В архитектуре же юго-западной Франции сильнее всего выразились особенности собственно романского периода французского зодчества.
По своему типу юго-западная и южная французская архитектура романского стиля существенно отличается от северной. В ней ясно ощущается воздействие традиций позднеримского и византийского зодчества. Характерный пример — церковь Сен Фрон в Перигё (1120—1179, рис. на стр. 256 и 257, илл. 188, 189).
Современный внешний вид собора несколько изменен позднейшими пристройками. В особенности многочисленные декоративные вышки нарушают спокойный и ясный силуэт пяти куполов и вносят в него чуждую величавому памятнику дробность. Тем не менее облик здания отличается благородной ясностью пропорций и торжественностью общей композиции. Относительно сохранился западный, главный фасад. Архитектура фасада сопоставлена — по принципу открытого и вместе с тем уравновешенного контраста — с непосредственно за ним расположенной башней.
Особенный интерес представляет планировка собора и интерьер, сохранившийся в главных чертах. В основу плана положен равноконечный крест с удлиненным западным концом, несущим высокую многоярусную башню. Главный купол покоится на четырех центральных массивных столбах-пилонах, накрест прорезанных узкими сквозными арками. Эти арки превращают каждую из опор в группу близко сдвинутых квадратных в плане столбов. Однако, поскольку арки не прорезают пилона во всю его высоту, он воспринимается и как единый массив, что подчеркивается также парными декоративными оконцами в верхней части каждой стороны пилона. Сдержанный, но нарастающий ритм полукруглых окон, арочек в пилонах и могучих под-купольных арок подготовляет полный спокойной силы взлет больших куполов и общий характер интерьера почти аналогичны собору св. Марка в Венеции, воздвигнутому в 11 в., возможно, византийскими мастерами по образцу церкви Апостолов в Константинополе. Однако близость планов и общей архитектурной композиции церкви Сен Фрон и собора св. Марка дают возможность уловить и то глубокое своеобразие в понимании архитектурного образа, которое отличает зодчих романского Запада от мастеров Византии и близкой к ним Венеции. Первое сразу заметное различие — высокая башня, вносящая в облик здания Сен Фрон мощный вертикальный акцент, резко и сильно контрастирующий со спокойным аккордом пяти куполов. ЗвонниНа же св- Марка построена позже, чем сам собор, несколько в стороне и противостоит его композиции, оттеняя гармоничность пропорций собора в целом. Особенно показательно сравнение внутреннего пространства обоих зданий. Украшенный мозаиками и колоннами из цветного мрамора роскошный интерьер собора св. Марка, как и большинство византийских и близких ему венецианских интерьеров того времени, волновал воображение своим живописно-сказочным очарованием, торжественной праздничностью. Наоборот, внутреннее пространство церкви Сен Фрон проникнуто строгим величием (илл. 188), основанным на выявлении четкой логики самой конструкции. Ровные стены с хорошо пригнанной каменной кладкой и геометрически ясные архитектурные объемы передают сдержанную силу простых, как бы обнаженных, монументальных форм. Иначе говоря, живописно сложной и динамичной компоновке пространства в интерьере венецианских и византийских зданий здесь противостоит более статичная, может быть, более примитивная, но более Энергичная и суровая концепция внутреннего архитектурного пространства. В соборе св. Марка заметно уменьшена высота пролета под восточным куполом, что усиливает впечатление движения при переходе из центральной зоны собора к алтарной его части, усложняя и обогащая интерьер. В церкви Сен Фрон купола почти одинаковой высоты; грани же поддерживающих арок подчеркнуты, что четко, почти грубо расчленяет внутреннее пространство на ясные архитектурные объемы. Купола венецианского храма возвышаются над почти сплошным рядом окон и как бы парят над охваченным сиянием подкупольным пространством. Купола Сен Фрона крепко сопряжены со своим основанием; стена не исчезает за светящимся ожерельем окон; наоборот, редкие окна, прорезая толщу купольных оснований, лишь подчеркивают их массивность, их конструктивную функцию.
|
|
Церковь Паре-ле-Монлиаль.
Внешний облик базилики одновременно торжественен, строг и аскетичен, он чем-то напоминает стиль германских церквей 10-11 веков. Храм состоит из нартекса 11 века и собственно здания базилики (1090 - 1109). Довольно низкий двухэтажный нартекспримыкает к главному нефу, по бокам от него находятся две башни. Центральные гранитные опоры нижнего этажа нартекса отреставрированы в 1856 году Эженом Милле, учеником Виолле-ле-Дюка. Колокольни фасада немного отличаются внешне шириной оконных проёмов и их декором; более строгая с узкими окнами южная колокольня, так же, как и нартекс, относится к 11 веку, северная – к 12. Одна из самых удивительных частей здания – величественная апсида, здесь все архитектурные объёмы располагаются пирамидально, что создаёт эффект многоуровневой ступенчатой постройки. Над зданием возвышается восьмиугольная колокольня со сводчатыми окнами, восстановленная в 1860 году. Три портала ведут внутрь базилики: западный и южный, декорированные колоннами со скульптурными капителями; северный, пышно украшенный в восточном стиле растительным орнаментом и розетками.
