Экономический анализ является важнейшей функцией управления предприятием, только на основе достоверной аналитической информации возможно принятие обоснованного управленческого решения.
↑ ↑ ↑ ↑
Рис. 1. Место экономического анализа в системе управления
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет и контроль, анализ хозяйственной деятельности и принятие управленческих решений.
Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления внутренних резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания.
В литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам:
Признак классификации | Виды анализа | Характеристика |
По отраслевому признаку | Отраслевой | Учитывает специфику отдельных отраслей экономики |
Межотраслевой | Является теоретической и методологической основой для всех отраслей экономики | |
По признаку времени | Предварительный (перспективный) | Проводится до осуществления хозяйственных операций |
Последующий (ретроспективный) | Проводится после совершения хозяйственных актов | |
По пространственному признаку | Внутрихозяйственный | Изучает деятельного отдельного предприятия |
Межхозяйственный | Сравнивается деятельность двух и более предприятий | |
По субъектам управления (по аспектам исследования) | Финансовый | Его основное назначение: изучение, диагностика и прогнозирование фин.состояния предприятия и выявление резервов повышения его финн. устойчивости, выявление резервов увеличения прибыли, роста рентабельности и проч (Проводится финн.службой). |
Управленческий | Проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам фин. политики, маркетинговой деятельности, совершенствования технологии и организации производства. | |
Технико-экономический анализ | Проводится технической службой предприятий (гл.инженер, гл.технолог и др., цель: изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на результаты деятельности предприятия.) | |
Инвестиционный | Используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. | |
Экономико-статистический | Проводится статистическими органами (для изучения массовых явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасль, регион) | |
Экономико-экологический | Проводится органами охраны окружающей среды (исследует взаимодействие экологических и экономических процессов) | |
Маркетинговый | Осуществляется маркетинговым отделом (изучение рынков сырья и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения. ценовой политики) | |
Логистический | С помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство, сбыт и способствует ускорению материальных и денежных потоков. | |
По методике изучения объекта | Сравнительный | Дает возможность сравнивать исследуемые объекты за различные периоды |
Факторный (количественный) | Количественно измеряет факторы, повлиявшие на изменение объекта изучения | |
Диагностический (Экспресс-анализ) | Способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов (Если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, это свидетельствует о росте остатков НЗП) | |
Экономико-математический | Выявляет математические зависимости (с его помощью выбирается оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов) | |
По субъектам (пользователям) анализа | Внутренний | Проводится аналитиками предприятия (для оперативного управления) |
Внешний | Осуществляется внешними специалистами (на основании финансовой и статистической отчетности) | |
По охвату изучаемых объектов | Сплошной | Анализируются все стороны деятельности хозяйствующего субъекта |
Выборочный | Проводится выборочная оценка | |
По содержанию программы анализа | Комплексный | Рассматривает все стороны деятельности предприятия |
Тематический | Анализирует отдельные направления деятельности (материальные ресурсы, производственная мощность и пр.) |
|
|
Каждая из вышеназванных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике проведения.
|
Принципы АХД
Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.
Научность -анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
1. Комплексность - анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
Системность - одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и с внешней средой.
2. Объективность - анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.
3. Действенность - анализ должен быть действенным, активно воздействовать на достижение поставленных целей, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и пути повышения эффективности деятельности.
4. Систематичность - анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
5. Оперативность - анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
6. Демократизм - предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
7. Эффективность -анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.
Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др.