По игровым амплуа в современом баскетболе различают следующие позиции - атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют “плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова “playmaker”, что в переводе значит - тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом.
Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.
Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок“. Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс“. Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз“, который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА.
|
Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.
В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.
Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч “, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов.
|
Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок “крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча.
Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или “из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре.
До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и “микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель“ Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника“ Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют “малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником“. Майкл Джордан, которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические “полеты” над игровой площадкой получил прозвище “Их Воздушество”.
|
Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд“, игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд“ заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост.
При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет.
Правила
Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов).
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
· 1 очко — штрафной бросок
· 2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
· 3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации)
Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх четвертей, длительность каждой 10 минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28×15 м. Размер щита 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита и 3,05 м от уровня пола. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований длина окружности мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г,(для женских соответственно 72,4—73,7 см и 510—567 г).
Нарушения
· аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;
· пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
· нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
· 3 секунды — игрок нападения находится в «краске» (прямоугольная зона под кольцом) соперника более трех секунд в то время, когда его команда владеет живым мячом в зоне нападения;
· 5 секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
· Плотноопекаемый игрок — плотноопекаемый игрок не начинает ведение, не отдает передачу и не делает бросок по кольцу в течение 5 секунд.
· 8 секунд — команда, владеющая мячом в тыловой зоне, не вывела его в переднюю зону за восемь секунд;
· 24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела броска по кольцу. Счётчик 24 секунд сбрасывается, если мяч коснется дужки кольца. После этого атаковавшая команда может совершить подбор в нападении и получить право на еще одно 24 секундное владение. В случае получения фола или нарушения (за исключением выхода мяча за пределы площадки) защищающейся командой или другой остановки игры, нападающая команда получает право на:
· новое 24-секундное владение, если вбрасывание произойдет в зоне защиты владеющей мячом команды;
· продолжение отсчета времени с того же момента, если осталось 14 и более секунд владения;
· новое 14-секундное владение, если осталось 13 или менее секунд владения.
· нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) — команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.
Фолы
Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:
· персональный — фол игроку вследствие контакта с соперником;
· технический;
· обоюдный
· неспортивный;
· дисквалифицирующий.
Игрок, получивший 5 персональных и/или технических фолов (либо 6 фолов в НБА) или 2 неспортивных фола в матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший 2 технических замечания или дисквалифицирующий фол, удаляется с площадки и должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).
Введение
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. С момента своего «изобретения» игра в баскетбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве баскетболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации баскетбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.
Игра в баскетбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие баскетбола как игры ради отдыха, игра в баскетбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.
В своём реферате я расскажу о развитии баскетбола в мире и в нашей стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.
Заключение
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Список литературы
1.Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред.
Ю.М.Портнова. - М: Физкультура и спорт, 1998.
2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. М.Портнова. - М: Физкультура и спорт, 1997.
3. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение,1996.
4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол.- Минск: Полынья,1986.
5. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997.
6.Программа физического воспитания на основе одного из видов спорта // Физическая культура в школе.-1990.
7.Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение, М.: Физкультура и спорт, 1999.
План
I. Введение