Основное здание состоит из трёх нефов с тремя пролётами, высокого трансепта и хоров, окружённых кольцевым обходом с тремя капеллами. Отголоски стиля Клюнивстречаются во всех частях храма: стрельчатые арки нижнего уровня, элегантныйтрифорий над ними и высокие тройные окна, множество других архитектурных особенностей романского бургундского стиля. Число три находит отражение во многих деталях базилики: три пролёта нефа, по три опоры между ними, три этажа, тройные окна, три капеллы. Нельзя не вспомнить о святой Троице и воротах в стенах Небесного Иерусалима (Иоанн Богослов, Апокалипсис). Капители большинства колонн украшены листьями аканта, однако встречаются и другие варианты декора:
* орёл - царь птиц, символ души, которая воспаряет над земной суетой (с орлом ассоциируют апостола Иоанна);
* лев, олицетворяющий силу и могущество, а также и королевскую власть, но не на небесах, в отличие от орла, а на земле; лев символизирует царственное начало Христа как царя Иудейского;
* грифон (лев с орлиной головой) – объединяет духовное начало с материальным.
К базилике примыкает скромная галерея, восстановленная в 18 веке. 11. Романская арх Германии. Развитие традиций арх Каролиингов - Имперские соборы в Майнце, Шпеере и Вормсе
|
В романскую эпоху формировался общеевропейский архитектурный стиль, для которого типичными были мотив полукруглой арки, базиликальный тип храма, массивные стены и башни с шатровым завершением, сложилось множество региональных художественных школ.Немецкая архитектура тесно была связана с каролингской. В 962 г. король саксонской династии Оттон I по примеру Карла Великого короновался в Риме императорской короной, положив начало "Священной Римской империи германской нации". Подъём империи при Оттонах сопрвождался бурным строительством.В церковном зодчестве господствовала трёхнефная базилика с высоким центральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами, а иногда и трансептами на восточной и западной сторонах, с башнями на средокарестиях и фасадах. Новый этап в истории немецкой архитектуры начался строительством монументальных храмов в имперских городах на Рейне. Возведённые в ХI-XII вв. соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе принадлежат к числу самых величественных и монументальных храмов романского стиля. Все они представляют собой длинные, строгих геометрических форм здания с толстыми гладкими стенами и узкими окнами. Симметрично расположенные с запада и востока трансепты фланкированы башнями со шлемовидным завершением. Такие же массивные приземистые гранёные башни отмечают оба средокрестья. Собор в Вормсе (1181 - 1234) был похож на неприступную крепость. Его толстые и гладкие стены, узкие окна, массивные башни выглядели суровыми и величественными. При этом, несмотря на внешнее сходство с постройками оттоновского времени, различие между этими знаменитыми "имперскими" соборами и церквами, возведёнными в монастырях "Священной Римской империи германской нации", очень велико. Заключается оно не столько в грандиозности размеров, сколько в новизне конструкции, при которой плоские деревянные перекрытия центральных нефов были заменены крестовыми каменными сводами. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени - феодальные замки и крепости.
Шпайерский собор.
увеличена высота центрального нефа и заменены деревянные перекрытия каменными крестовыми сводами, каждый пролет которых соответствовал двум пролетам боковых нефов.Опоры сводов усилили дополнительными колоннами.устремляется в небо своими башнями в количестве шести. Огромный каменный бассейн
стоит на площади перед главным фасадом собора.
Центр клуатра — внутреннего дворика собора — отмечает скульптурная группа «Елеонская гора»
Майнцский собор.
это большая трехнефная базилика, имеющая в плане форму латинского креста, с большой криптой, западным притвором и четырьмя башнями. Собор впечатляет своей монументальностью. Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь.
Вормский собор.
базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Внешний вид собора с двумя массивными центральными и четырьмя фланкирующими башнями отличается простыми, но пластически выразительными формами. ЗапаДные и восточные части здания разработаны неодинаково. Восточная абсида завершена не полукругом, а прямой стеной, более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы.
Майнц
собор в Шпеере
Вормс
Романская архитектура Италии. Особенности архитектуры главных центров культуры Италии. Культовая архитектура Токсаны - продолжение позднеантичных традиций(Сан Миньято аль Монте во Флоренции, соборный ансамбль в Пизе, церковь сан Дзено в Вероне)
В итальянской архитектуре этого периода не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе.Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры в Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями в городах и вне их, в Италии, раньше чем в других странах, строились здания, отражавшие классовое разделение населения, новые формы общественной и частной жизни горожан: многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции, здания ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений.
Деятельная общественная жизнь городских коммун, их стремление к политической и административной автономии породили в горожанах своеобразный патриотизм и рано осознанное чувство общественного долга. Они проявились не только в первых опытах народовластия, но и в развитии новых, светских тенденций в самых различных областях итальянской культуры.
Строительство зданий общественного назначения рано встало в центре всеобщего внимания и воспринималось как важнейшее дело всей общины.
Каждое из этих зданий, возникших и формировавшихся одновременно с теми общественными функциями, для которых они были предназначены, не было пассивным вместилищем нового государственного органа или общественного учреждения, но становилось его монументальным выражением и гордым символом. Именно поэтому такие здания навсегда сохраняли название органов, для которых они возводились, хотя впоследствии их функции неоднократно менялись вместе с политической структурой города.
Светские тенденции сказались не только в гражданской, но и в культовой архитектуре. Церкви часто служили для собрания городской общины в трудные минуты ее жизни. Они были гордостью общины, общественным достоянием, о величии и красоте которого специально заботились. Не случайно раннехристианские базилики, служившие прообразом церквей романской эпохи, повторяли формы древнеримских базилик, т. е. учреждений гражданских. Романский собор в итальянских городах — это «дом божий и народный», с вместительными нефами, кафедрой проповедника, иногда с большим атрием или нартексом
.
Особенно богато декорированы храмы крупнейших городов находящейся южнее провинции Тоскана - Пизы и Флоренции. Здесь в первую очередь должен быть отмечен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе, состоящий из облицованных светлым мрамором собора, падающей башни и баптистерия, эффектно раположенных на зеленом ковре травы неподалеку от берега Тирренского моря. Заложенный в1063 году архитектором Бускетом и завершенный в 12 веке Райнальдом собор представляет собой грандиозную, но простую в плане пятинефную базилику с плоским потолком в среднем нефе и крестовыми сводами в боковых. Ее трансепт имеет в средней части купол эллиптической формы. Крупные колонны в аркадах главного нефа увенчаны римско-коринфскими и композитными капителями. Поверхность стен облицована внутри белым и черным мрамором. Снаружи фасад украшен четырьмя рядами декоративных аркад.Шесть ярусов таких же аркад обивают стоящую в непосредственной близости от собора падающую башню, получившую свое название из-за сильно выраженного наклона (отклонение от вертикали на 4,5 м). Расположенный перед собором круглый баптистерий был позднее декорирован в верхней части готическими формами.
Связь с раннехристианскими базиликами Сан Миньято аль Монте вблизи Флоренции(11-12 вв.). Это просторная базилика без трансепта, крышу которой поддерживает открытая система стропил. Мощные аркады на коринфских колоннах разделяют церковь на три нефа. Аналогичная, но “слепая” аркада образует первый этаж фасада.Его стена геометрическим узором, выложенным из темного мрамора на светлом фоне. Высоко поднятый хор, замыкающийся одной апсидой, имеет внизу просторную крипту. В том же стиле убранства выполнен и восьмигранный баптистерий во Флоренции (12-начало 13вв.) В раннее средневековье стены Итальянского храма часто оживлялись узорным орнаментом, по своей сущности геометрическим и абстрактным. Романское искусство - и в этом заключается совершенный им переворот - дополнило, а иногда и заменило такой орнамент изобразительной пластикой, выполняющей в новом качестве его функции. И вот каменная гладь храма оживилась искусно высеченными человеческими изображениями, часто объединенными в многофигурную композицию, наглядно передающую то или иное евангельское сказание. Членение фасада, сами архитектурные формы определяют образный строй такой композиции
Церковь Сан-Дзено - одна из наиболее цельных и совершенных построек в романской архитектуре северной Италии. Она была сооружена в начале XII века, между 1120 и 1137 годами на месте более ранней церкви, разрушенной землетрясением.
Сан-Дзено задумывалась, как важное и торжественное сооружение общегородского значения. Церковь представляет собой большую трехнефную базилику без сводов. Ее некоторая приземистость зрительно практически не замечается благодаря ярко выраженному устремлению ввысь всех архитектурных и декоративных элементов фасада.
В облике Сан-Дзено зримо присутствует влияние ломбардской архитектурной школы, получившей, однако, своеобразную и оригинальную местную трактовку. Искусствоведы объясняют это тем, что Верона того времени была открыта как ломбардским, так и равеннским влияниям в архитектуре. Фасад церкви прост и стилен, он отмечен большим мастерством в пропорциях различных архитектурных элементов. Живописность церкви усиливается теплым тоном золотистого местного туфа-известняка, из которого сложен храм, сочетающегося со вставками из мрамора. Некогда эти вставки украшали рельефы на тему Страшного суда, которые приписываются скульптору Бриолото, но сейчас они едва заметны.
Центральный вход в церковь обрамляет высокий портал, типичный для архитектуры XII века. Его свод опирается на две изящные колонны, в основании которых помещены фигуры львов, терзающих добычу. Между капителями колонн и основанием свода находятся две кариатиды, поддерживающие арку. Средневековый скульптор очень реалистично изобразил напрягшееся человеческое тело, несущее непосильную тяжесть. По обоим сторонам портала вдоль фасада тянется изящная двойная аркада, ослабляющая ощущение тяжести и массивности сооружения.
В центральной части фасада расположено традиционное для средневековой архитектуры круглое окно над порталом - "роза". В Сан-Дзено оно носит название "Колесо фортуны", из-за того, что по его окружности скульптор поместил рельефные изображения людей, возносящихся вверх или низвергаемых судьбой. Эти фигуры завершают композицию из рельефов, свободно расположенных по фасаду.