МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения, они не входят в сферу деятельности ИСО.
Большинство стран — членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россто представляет Госстандарт РФ). Каждую страну в МЭК представляет национальный комитет.
Основная цель организации — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.
Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Он выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.
Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвует 15—25 стран. Россия ведет шесть секретариатов.
Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и технические требования к конкретной продукции. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации. МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой. Стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.
Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов». Главной целью Руководства является поиск защиты от различных видов опасностей.
Процедура разработки стандартов МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО. В среднем над стандартом работают 3—4 года.
В составе МЭК несколько особый статус имеет Международный специальный Комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами.
МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. В России порядок участия, цели и задачи оп-ределяются руководящими документами Госстандарта с учетом соответствующих положений Законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Эти документы едины для работы в ИСО и МЭК. В России внедрено более половины принятых МЭК международных стандартов в области электроники и электротехники. Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности.
Международные организации, участвующие в международной стандартизации
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ставит главной задачей в области стандартизации разработку направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области. ЕЭК ООН взаимодействует с ИСО, МЭК (в издательской работе) в решении проблем национальной стандартизации во всех странах мира.
В региональной стандартизации заслуживает внимания Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), ЕС по стандартизации в создании единого европейского рынка, Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», которое является неправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ(МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств; МГС принимает межгосударственные стандарты. В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.
Заключение
Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.
Список используемой литературы
1. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. Пособие / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2003. – 422 с.: ил.2. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 2001.