавное стенание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершины арок, купол вознесен головокружительно высоко и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкая оболочка его у основания прорезана многочисленными окнами, образующими подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн ж верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается за счет стен нефа, словно растворяющихся в многочисленных арочках и окнах, а также за счет раскрывающихся нишами апсид. Красочное убранство интерьера — стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой,— зрительно облегчает конструктивные части. В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста и ангелов. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства.
|
|
По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.
Архитектура Франции. Региональные архитектурные школы. Специфика функционального и пространственного решений (Храм «Клюни 3» аббатство Паре-ле-Мониаль, церковь Нотр-дам-ла-гранд в Пуатье, церковь Сен Фрон в Перигё»).
В начале XI века, после того как миновал страх перед ожидавшимся в 1000 году светопреставлением, христианская фантазия стала удаляться от старых традиций и создавать новые архитектурные формы, в которых римские элементы едва заметны. К типу базилики не прибавилось ничего нового, но все её части видоизменились. Вместо плоского потолка или заменяющих его открытых стропил появляется свод, алтарное помещение получает форму полукруглой ниши, отношение высоты к ширине здания изменяется. Все делается своеобразно стильным, и вскоре эта стильность получает изящество. Массивные пилястры внутри храма чередуются с легкими колоннами; капители стараются подражать коринфскому и римскому орденам даже тогда, когда составлены из фигур людей и животных. Форма латинского креста выражается в плане яснее. Фасад украшается двумя, в большинстве случаев четырехгранными башнями, разделенными на несколько этажей. Надпорталом проделывается круглое окно, так называемая «роза». Хор становится длиннее и иногда снабжается круговым обходом. Порой, надсредокрестием воздвигается купол.
Значительные шаги вперед делает и самая техника постройки, рассчитываемой на прочность. Внутри церкви замечается стремление к роскоши: стены и полы покрываются многоцветной инкрустацией, колонны пёстро расписываются. Таким образом возник романский стиль, усеявший Францию в XI веке и в первой половине XII полными величия и гармоничными в своих частях церквами, каковы St.-Etienne в Кане, St.-Sernin в Тулузе, St.-Trophime в Арле, Nôtre Dame в Пуатье и др.
Региональные архитектурные школы
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250).
Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.).
Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.).
На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.).
Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30).
Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
Клюни III
Длина базилики составляла 187 м, высота — 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра. Базилика была пятинефной; центральный неф был крупнейшим по высоте (30 м) среди романских храмов, ширина его составляла 15 м. К западной части здания примыкал длинный трёхнефный нартекс. Базилика имела два трансепта (гланый и придвинутый к алтарной части меньший) и большие хоры; главная апсида храма имела обход — деамбулаторий, который опоясывали малые апсиды (апсидолы). Малые апсиды также дополняли трансепты с восточной их стороны[6]. Широкий центральный неф был перекрыт цилиндрическим сводом. При сооружении свода строители применили новаторский приём, получивший впоследствии большое распространение в европейской храмовой архитектуре: своду с целью погашения бокового распора была придана стрельчатая форма[1][4]. Аркады малых нефов также получили стрельчатые очертания. В стенах были прорезаны большие оконные проёмы. Церковь украшали пять башен — одна на средокрестье, две симметрично расположенные на главном фасаде, а также две над большим трансептом. К внешним стенам храма были пристроены контрфорсы, которые впоследствии широко применялись в готической архитектуре. Готический портал собора — самая новая часть храма — был богато украшен аллегорическими скульптурами[7].
Внутреннее убранство церкви не сохранилось. В центральной апсиде храма размещалась фреска «Христос во славе», уменьшенная копия которой была размещена в капелле Берзе-ла-Виль и дошла до наших дней[7].
Церковь послужила образцом для многих архитектурных сооружений романского периода[1].
в Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. В 1089 году аббат Гуго (1049-1109) приступил к строительству третьей церкви Клюни. Уже в 1095 году папа Урбан II освятил главный алтарь и три дальние алтарные капеллы. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах. Но уже к 1258 году прежде могущественный монастырь превратился в синекуру. В 1790 году обитель была распущена, а в 1798 здание продали под снос. Его начали сносить в 1811 году, и теперь мы знаем только ее план и сохранившиеся южное крыло трансепта, хор, капители и некоторые отдельные элементы.
Это была самая большая церковь тогдашней Европы, длина ее достигала 187 м, длина большого трансепта – 71м, а пролет центрального нефа равнялся 15м. Она имела пять нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс. Как и большинство бургундских храмов, она представляла собой базилику с высоким центральным нефом и низкими боковыми. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.
Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы.
Декор должен был поражать великолепием. Помимо необычайно красивых капителей, притягивавших взор каждого входящего, все арки, окна и карнизы были окружены полосами скульптурного орнамента, а каждый полупилон имел каннелюры. В огромных канделябрах горели свечи, и их мистический свет падал на мозаики и статуи святых. Курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И, наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.
Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.
Ни одна светская постройка той эпохи не могла сравниться с Клюни. Во-первых, светские правители были вынуждены постоянно тратить большие средства на солдат и военное снаряжение, во-вторых, христианская мораль вообще запрещала накапливать богатство и стремиться к роскоши. А сама церковь и монастыри получали крупные и щедрые пожертвования.