Методика анализа общей рентабельности.




 

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины

производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Рентабельность целесообразно рассчитывать также по отдельным направлениям работы предприятия, в частности:

рентабельность по основной деятельности

 

Рез. от реал. * 100 / Зат. на произв. продукции

 

рентабельность основного капитала

 

Баланс. Пр. или Уб. / Сумма соб. ср. на начало года и на конец года

 

Порог рентабельности.

 

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависи­мость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализа­ции продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продук­ции снижается и появляется «эффект дополнительной при­были».

Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений од­ного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или за­купки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и пе­ременные. Ряд затрат предприятия может содержать как пе­ременную, так и постоянную части — так называемые сме­шанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию обо­рудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учиты­вать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов произ­водства.

Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реаль­ной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение переменных издержек и объе­ма производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на поку­паемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнози­руемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производ­ственным циклом, что дает возможность широкого примене­ния анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникаль­ной продукции.

Основной составной частью анализа безубыточности яв­ляется определение «точки безубыточности» («порога рен­табельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, свя­занные с производством и реализацией продукции.

При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

Минимальный объем реализации Qmin покрывающий за­траты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

 

Qmin = F/(P-a), шт. или в денежном выражении:

Bmin=F/(1-b)

 

где Q — количество единиц продукции;

Р — цена единицы продукции;

F—расходы постоянные;

V— расходы переменные;

а — величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b — доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при запланированных объемах произ­водства и реализации будет равна:

EBIT=PQ – F - a * Q,

где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

 

Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный подход лежит в основе управленческих ре­шений, связанных с ассортиментной политикой, с продвиже­нием продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение пока­зателей маржинальной прибыли вызывает необходимость до­полнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

Удельная маржинальная прибыль (GMgm) — производ­ный показатель, который характеризует величину маржи­нальной прибыли в цене единицы продукции:

 

GMgm = р - а,

 

где GMgm — удельная маржинальная прибыль;

Р — цена единицы продукции;

а — переменные затраты в единице продукции.

Коэффициент маржинальной прибыли — это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он пока­зывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):

 

KGM = GM/S.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: