Для обеспечения прибыльности предприятия следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри предприятия. Достижение максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.
Прибыль измеряется суммой и уровнем.
Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия.
Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.
В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, использования ОФ, рабочей силы, собственного и заемного капитала.
Прибыль ‒ конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.
В упрощенном виде прибыль ‒ разность между валовым доходом и издержками обращения (валовая прибыль). Она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.
Издержки обращения ‒ затраты, связанные с обращением товаров: транспортные расходы, расходы, связанные с содержанием зданий, сооружений, эксплуатацией оборудования, расходы по оплате труда, проценты по кредитам, прочие расходы.
Различают:
- Дополнительные издержки обращения ‒ связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения и увеличивают стоимость товара (транспортировка, упаковка, хранение и др.).
- Чистые издержки обращения ‒ обусловлены сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, не образуют новой стоимости (оплата труда кассиров, продавцов, расходы по ведению торговой корреспонденции и др.).
Экономическая прибыль – разность между валовым доходом и экономическими издержками (меньше валовой прибыли).
Цель торгового предприятия на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию.
В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли:
- прибыль (убыток) от реализации товаров ‒ определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения;
- прибыль от реализации основных фондов и иного имущества ‒ учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции;
- валовая прибыль ‒ характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям; с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия
- чистая прибыль ‒ та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль;
- налогооблагаемая прибыль ‒ сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению;
- прибыль от прочей деятельности предприятия.
Условия роста прибыли в торговле:
- расширение ассортимента товаров;
- внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом;
- отсутствие страхов перед коммерческим риском;
- разумное использование средств, получаемых от экономии затрат.
Для всех фирм обязательным условием является максимализация прибыли.
Правило в максимализации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам.
Предельные издержки ‒ дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции.
Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.
Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли:
- объем и структуру розничного товарооборота,
- рациональность использования ресурсов,
- осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых
- процессов и т. д.
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние.
Все факторы можно разделить на:
- основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли,
- второстепенные, влиянием которых можно пренебречь.
Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на:
- внутренние
- внешние.
Они тесно связаны между собой.
Внутренние факторы:
- Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
- Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара
- Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
- Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота.
- Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли.
- Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
- Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
- Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
- Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде.
- Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение.
- Моральный и физический износ основных фондов. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшего оборудования не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
- Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.
- Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
- Деловая репутация предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность.
Внешние факторы:
- Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.
- Развитие конкуренции. Оно оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, т.к. приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.
- Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров. Торговые предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.
- Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.
- Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющий размер прибыли и рентабельности.
Прибыль – важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость.
Основными источниками анализа деятельности предприятия являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках».
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия отражается в бухгалтерском балансе в виде балансовой прибыли.
Балансовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции, прочих видов реализации и внереализационных результатов (прибылей и убытков).
Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обязательств предприятия в едином денежном измерителе на конкретный момент времени.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и содержит следующие показатели:
- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
- себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
- прибыль/убыток от реализации;
- проценты к получению;
- проценты к уплате;
- доходы от участия в других организациях;
- прочие операционные расходы;
- прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности;
- прочие внереализационные доходы;
- прочие внереализационные расходы;
- прибыль/убыток отчетного периода;
- налог на прибыль;
- отвлеченные средства;
- нераспределенная прибыль/убыток отчетного периода.