Разработка экскурсии «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери»




 

Экскурсия - это коллективный труд многих людей, ее высокое качество - результат ряда служб, в том числе туристских фирм, рекламной компании, автопредприятия и др. Успешному проведению экскурсии должна способствовать хорошо налаженная организационная работа: и своевременно явившийся экскурсовод, и вовремя поданный автобус, и не опоздавшие экскурсанты, и четкая объективная информация о поездке, ее маршруте, продолжительности, порядке проведения, содержании.

В современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание.

Первые методисты экскурсионного дела, например, И.М. Грете, сводили сущность экскурсии к «моторности», т.е. передвижению. Более полное определение экскурсии было дано Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.

Понятие «экскурсия», согласно толкованию Б.В Емельянова, являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Таким образом, экскурсия - это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Разработка экскурсий состоит из следующих этапов:

) Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим проходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

) Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуального текста.

) Заключительная ступень - прием экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

) организационной;

) информационной.

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем. Которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Туризм - это важная форма воспитания молодёжи, ориентации её свободного времени. Через туризм происходит процесс социализации личности - воспитание высоких идеалов и отношений.

Возможность путешествия усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности. Вот почему познавательная функция в туризме является одной из главнейших.

Проблема исследования состоит в том, что при разработке туров российские турфирмы в недостаточной степени владеют теорией и методикой разработки туристско-экскурсионных программ турпродукта, что как следствие, ведет к снижению качества предлагаемого тура.

Поэтому было проведено данное исследование, целью которого является выявить недостатки предложенной методической разработки экскурсии.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

a Анализ экскурсионного рынка по экскурсиям на шоколадные фабрики;

a Изучение предложенной методической разработки с целью выявления недостатков.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава посвящена анализу экскурсионного рынка Санкт-Петербурга выбранной нами экскурсии. Рассмотрен перечень туристских и экскурсионных фирм, которые предлагают экскурсионные туры на шоколадные фабрики по всему миру.

Вторая глава посвящена анализу предложенной методической документации и фрагмента текста экскурсии «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери».

Для проведения подробного анализ потребовалось подробное изучение ассортимента услуг, предлагаемых туристическими и экскурсионными компаниями, такими как «Нева», «Ривьера», «ВТ-сервис», «Грезы».

В исследовании методической разработки данной курсовой работы нам оказали неоценимую услугу книги таких авторов, как Емельянов Б.В. «Основы экскурсоведения» и Долженко Г.П. «Экскурсионное дело»,

Теоретические основы туристско-экскурсионной деятельности рассматриваются также в работах Савиной Н.Б., Горбылевой З.М. и др. В этих работах анализируется сущность, признаки и функции экскурсии, история развития экскурсионного туризма, освещаются его различные аспекты, но проблемам развития детского туризма в России уделяется внимание в меньшей степени.

Специфика туристского продукта подробно изложена в работах Квартального В. А., в которых обобщен материал по вопросам создания и продвижения турпродукта. Технология создания туристского продукта рассмотрена в работе Запесоцкого А.С.

Анализ экскурсионного рынка по производственно-историческим экскурсиям. В данной части исследования будет проводиться анализ производственных экскурсий по России и миру. Будут рассмотрены туры нескольких турфирм Санкт-Петербурга, в ассортименте которых существуют экскурсии на какое-либо производство. В частности - экскурсии на шоколадные фабрики. В ходе анализа были использованы следующие методы маркетинговых исследований: контент-анализ турпредложений по данному маршруту; интервью с руководителями турфирм и специалистов, работающих по этому направлению.

Данный маршрут представляет большой интерес для туристов. Экскурсия на шоколадную фабрику - это незабываемо. А особенно для школьников.

Экскурсия «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери» является производственно-технической. Такие экскурсии обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков.

Если подобные экскурсии проводятся для учащихся старших классов, их цель определяется как профориентационная.

В нашем случае экскурсия на шоколадную фабрику знакомит экскурсантов с историей создания предприятия, с технологией производства шоколада.

Как удалось выявить, большинство турфирм предлагает подобного рода экскурсии в основном в зарубежных поездках.

Таким образом, исследование туристского рынка Санкт-Петербурга данной тематики, позволило выделить следующие турфирмы:

Самыми, пожалуй, интересными экскурсиями такого плана можно назвать туры турфирмы «Нева» и «Ривьера»:

«НЕВА» предлагает поездку на Шоколадную фабрику Fjallkonfekt (Фьялконфект). Маленькая частная фабрика, производящая шоколадные конфеты вручную по местным рецептам с начинкой из лесных ягод, собранных в горах Оре. Здесь можно увидеть процесс производства и купить подарок себе и друзьям.

«Ривьера» предлагает экскурсию «Шоколадная сказка для юных туристов» - экскурсия в музей конфетной фабрики «Kalev».

В Программу турфирмы «ВТ-СЕРВИС» по маршруту Хельсинки - Турку - Стокгольм - Копенгаген - Амстердам - Любек - Париж - Версаль - Диснейленд также входит посещение шоколадной фабрики в Швеции «Gorges du Lour».

Туристическое агентство «Грезы» предлагает эксклюзивные роскошные путешествия по европейскому континенту. Среди таких уникальных экскурсий можно выделить Экскурсию на шоколадную фабрику «Пейрано», Италия.

Структурное подразделение Центра Образования по экскурсионному и туристскому обслуживанию предлагает Экскурсию на шоколадную фабрику «Красный Октябрь» В программу входит: экскурсия по музею и обзор полного производства кондитерских изделий и шоколада, включая упаковочный цех, дегустацию, чаепитие, и многое другое.

В целом, экскурсий на данную тематику мало. В основном они входят в программы различных туров как отдельные экскурсии.

Анализ методической разработки экскурсии «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери». Данная глава посвящена анализу методической разработки экскурсии «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери». Здесь мы попытаемся детально разобрать маршрут, содержание, структуру методической разработки данной экскурсии, выявить ее сильные и слабые стороны.

Название. Название раскрывает основную цель экскурсии, ее содержание. Методическая разработка представленной экскурсии носит название «Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери».

Автору методической разработки необходимо особое внимание уделить названию экскурсии, так как название раскрывает основную цель экскурсии, ее содержание.

Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой.

Основная часть предложенной экскурсии посвящена технологии производства шоколада, и, в принципе предложенное название не плохое.

Маршрут. Данная методическая разработка прелагает следующий маршрут движения экскурсантов. Начинается в музее «Кэдбери», затем группа проходит от одного цеха к другому, осматривая этапы изготовления шоколада, так сказать «этапы рождения шоколада».

Данный маршрут имеет свои плюсы и минусы. Хотелось бы отметить следующие. На наш взгляд если экскурсия проводится для школьников, то она должна быть более интересна, и содержать не только беглый рассказ о специфике производства, но и включать в себя какой-то элемент «игры».

Зрительный ряд отражает подбор объектов показа.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событий, явлений, фактов, связанных с ними.

Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия, а сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.

Последовательность показа объектов в данной экскурсии соответствует логике изложения материала. Выделяются основные объекты показа, в данном случае - оборудование, на котором происходят различные процессы приготовления шоколада, а также показ шоколадных коллекционных изделий.

Организационные указания. Графа «Организационные указания» служит для того, чтобы экскурсовод точно ориентировался в проведении экскурсии. В данной графе помещают рекомендации по вопросам организации экскурсии: передвижение экскурсионной группы, расстановка группы и темп движения от одного объекта к другому, указания на остановки у конкретного объекта.

В методической разработке в этой графе делается, например, такая запись: «Расположить группу таким образом, чтобы всем были видны портреты создателей фабрики и образцы первых конфет…»

В представленной экскурсии в этой графе также указывается на обеспечение безопасности экскурсантов на маршруте. Например, «Соблюдать технику безопасности, т.к. производство в данном цехе происходит под большим давлением греющего пара».

Концепция предложенных методических приемов:

В ходе экскурсии не применяется особых методических приемов, многие из которых могли бы обладать значительной силой эмоционального воздействия.

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не будут созданы условия для наблюдения объектов.

Туристская группа относится к группам «неофициального» плана, поскольку её члены объединяются добровольно и связаны лишь чувством общности интересов по совместному проведению досуга - участию в познавательном туре. Нарушение этого правила (формирование группы с учётом и на основе общности целей) нередко является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Очень важно при построении туристического маршрута учитывать возраст экскурсантов и использовать всевозможные досуговые мероприятия в ходе тура. Разнообразный и интересный рассказ играет не маловажную роль при организации туристского маршрута для школьников.

Важное значение в туризме играет активное приобщение подростков посредством игры к участию в творческом процессе, а также в снятии психологического напряжения, раскрепощении скрытых резервных сил и выявлении интеллектуальных возможностей личности.

Экскурсия является важным звеном в учебно-воспитательном процессе. Она представляет собой целенаправленный наглядный процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях, что позволяет использовать экскурсию как метод воспитания и образования; экскурсия как форма как форма организации учебной работы становится все более важным средством развития познавательной деятельности школьников, следовательно, она может принести больше пользы в том случае, если будет правильно организована.

Важно, чтобы рассказ был не монотонный, как в представленной экскурсии. Экскурсовод слишком углубляется в исторические факты.

В данном случае для повышения качества восприятия материала школьниками во время экскурсии необходимо использовать некоторые педагогические приемы. Например, детям будет очень интересно поучаствовать в викторине, играх, беседах. Отвечая на вопросы, они еще раз вспомнят то, что узнали во время экскурсии по фабрике. Это позволит не только закрепить увиденное в процессе экскурсии, но и развить творческую активность подростков.

В целом экскурсия интересная, но построена она должна быть с ориентиром на школьников, которым был бы более интересен разнообразный рассказ, а не монотонное перечисление исторических событий и дат.

Выводы. Рассмотрев одно из направлений сферы туристской деятельности - экскурсионное обслуживание, определив факторы повышения качества экскурсионных услуг, следует отметить, что для повышения качества туристско-экскурсионного обслуживания в целом необходимо разработать стандарты на основные виды услуг и программы обслуживания на маршрутах, решив вопросы обеспечения современных форм и методов контроля.

Можно сделать вывод о том, что комплексный и дифференцированный подходы к разработке экскурсионного продукта являются важнейшими направлениями совершенствования организации экскурсионного обслуживания подрастающего поколения.

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Что касается создания экскурсионного продукта - это сложный процесс, требующий активного участия менеджеров и экскурсоводов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от их знаний, компетентности, степени практического опыта, усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов.

Комплексный подход при создании туристско-экскурсионных программ позволит создать благоприятные условия для успешного развития туризма в России.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

экскурсия шоколадная фабрика кэдбери

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: МарТ, 2005

. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. - Учеб. Пособие. - М.: Советский спорт, 2004

3. Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.С. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004

4. Зорин И. В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М., 2000.

5. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение: Учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. - Мн.:, 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: