Музыкальные шедевры» Автор О.П.Радынова




Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Автор считает важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические рекомендации

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: