Тема 11. Показатели деятельности предприятия




 

Для обеспечения прибыльности предприятия следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри предприятия. Достижение максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

 

Прибыль измеряется суммой и уровнем.

Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия.

 

Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.

 

В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, использования ОФ, рабочей силы, собственного и заемного капитала.

 

Прибыль ‒ конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.

 

В упрощенном виде прибыль ‒ разность между валовым доходом и издержками обращения (валовая прибыль). Она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.

 

Издержки обращения ‒ затраты, связанные с обращением товаров: транспортные расходы, расходы, связанные с содержанием зданий, сооружений, эксплуатацией оборудования, расходы по оплате труда, проценты по кредитам, прочие расходы.

Различают:

  • Дополнительные издержки обращения ‒ связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения и увеличивают стоимость товара (транспортировка, упаковка, хранение и др.).
  • Чистые издержки обращения ‒ обусловлены сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, не образуют новой стоимости (оплата труда кассиров, продавцов, расходы по ведению торговой корреспонденции и др.).

 

Экономическая прибыль – разность между валовым доходом и экономическими издержками (меньше валовой прибыли).

 

Цель торгового предприятия на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию.

 

В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли:

  • прибыль (убыток) от реализации товаров ‒ определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения;
  • прибыль от реализации основных фондов и иного имущества ‒ учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции;
  • валовая прибыль ‒ характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям; с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия
  • чистая прибыль ‒ та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль;
  • налогооблагаемая прибыль ‒ сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению;
  • прибыль от прочей деятельности предприятия.

 

Условия роста прибыли в торговле:

  • расширение ассортимента товаров;
  • внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом;
  • отсутствие страхов перед коммерческим риском;
  • разумное использование средств, получаемых от экономии затрат.

 

Для всех фирм обязательным условием является максимализация прибыли.

Правило в максимализации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам.

 

Предельные издержки ‒ дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции.

 

Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.

 

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли:

  • объем и структуру розничного товарооборота,
  • рациональность использования ресурсов,
  • осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых
  • процессов и т. д.

 

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние.

Все факторы можно разделить на:

  • основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли,
  • второстепенные, влиянием которых можно пренебречь.

Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на:

  • внутренние
  • внешние.

Они тесно связаны между собой.

 

Внутренние факторы:

  • Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
  • Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара
  • Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
  • Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота.
  • Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли.
  • Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
  • Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
  • Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
  • Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде.
  • Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение.
  • Моральный и физический износ основных фондов. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшего оборудования не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
  • Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.
  • Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
  • Деловая репутация предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность.

 

Внешние факторы:

  • Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.
  • Развитие конкуренции. Оно оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, т.к. приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.
  • Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров. Торговые предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.
  • Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.
  • Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющий размер прибыли и рентабельности.

 

Прибыль – важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость.

 

Основными источниками анализа деятельности предприятия являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках».

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия отражается в бухгалтерском балансе в виде балансовой прибыли.

Балансовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции, прочих видов реализации и внереализационных результатов (прибылей и убытков).

Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обязательств предприятия в едином денежном измерителе на конкретный момент времени.

 

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и содержит следующие показатели:

  • выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
  • себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • прибыль/убыток от реализации;
  • проценты к получению;
  • проценты к уплате;
  • доходы от участия в других организациях;
  • прочие операционные расходы;
  • прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности;
  • прочие внереализационные доходы;
  • прочие внереализационные расходы;
  • прибыль/убыток отчетного периода;
  • налог на прибыль;
  • отвлеченные средства;
  • нераспределенная прибыль/убыток отчетного периода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: