Порядок службы находится в Типиконе 25 декабря.




Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник

Если нет литургии, то

после чтения паремий, малой ектении и возгласа «Яко свят…» хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется),

диакон – Вонмем. Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...» после чтения паремий, малой ектении и возгласа Следует чтение Апостола (Гал., зач. 207), Евангелия (Мф., зач. 53). Затем ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...», ектения: «Исполним вечернюю». Возглас «Премудрость» и прочее по обычаю и отпуст

обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный).

Если есть литургия

«Яко свят…» хор: «Аминь, Святый Боже» и прочее последование литургии св. Василия Великого. На литургии читаются Апостол (Евр., зач.303) и Евангелие (Лк.,зач.5).

 

 

№29

Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И воспоминание избавления Церкве и державы Российския от нашествия галлов, и с ними двадесяти язык».

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. Вместо Трисвятаго – «Елицы во Христа крестистеся...» Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе...», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостол (Галатам, зач. 209). Евангелие (Мф., зач. 3).

В день Рождества Христова после Литургии совершается благодарственное молебствие, по случаю избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, и с ними десяти язык в 1812 году.

Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак: Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:\ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

Величание: Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.

№30

Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно.

Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в седмичные дни, когда бывает Богородичный праздник или святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных) и в Ирмологии.

Праздничные а нтифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников. наряду.

№31

Вместо Трисвятаго – «Елицы во Христа крестистеся...»

B некоторые дни церковного года Трисвятое заменено другими песнопениями, a именно: B день Рождества Христова, Богоявление, в Лазареву субботу, в Великую Субботу, во все дни Пасхи и в Пятидесятницу поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

№32

В самый день Господского праздника вечером совершается великая вечерня с входом и пением особого великого прокимна.

Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в субботу вечером поется прокимен воскресный: «Господь воцарися», а великий прокимен поется на праздничном всенощном бдении – «в пяток вечера».

№33

Канун праздника, 5 января, называется навечерием Богоявления, или сочельником. Порядок богослужений в навечерие Богоявления

− Если навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресенья, то в этот день, утром, совершаются: великие (или царские) часы, чин изобразительных и вечерня с литургией святого Василия Великого, в конце Литургии – Великое освящение воды.

− Если навечерие Богоявления совпадет с субботой или воскресеньем, то великие часы переносятся на пятницу и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после которой служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику, затем – Великое освящение воды. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника.

− Праздничное рождественское всенощное бдение всегда начинается Великим повечерием.

− В Русской традиции чин Великого освящения воды совершается в навечерие и в сам день праздника.

№34

Чин Великого освящения воды является не отдельным чинопоследованием, а входит в состав богослужения сочельника. Если в сочельник служится Литургия св. Василия Великого, то освящение воды бывает по заамвонной молитве. После освящения – «Буди имя Господне...», «Благословение Господне на Вас...» и окончание литургии.

№35

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то освящение воды бывает в составе вечерни: Сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», Просительная ектения, возглас: Буди держава Царствия..., Освящение воды, по окончании освящения – «Премудрость» и окончание вечерни. (Освящение воды совершается и самый прадник Богоявления).

№36

Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова, великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде, особо. Схема и сам чин великого повечерия – те же, что и на Рождество Христово. Канона два. Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина.

Тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный».

Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

№37

Великая вечерня.

Предначинательный псалом. Великая ектения. «Блажен муж...»

1.В субботу вечером (праздник – в воскресенье) – вся 1-я кафизма;

2.В неделю вечера (праздник – в понедельник) – 1-й антифон 1-й кафизмы;

3.В другие дни – стихословия нет.

Стихиры на Господи, воззвах на 8, Слава и ныне – праздника. Вход. Прокимен дня. Если прадник будет в субботу, Великий прокимен поется на великой вечерни, т.е. в пятницу вечером. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен: «Господь воцарися...» На великой вечерни в самый день праздника поется великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли...»

Паремии:

1-я – Исход, гл. 24. 12-18 (Моисей получил от Бога скрижали);

2-я – Исход, гл. 33. 11-23, 34. 4-6, 8 (Моисей молит Бога увидеть Его лицем к

лицу);

3-я – 3 книга Царств, гл. 19, 3-9, 11-13, 15-16 (Илия шел до горы Хорив 40

дней).

На литии – стихиры праздника. На стиховне – стихиры праздника с их припевами На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды), гл. 7: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим

славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Утреня.

на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды). Рядовые кафизмы, после ектении – седален праздника. Полиелей. По полиелее поется величание, избранный псалом: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение». После малой ектении – седален праздника. Степенна – 1-й антифон, 4 гласа. Прокимен: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадоватася», Евангелие – Лк., зач. 45. Воскресение Христово не поем. Псалом 50. «Слава: Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...» и стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...» Канонов два – св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: «Крест начертав...» Песни Священного Писания в соединении с канонами следует стихословить по разделу Ирмологиона: Поем Господеви. По 3-й песни – малая ектения, седален. По 6-й песни – малая ектения, кондак: «На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние» и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни. Припев: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа», имеется только один для обоих канонов. Ирмос 9-й песни: «Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем». Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни. По 9-й песне – малая ектения, светилен праздника. Всякое дыхание и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех на 4, Слава и ныне – праздника. Великое славословие. Тропарь праздника. Ектении. В конце утрени – отпуст праздника: «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш...» Часы. Слава, тропарь праздника, И ныне, богородичен часа. По трисвятом: кондак праздника. По окончании 1-го часа вместо «Взбранной Воеводе…» – кондак праздника.

По заамвонной молитве – освящение плодов. После заамвонной молитвы, при пении тропаря «Слава, и ныне», кондака, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву на освящение винограда: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый...»; а если нет винограда, то читается другая молитва: «Владыко, Господи Боже наш...» – «о приносящих начатки овощей»1. После чего окропляет плоды святой водой при пении тропаря2. Далее – «Буди имя Господне...» Благословение винограда бывает или в конце Литургии по заамвонной молитве (Типикон, последование 6-го августа: принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре, т.е. по раздаянии антидора) или по отпусте Литургии.

№38

В Православной Церкви празднуется 14 сентября по юлианскому календарю (27 сентября по новому стилю).

Приготовление Креста.

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. На престоле Евангелие поставляется на горнее место (как на Литургии). После отпуста малой вечерни (если она служится), на 9-м часе или перед началом всенощного бдения совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и кадя Честный Крест, произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог...» Диакон читает (тихо): Трисвятое по «Отче наш...» Иерей: «Яко Твое есть царство...» Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне» – кондак: «Вознесыйся на крест волею...» Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении свещеносца со свечей и диакона с кадилом (обычно диакон в левой руке держит свечу, а в правой – кадило) переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия. Перед престолом ставится зажженная свеча. Иерей кадит Честный Крест. Оба поклоняются Кресту. Отпуста чина не бывает.

№39

Полиелей по традиции совершается в алтаре.

Величание праздника и избранный псалом. Духовенство поет величание перед Крестом, который лежит на престоле. Затем совершается каждение алтаря, иконостаса, всего храма по обычаю. Седален по полиелее, глас 8-й, «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего», стих: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь». Прокимен произносит диакон на горнем месте, держа в руках Евангелие. Евангелие – от Иоанна, зач. 42 (от полу) – читается в алтаре. После Евангелия – «Воскресение Христово видевше...» Евангелие диакон держит на горнем месте. По окончании пения Евангелие поставляется на престол и на середину храма не выносится.

Если Господский двунадесятый праздник выпал в Неделю, пение Воскресение Христово видевше... отменяется. Во время 50 псалма – целование Евангелия.

№40

Чин Воздвижения Креста

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели место (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют: «Господи, помилуй (100 раз). В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, «на пядь до земли». По мере опускания Креста звучание певцов понижается и стихает. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью певцы переходят на более высокие и сильные звуки и заканчивают пение троекратным громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении «Господи, помилуй» в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя медленно поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа. В современной традиции Крест поливают водой. В воду можно добавить несколько капель ароматов. Вода сливается в лохань, которую держит еще один священник). После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Певцы – «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Рцем вси». Певцы – «Господи, помилуй» (100 раз). Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение священник совершает опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им, рцем вси». После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак Креста: «Вознесыйся на Крест волею...» При пении кондака предстоятель полагает Крест на аналой. Священник с народом поет трижды «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» с земными поклонами. Затем это песнопение трижды повторяют певцы (особенным распевом). При пении стихир на поклонение Кресту, глас 2-й, 5-й, 6-й и 8-й: «Приидите, вернии...» и др., совершается поклонение Кресту, целование его и помазание елеем. Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», просительную: «Исполним утреннюю молитву...» и далее по обычаю окончание всенощного бдения. Если совершался чин воздвижения, то сугубая ектения опускается, т.к. она произносилась во время самого чина воздвижения. Отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых...» Существует практика начинать отпуст словами: «Воскресый из мертвых, Христос...»

№41

ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КАК ГРАНЬ МЕЖДУ ЛЕТНИМ И ЗИМНИМ ПЕРИОДАМИ УСТАВА

Устав чтения кафизм, пения тропарей, называемых "Непорочны", и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительными являются два периода: летний и зимний, разделенные между собой праздником Воздвижения Креста Господня. По уставу положено в летний период — от Фоминой Недели до отдания Воздвижения включительно — во все дни седмицы на утрене читать по две рядовых кафизмы и на вечерне — одну рядовую кафизму. На воскресной утрене читаются две кафизмы и вместо полиелея поются Непорочны, то есть 17 кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней с бдением или полиелеем). Второй большой период (зимний) начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября/5 октября) до субботы перед Неделей о блудном сыне, за исключением времени от предпразднства Рождества Христова (20 декабря/2 января) до отдания Богоявления (14/27 января). Второй период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерне — 18 кафизмы, а на воскресной утрени пением вместо Непорочнов (т. е. 17 кафизмы) — полиелея "Хвалите Имя Господне" (Типикон, гл. 17). Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря/2 января по 14/27 января чтение кафизм и пение в воскресенье Непорочнов (17-й кафизмы) совершается по тому же уставу, как в первый (летний) период. Но если праздник Рождества Христова случится в воскресенье, то бывает полиелей (О чтении кафизм в период подготовительных Недель к Святой Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано при рассмотрении служб Святой Четыредесятницы).Полиелей "Хвалите Имя Господне" поется в седмичные и в воскресные дни, как в летний, так и в зимний период устава, если в эти дни случаются праздники Господские, Богородичные и святых с бдением и полиелеем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: